На вчерашнем поэтическом собрании, где мне довелось пить чай, среди прочих была поднята одна волнующая меня тема: должно ли стихотворение нести мораль - и можно ли считать настоящим хорошим поэтом только такого, чье творчество имеет положительное влияние на его и последующие эпохи. По первому вопросу мнения разошлись, а по второму почти все ответили: да, поэт должен иметь авторитет, на что-то реально влиять и вообще глаголом жечь сердца людей.
Я сидела и молча пила чай, потому что понимала: мне с моими убеждениями здесь лучше не высказываться. Во-первых, я вспоминала семинары детских писателей, на которые езжу уже три года и которые сильно обогатили меня в плане понимания, что такое детская литература и почему писать ее неимоверно трудно, труднее, чем для взрослых. Есть одно негласное правило, которого придерживаются все детские писатели: не учить "в лоб". Никакой открытой морали, дидактики, "будь хорошим мальчиком, а то придет ночью Бабайка и съест тебя". У ребенка должен быть выбор. Максимум, на что имеет право автор - поставить своего героя в сложную с точки зрения морали ситуацию и легкими (легчайшими!) штрихами обозначить свое к ней отношение. И пусть читатель на этой ситуации учится, сам делает выводы и решает, сторону какого из героев принять.
А во-вторых, история литературы причислила к классике самую разную поэзию: томные любовные стихотворения Сафо, бескомпромиссную гражданскую лирику Некрасова и "Шепот, робкое дыханье" Фета, которого за эти стихи при жизнь только что сапогами не пинали - мол, как это "искусство ради искусства", что ты для народа-то сделал?.. Я глубоко убеждена в двух вещах: 1. Поэт никому ничего не должен. 2. Стихотворение никому ничего не должно. Поэт пишет, потому что не может не писать, как женщина на сносях - уж простите за сравнение - не может сделать над собой усилие и не родить. Это в его (ее) природе. А стихотворение просто хочет быть написанным, состоявшимся. Я не знаю, почему, но для него это принципиально важно. Облечься в форму чернильных строк или электронного файла, обзавестись названием и финальной точкой. Песня хочет быть спетой - даже если ее не услышит никто, кроме автора. Украшение хочет быть созданным - даже если ювелир вдруг поймет, что оно получилось слишком личным, и решит никому его не продавать и не выкладывать в блог фотографии. Все хотят жить. Страстно, отчаянно хотят состояться. По-моему, это самое честное желание на свете, и оно не требует никаких оправданий вроде "я написал это стихотворение про больную бабушку, чтобы пробудить в людях совесть" или "я собрала это украшение, чтобы увеличить количество красоты в мире".
...А еще, думается мне, Бог, создавая этот мир (я сейчас не про религию, а исключительно про мифологическую метафору), даже не думал о том, чтобы на кого-то повлиять и кому-то что-то доказать. Возможно, он просто делал то, что ему в этот момент хотелось, видел, что получается хорошо - и радовался.
Рулетка запускается!
Я сидела и молча пила чай, потому что понимала: мне с моими убеждениями здесь лучше не высказываться. Во-первых, я вспоминала семинары детских писателей, на которые езжу уже три года и которые сильно обогатили меня в плане понимания, что такое детская литература и почему писать ее неимоверно трудно, труднее, чем для взрослых. Есть одно негласное правило, которого придерживаются все детские писатели: не учить "в лоб". Никакой открытой морали, дидактики, "будь хорошим мальчиком, а то придет ночью Бабайка и съест тебя". У ребенка должен быть выбор. Максимум, на что имеет право автор - поставить своего героя в сложную с точки зрения морали ситуацию и легкими (легчайшими!) штрихами обозначить свое к ней отношение. И пусть читатель на этой ситуации учится, сам делает выводы и решает, сторону какого из героев принять.
А во-вторых, история литературы причислила к классике самую разную поэзию: томные любовные стихотворения Сафо, бескомпромиссную гражданскую лирику Некрасова и "Шепот, робкое дыханье" Фета, которого за эти стихи при жизнь только что сапогами не пинали - мол, как это "искусство ради искусства", что ты для народа-то сделал?.. Я глубоко убеждена в двух вещах: 1. Поэт никому ничего не должен. 2. Стихотворение никому ничего не должно. Поэт пишет, потому что не может не писать, как женщина на сносях - уж простите за сравнение - не может сделать над собой усилие и не родить. Это в его (ее) природе. А стихотворение просто хочет быть написанным, состоявшимся. Я не знаю, почему, но для него это принципиально важно. Облечься в форму чернильных строк или электронного файла, обзавестись названием и финальной точкой. Песня хочет быть спетой - даже если ее не услышит никто, кроме автора. Украшение хочет быть созданным - даже если ювелир вдруг поймет, что оно получилось слишком личным, и решит никому его не продавать и не выкладывать в блог фотографии. Все хотят жить. Страстно, отчаянно хотят состояться. По-моему, это самое честное желание на свете, и оно не требует никаких оправданий вроде "я написал это стихотворение про больную бабушку, чтобы пробудить в людях совесть" или "я собрала это украшение, чтобы увеличить количество красоты в мире".
...А еще, думается мне, Бог, создавая этот мир (я сейчас не про религию, а исключительно про мифологическую метафору), даже не думал о том, чтобы на кого-то повлиять и кому-то что-то доказать. Возможно, он просто делал то, что ему в этот момент хотелось, видел, что получается хорошо - и радовался.
Рулетка запускается!
В смысле, будучи уже беременной?
Именно так всегда и представляла Его "работу" =) Особенно выйдя вечером из офиса и буквально натолкнувшись на потрясающе раскрашенное небо или особенно ярко сияющее осеннее дерево.
---
Написала сказкошутку, маленькую и неидеальную, но давно рвавшуюся наружу.
------------------------
Выразила позицию по важному вопросу. Работаю.
Написала отчет по 4 неделе ПуХа.
Работаю и наслаждаюсь музыкой.
По поводу "МиМ" - очень верная мысль. И она применима ко многим книгам.
Я согласен по поводу того, что ни поэт, ни стихотворение никому ничего не должны. Это же вообще так субъективно! Любое произведение, стихотворение там, картина, украшение, это как пятно Роршаха. Каждый увидит что-то свое. Все в глазах смотрящего.
Обрабатываю фото украшений.
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Жаль, что после школы мало кто обращается к нему, а ведь он тоже задавался всеми этими вопросами.
Пишу внезапно необходимую концепцию диплома, придумываю открытку.
P.S. Мультфильм чудесный.
Сильвара среброволосая, басня Крылова - ответный аргумент на мое замечание про Булгакова? Ух ты!
----------------------------
Написала посты в Рипол и Рипол-Кит.
Flash, еще года четыре назад я бы с тобой не согласилась. Как же это так - творчество ради творчества? А доброе и вечное? А народ?
Это очень верно, по-моему. Там, где один видит уродство, второй найдет красоту, и наоборот. А бывает так, что все произведение - сплошной сгусток боли и душевной тьмы, который ты выплескиваешь на бумагу, чтобы тебя самого не затопило этой темнотой - а кто-то читает и восклицает: "Сколько надежды в этих строках, сколько силы!"
На том поэтическом вечере был один священник. Он рассказал, что когда читал проповеди с мыслью чему-то научить людей, вложить в их головы конкретное полезное знание - его не понимали. Вообще. И тогда он решил читать по-другому - обращаясь не к пастве, а к себе, как бы объясняя самому себе эти вещи, рассуждая вслух и пытаясь разобраться в волнующей теме. После этих проповедей к нему стали подходить люди, которые говорили, что он своими словами коснулся самой их души и что-то в ней изменил.
И как на этот рассказ отреагировали те, кто утверждал, что искусство должно быть "для народа"?
Все равно какая-то размытая граница получается...
Флэш, а за эту историю отдельное спасибо. Лично для меня это невероятно важное продолжение поста. Такое чувство, что я поняла что-то очень важное.
Отличная история о священнике применима ко многим областям деятельности, творческим, по крайней мере. Когда начинаешь делать что-так, как будто для самого себя, объяснять так, словно самому себе - обязательно находятся слушатели, зрители и поклонники.
так же нельзя писать песню, которая позовет людей в притоны. Это не авторский долг а человеческий. Человек не должен нарушать нравственных и юридических законов общества. Поэтому и автору не стоит создавать то, что окрасит зло в привлекательные тона.
Сильвара среброволосая, желаю Вам вдохновения!
Flash, успехов!
Шенайя, поздравляю с отчетом!
Yulita_Ran, прекрасное сочетание!
Ульве, здорово! А чем рисуете?
Karolina Cienkowska, успехов Вам! Надеюсь вскорости полюбоваться на Ваши шедевры.
Парасоль, удачи в борьбе с дипломом!
------------------------------------------
Вязала детскую кофточку.
Мне "с идеей" пишется проще и глубже. Но повторюсь, скорее всего это особенность крупной прозаической формы) Стихотворения (хоть и редко) я пишу на одном порыве, и конечно ни о каком намеренном и продуманном "послании читателям" речи не идет.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Расписала двадцать девятую сцену "Колыбели". Очень схематично, но эта глава должна писаться на одном дыхании, конспект под нее не напишешь заранее. Поняла, что мне нужно к этой главе сочинить две песни как минимум О___о Одна - патриотический марш на известную мне мелодию, вторая - лирическая. Хватаюсь за голову и пытаюсь вызвать в себе отголоски поэтического умения))
По-моему, впечатлились. По крайней мере, повисла пауза, и возражений не было.
~Энни, Флэш, а за эту историю отдельное спасибо. Лично для меня это невероятно важное продолжение поста.
Да не за что
Такое чувство, что я поняла что-то очень важное.
Расскажи потом, если это будет уместно и можно?
Yulita_Ran, Когда мои студенты говорят, что хотят своим творчеством "вбивать в головы людей такие-то и такие-то мысли", я спрашиваю у них, кто им дал право кому-то что-то в головы вбивать, это раз, и почему они уверены, что умнее и лучше тех самых людей, это два
По-моему, это очень правильная позиция. Спасибо!
Сильвара среброволосая, я бы переформулировала так:
Невозможно написать искреннюю хорошую песню, поставив себе цель: а напишу-ка я песню, которая позовет людей на баррикады.
И точно так же невозможно написать искреннюю хорошую песню, которая позовет людей в притоны.
Вы такие песни вообще слышали? Я - нет. Но я убеждена, что хороши (и поведут за собой) только те песни, что идут от сердца. Если вы искренне пишете про притон, значит, вы видите в падших девушках красоту и любовь, недоступную другим. Главная героиня романа Коэльо "Одиннадцать минут" - проститутка. Но после чтения этой книги не хочется идти в бордель, а хочется стать терпимей и нежнее к людям, изучить себя и свои желания, пересмотреть мечты и страхи. Потому что эта книга написана от сердца и с любовью.
Сэль, Хм. Мои любимые и уважаемые Олди пишут, что в романе обязательно должна быть идея
Так "идея" не значит "мораль".
Вообще, идея - это хорошо. Хорошо, когда она есть; когда она не назойлива, но легко прочитывается. Но я не согласна, что идея должна быть обязательно, а если ее нет - то произведение никуда не годится. Если бы я следовала этому принципу, в БоСХе было бы вполовину меньше новелл. Потому что в половине случаев я осознавала, в чем суть и идея этой главы, только после ее завершения. А иногда - лишь через несколько дней, да и то после подсказок читателей! Идея необязательно первична. Иногда сначала появляется чувство, или образ, или просто красиво звучащая строка - а уж к ним подтягивается все остальное.