На вчерашнем поэтическом собрании, где мне довелось пить чай, среди прочих была поднята одна волнующая меня тема: должно ли стихотворение нести мораль - и можно ли считать настоящим хорошим поэтом только такого, чье творчество имеет положительное влияние на его и последующие эпохи. По первому вопросу мнения разошлись, а по второму почти все ответили: да, поэт должен иметь авторитет, на что-то реально влиять и вообще глаголом жечь сердца людей.
Я сидела и молча пила чай, потому что понимала: мне с моими убеждениями здесь лучше не высказываться. Во-первых, я вспоминала семинары детских писателей, на которые езжу уже три года и которые сильно обогатили меня в плане понимания, что такое детская литература и почему писать ее неимоверно трудно, труднее, чем для взрослых. Есть одно негласное правило, которого придерживаются все детские писатели: не учить "в лоб". Никакой открытой морали, дидактики, "будь хорошим мальчиком, а то придет ночью Бабайка и съест тебя". У ребенка должен быть выбор. Максимум, на что имеет право автор - поставить своего героя в сложную с точки зрения морали ситуацию и легкими (легчайшими!) штрихами обозначить свое к ней отношение. И пусть читатель на этой ситуации учится, сам делает выводы и решает, сторону какого из героев принять.
А во-вторых, история литературы причислила к классике самую разную поэзию: томные любовные стихотворения Сафо, бескомпромиссную гражданскую лирику Некрасова и "Шепот, робкое дыханье" Фета, которого за эти стихи при жизнь только что сапогами не пинали - мол, как это "искусство ради искусства", что ты для народа-то сделал?.. Я глубоко убеждена в двух вещах: 1. Поэт никому ничего не должен. 2. Стихотворение никому ничего не должно. Поэт пишет, потому что не может не писать, как женщина на сносях - уж простите за сравнение - не может сделать над собой усилие и не родить. Это в его (ее) природе. А стихотворение просто хочет быть написанным, состоявшимся. Я не знаю, почему, но для него это принципиально важно. Облечься в форму чернильных строк или электронного файла, обзавестись названием и финальной точкой. Песня хочет быть спетой - даже если ее не услышит никто, кроме автора. Украшение хочет быть созданным - даже если ювелир вдруг поймет, что оно получилось слишком личным, и решит никому его не продавать и не выкладывать в блог фотографии. Все хотят жить. Страстно, отчаянно хотят состояться. По-моему, это самое честное желание на свете, и оно не требует никаких оправданий вроде "я написал это стихотворение про больную бабушку, чтобы пробудить в людях совесть" или "я собрала это украшение, чтобы увеличить количество красоты в мире".
...А еще, думается мне, Бог, создавая этот мир (я сейчас не про религию, а исключительно про мифологическую метафору), даже не думал о том, чтобы на кого-то повлиять и кому-то что-то доказать. Возможно, он просто делал то, что ему в этот момент хотелось, видел, что получается хорошо - и радовался.
Рулетка запускается!
Я сидела и молча пила чай, потому что понимала: мне с моими убеждениями здесь лучше не высказываться. Во-первых, я вспоминала семинары детских писателей, на которые езжу уже три года и которые сильно обогатили меня в плане понимания, что такое детская литература и почему писать ее неимоверно трудно, труднее, чем для взрослых. Есть одно негласное правило, которого придерживаются все детские писатели: не учить "в лоб". Никакой открытой морали, дидактики, "будь хорошим мальчиком, а то придет ночью Бабайка и съест тебя". У ребенка должен быть выбор. Максимум, на что имеет право автор - поставить своего героя в сложную с точки зрения морали ситуацию и легкими (легчайшими!) штрихами обозначить свое к ней отношение. И пусть читатель на этой ситуации учится, сам делает выводы и решает, сторону какого из героев принять.
А во-вторых, история литературы причислила к классике самую разную поэзию: томные любовные стихотворения Сафо, бескомпромиссную гражданскую лирику Некрасова и "Шепот, робкое дыханье" Фета, которого за эти стихи при жизнь только что сапогами не пинали - мол, как это "искусство ради искусства", что ты для народа-то сделал?.. Я глубоко убеждена в двух вещах: 1. Поэт никому ничего не должен. 2. Стихотворение никому ничего не должно. Поэт пишет, потому что не может не писать, как женщина на сносях - уж простите за сравнение - не может сделать над собой усилие и не родить. Это в его (ее) природе. А стихотворение просто хочет быть написанным, состоявшимся. Я не знаю, почему, но для него это принципиально важно. Облечься в форму чернильных строк или электронного файла, обзавестись названием и финальной точкой. Песня хочет быть спетой - даже если ее не услышит никто, кроме автора. Украшение хочет быть созданным - даже если ювелир вдруг поймет, что оно получилось слишком личным, и решит никому его не продавать и не выкладывать в блог фотографии. Все хотят жить. Страстно, отчаянно хотят состояться. По-моему, это самое честное желание на свете, и оно не требует никаких оправданий вроде "я написал это стихотворение про больную бабушку, чтобы пробудить в людях совесть" или "я собрала это украшение, чтобы увеличить количество красоты в мире".
...А еще, думается мне, Бог, создавая этот мир (я сейчас не про религию, а исключительно про мифологическую метафору), даже не думал о том, чтобы на кого-то повлиять и кому-то что-то доказать. Возможно, он просто делал то, что ему в этот момент хотелось, видел, что получается хорошо - и радовался.
Рулетка запускается!
Мне сейчас вспоминается наш разговор с другом отца об "Анне Карениной" Толстого. Когда Льва Николаевича спрашивали, что за мысль он вложил в роман, тот отвечал, что хотел показать, как карается судьбой неверность супруги мужу. Но в те времена это было идеологической нормой, а после в романе нашли другую идею: карается неверность Анны самой себе. Героиня наказана смертью за то, что любила одного, а жила с другим. Предполагал ли у себя такую мысль Толстой, никто не знает.
Есть у меня стихотворение, написанное из желания показать себе и читателям одну занятную мифологическую деталь, которую я узнала из сборника средневековых преданий Амфитеатрова. Просто рассказать о том, как это бывает. Через пару дней читатели уже мне говорили о моих же идеях, которые я хотела якобы вложить в стихотворение. Сначала я честно сопротивлялась, говоря, что ничего такого не предполагала, и вообще тут же ясно написано - это один из тысяч примеров средневековой легенды. А потом подумала: может, они правы и в стихотворении действительно больше, чем сознательно вкладывала я.
И еще один случай из уроков белорусской литературы. Приболела у нас тогда учительница, и занятие вела психолог. И после прочтения поэмы "Нарочь" она спросила, какая же была у автора цель, когда он создавал эту поэму. Ну, мы, наученные говорить о высоких идеях, сразу начали предполагать, что "синие занавески символизируют высокую духовность" и так далее. На что психолог ответила: "А вам не приходило в голову, что автор мог просто проникнуться древней легендой и изложить ее в поэтической форме?"
------------------------------
Написала полстихотворения, подобрала красивущую музыку на синтезаторе.
скорее уж карается ее нежелание быть матерью. Помните то презрение, о котором она говорила о материнстве, и как похвалялась, что ее прооперировали?
Честно говоря, я вообще в романе не увидела ни одной из трех упомянутых идей. Классика в то время была слишком сложна для меня, подростка, но я допускаю, что в произведении, помимо толстовской, официально озвученной идеи, есть еще очень много других пластов, которые находят читатели. И ответ на вопрос "что карается" у каждого, вероятно, свой. Может, вообще все скопом
А может, несоблюдение техники безопасности на железной дороге.Категорически не помню, что я делала в тот день (кажется - связала немного шарфика), но хотела сказать огромное спасибище за пост ^^
А в принципе как вы относитесь к идее "должен" . Т.е. не в смысле поэта, а просто по жизни. Должны люди что-то друг-другу, родителям, детям, или каждый живет как знает и делает что хочет исходя из своего?
Я его исповедь читала... ну в общем жалко его становится. Он реально верил в то, что говорил и так и не понял, что ж так плохо все вышло... У него красивые по форме размышления, но я их пропускаю через критику самой идеи.
Уальд кстати не сказать что прям аморален в творчестве, например, в Дориане Грее у него мораль довольно правильная: не важно какой ты с лица, если внутри у тебя дрянь... но почему-то понимают многие эту книгу иначе...И идея, что Дориана испортили плохие книги и влияние там очень понятная и верная.
С другой стороны, я изрядно повеселилась, читая его "Женщину, не стоящую внимания" - так похоже на одну из пьес Островского (вот никак не вспомню название). И тоже очень правильные идеи.
Судьба Уайльда и впрямь печальна. Я читала только биографию, до исповеди не добралась, но и так его жаль. Но идея, изложенная выше, не о счастье, она о творчестве. И тут он во многом прав.
Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.). Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения .Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).
В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения. Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность. Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому. Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я.
Мне кажется глупо слепо следовать чужим стандартам, но и отвергать их с презрением только потому что они общественные и поддаются изменениям тоже не стоит. Форма скорее поддается изменениям, но есть какие-то вещи в основе своей. Ведь есть вещи, которые мерзость однозначно, хоть справа смотри, хоть слева, хоть в каком веке не родись... А если этого не чувствуешь, а люди вокруг чувствуют, наверное надо задуматься, а не нести в мир с лету свои идеи... мне так кажется.
Странно выходит: обществу не должен, а своему внутреннему желанию должен? Быть рабом общества плохо, но не сильно лучше быть рабом желаний и побуждений.
Я просто как раз сторонник идеи, чтобы авторы думали, прежде чем мир радовать. Я не верю в приведенные в посте аргументы "не могу не писать", другой скажет "не могу не убивать" и так далее... Потому что суть тут: что ты отказываешь обществу в праве указывать себе путь, а внутренним безконтрольным побуждениям, непонтно откуда взявшимся вообще-то даешь полную над собой власть...
И давайте на этом закончим, хорошо? Есть искусство ради идеи, есть искусство ради искусства, все имеет право на существование, споры об этом не новы и не закончатся никогда, но ни поэт, ни художник, ни любой другой человек никому ничего не должен - ни обществу, ни даже самым близким людям. Все, что он "должен" - он должен самому себе, а все, что он должен делать, это заботиться о развитии своей души, но тут мы с вами уйдем в дебри эзотерики и растянем нашу дискуссию еще на несколько километров, в чем лично я смысла не вижу. Просто вы говорите с позиции "члена общества", а я смотрю на мир с позиции "наблюдателя", и понимаю, что "общества" не вечны, и следовать их законам - всем, без оглядки, просто потому что "так принято" или "их же больше, они лучше знают", нельзя.
Например в сети куча фанфиков с жуткими извращениями, ну явно у авторов проблемы большие. Их жалко. Но еще более жалко всех, кто случайно эту гадость прочел, а другие сказали что это прикольно и интересно...