"Где мало слов, там вес они имеют". - Шекспир
Недавно я читала статью Мандельштама "Слово и культура" и нашла в ней такую мысль: "Пиши безобразные стихи, если сможешь, если сумеешь. Слепой узнает милое лицо, едва прикоснувшись к нему зрячими перстами, и слезы радости, настоящей радости узнавания, брызнут из глаз его после долгой разлуки. Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта".
И мне сразу вспомнилась реальная история, которую я слышала на литературном семинаре Леонида Костюкова.
Однажды к Мандельштаму пришел юный поэт, восхищенный его творчеством, и попросил разрешения почитать свои стихи. Мандельштам согласился. Все время, пока он слушал поклонника, лицо его выражало неподдельное удовольствие. Наконец тот закончил чтение.
- Это гениально! - сказал Мандельштам.
- Вы правда так думаете? - смутился поэт.
- Да! Это великолепное стихотворение. Но когда вы его отредактируете, в нем изменятся все слова до единого.
Если вы сейчас подумали, что Мандельштам таким образом жестко троллил гостя, вы ошиблись. Просто он принадлежал к тому направлению идеологов поэзии, которые считают в произведении первичным ядро, идею, Логос - как первоначальный импульс, который задает вектор созидания и далее может облекаться в любые формы. Разумеется, стихотворение юного поэта было несовершенно. Но оно содержало главное - музыку. Мелодию, настроение, чувство, тот энергетический каркас, без которого разваливается любое произведение.
Лично мне этот каркас представляется в виде дубового шкафа.
Вообразите три толстые вертикальные стенки и горизонтальные полки, заставленные банками с малиновым вареньем. Так вот, стенки и полки - это энергетический каркас, а банки - слова. Вы можете поставить в шкаф малиновое варенье, а можете - клубничное или ежевичное. Можете вообще выкинуть все съестное и заменить его статуэтками или моделями мотоциклов. Содержимое шкафа - переменное, сам шкаф - неизменен. Структура стихотворения представляет нечто вроде решетки с прямыми углами и ячейками, которые каждый поэт заполняет по своему усмотрению. Можно поставить такие слова, можно этакие... Но даже если вычеркнуть их все до единого, произведение не прекратит существовать. Потому что останется шкаф мелодия, встающий над листом призрак будущего стиха или - по меткому выражению Мандельштама - "звучащий слепок формы".
Если вы ощущали нечто подобное, занимаясь живописью, музицированием или любым другим видом творчества, - расскажите о своем опыте в комментариях?
Рулетка запускается!

Недавно я читала статью Мандельштама "Слово и культура" и нашла в ней такую мысль: "Пиши безобразные стихи, если сможешь, если сумеешь. Слепой узнает милое лицо, едва прикоснувшись к нему зрячими перстами, и слезы радости, настоящей радости узнавания, брызнут из глаз его после долгой разлуки. Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет написанное стихотворение. Ни одного слова еще нет, а стихотворение уже звучит. Это звучит внутренний образ, это его осязает слух поэта".
И мне сразу вспомнилась реальная история, которую я слышала на литературном семинаре Леонида Костюкова.
Однажды к Мандельштаму пришел юный поэт, восхищенный его творчеством, и попросил разрешения почитать свои стихи. Мандельштам согласился. Все время, пока он слушал поклонника, лицо его выражало неподдельное удовольствие. Наконец тот закончил чтение.
- Это гениально! - сказал Мандельштам.
- Вы правда так думаете? - смутился поэт.
- Да! Это великолепное стихотворение. Но когда вы его отредактируете, в нем изменятся все слова до единого.
Если вы сейчас подумали, что Мандельштам таким образом жестко троллил гостя, вы ошиблись. Просто он принадлежал к тому направлению идеологов поэзии, которые считают в произведении первичным ядро, идею, Логос - как первоначальный импульс, который задает вектор созидания и далее может облекаться в любые формы. Разумеется, стихотворение юного поэта было несовершенно. Но оно содержало главное - музыку. Мелодию, настроение, чувство, тот энергетический каркас, без которого разваливается любое произведение.
Лично мне этот каркас представляется в виде дубового шкафа.

Если вы ощущали нечто подобное, занимаясь живописью, музицированием или любым другим видом творчества, - расскажите о своем опыте в комментариях?
Рулетка запускается!

Не очень понравилась метафора про решетку с прямыми углами и ячейками, а так в целом очень близко такое понимание стихотворения и вообще творения.
Выполнила задание для писательского флешмоба.
Мысль "А почему бы нет" очень понравилась.
****
Недавно одна песенка очень понравилась, все время в голове вертится, решила на нее видео из разных фото склеить. Видимо, я все-таки визуал: у меня песни в голове сразу в клипы режиссируются.
решила на нее видео из разных фото склеить. Поделитесь результатом?
И еще, там при загрузке какое-то предупреждение написали, надеюсь, нормально будет отображаться...
www.youtube.com/watch?v=FYNwM3Nq-LI
И в творчестве такое тоже случалось. Любопытно было вдруг понять, как оно перекликается с жизнью.
Спасибо за пост для подумать.
Закончила большое дело по работе и даже удачнее, чем рассчитывала. Мытарства двух недель подходят к завершению. Если засажу себя рисовать, буду аще красавица.
Andah, успехов на работе! И вдохновения!
--------------------------------------------------------------------
Вяжу носки.
Успехов с вязанием!
Шенайя, очень хорошо**
garance, здорово получилось)
Andah, поздравляю!
Доната, удачи Вам!
----------------------------------
Проверила несколько статей, неплохо поработала на очередном семинаре, пишу текст в подарок.
Чёрт, вы это серьёзно написали? Или просто шутка не удалась?
Простите, пожалуйста, за такие разговоры в Рулетке, но комментарий вызвал лютое "ВТФ".
все оригиналы тут
Andah, ничего себе!!
Я очень люблю первую главу Сильмариллиона за то, что мир создается музыкой, из музыки рождается.
Спасибо большое за пост!
Потом, когда вещи зримого мира вошли в мою жизнь прочнее, музыка стала звучать реже, и, честно говоря, я очень скучала по ней. Но мне очень хотелось узнать и понять мир вещей, мне казалось, да и кажется, что жизнь среди одних только строк и образов - этого недостаточно, чтобы понять что-то важное о мире. По крайней мере, для меня это точно так.