"Вот классная штука".

Всегда нравились мне законы эстетики, с которым соглашаются все. Их же можно с интересом нарушать, получая иногда ещё более захватывающий вариант. И тем не менее, они важны - недаром Сальвадор Дали не принимал ученика, чьи работы были сколь угодно странны - если только этот ученик не был в состоянии правдоподобно нарисовать обычную лошадь.
Вот золотое сечение, про которое я рассказывала некоторое время назад. Повторюсь и расскажу подробнее. Помимо того, что фокальные точки работы рекомендуется помещать не строго в центре, а смещать вбок примерно на треть, есть и более тонкая закономерность - спираль. Вот вырезка из пособия "Beginners Guide to Digital Painting" издательства 3dtotal, показывающая способ её использования:

Есть и ещё приём применения, не схемой расположения объектов, а в тонировании. Иллюстрация с размытыми пятнами показывает это отношение: первые две картинки иллюстрируют золотое сечение на двух тонах - одного примерно в полтора-два раза больше, чем второго. Затем с тремя тонами, тёмными, средними и светлыми: 60% одних, 30% других и 10% третьих, не важно, какие где. Вторая пара картинок отображает и наиболее распространённые способы расположения пятен (исследовались картины старых мастеров). А пара нижних показывает это же отношение в достаточно редких сочетаниях - плоский градиент и частый ритм с высокими контрастами.

Занявшись этим вопросом, я провела своё маленькое исследование. Выгрузив картинки достославных цифровых художников, проверила: действительно. Сразу же вспомнилось упражнение с копированием чужих работ, которое помогает развивать чувство этого соотношения тонов в композиции. Оговорюсь сразу, что копирование чужих хороших работ, и копирование максимально осмысленное, я считаю очень хорошей тренировкой. В случае с тональными упражнениями процесс таков: берём работу и, не обесцвечивая её, пытаемся на глаз определить, где есть участки тёмных, средних и светлых тонов. Для этого людям с хорошим зрением рекомендуют прищуриваться, а с плохим - снять очки. Чем более общо вы воспринимаете картинку, тем лучше видите, как она устроена.
И теперь в маленьких рамках, буквально 3 на 5 см, делаем схемки всех отобранных картинок, одну за одной. Это упражнение, кстати, подойдёт и фотографам, чтобы натренировать постановку кадра, и всем тем, кто занят визуальным творчеством - законы изображения на то и есть законы.

Ну, а после копирования я нашла полезным перейти к созданию, сделать несколько схем, которые отражали бы золотое сечение в тоне и были интересными зрительно. Дело осложнялось тем, что здесь нужно следовать ещё и законам композиции (в готовых-то работах "всё уже украдено до нас"). Контрасты размеров и фактуры, использование и смягчение повторов, наклон и эмоциональная составляющая - и это только начало. Всё, что я об этом знаю, обязательно расскажу вам в следующий раз.
И ещё: если вы решите поупражняться с тонами, пожалуйста, показывайте результаты - мне очень любопытно!

Рулетка запускается!



Комментарии
14.12.2013 в 12:41

I like Hotto Dogu. Because it is not a Dogu.
Отличная статья по композиции. Спасибо (: Не люблю их до коликов и мурашек, но эту читала с интересом С:
14.12.2013 в 18:49

Sad al Suud
Не все поняла, но статья крутая!
14.12.2013 в 20:02

Я так понимаю, все эти законы композиции все тоже не любят, потому что это всё - шаблоны?)
14.12.2013 в 20:16

Будем жить!
Вязала шапку.
14.12.2013 в 20:45

A drawer & a honest art-thief.
= кошь =, рада слышать!

Flash, лучший комментарий =))

cherry-gir|, ну, ямб-хорей-анапест - тоже шаблоны ведь, м? Я люблю законы, поскольку ими можно пользоваться и получать результат - а можно нарушать и получать результат.
14.12.2013 в 21:06

Мир мрака не страшен.
1. Пою.
2. Делаю коллаж. Всё очень плохо.:depress2:
14.12.2013 в 22:23

Будем жить!
Jorgen, пусть все тучи разбегутся как можно быстрее! :pity:
15.12.2013 в 14:27

Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь.
Jorgen, успехов! Все получится!:buddy:
Доната, послушных петелек!:sunny:
15.12.2013 в 15:53

Мир мрака не страшен.
Доната, garance, спасибо огромное.
15.12.2013 в 16:40

Будем жить!
garance, спасибо!
15.12.2013 в 18:49

крадущийся котиколюб
попробовала применить на практике.
Получилось, что не универсальная схема, пришлось подгонять ответ под задачу. Примерно 30% картин не попадало.
Но сам опыт очень интересен.
15.12.2013 в 21:41

NAVIGARE NECESSE EST, VIVERE NON EST NECESSE][Я шел домой. И я попал домой.(с)]Должен же кто-то, ягодка, быть плохим
вернулась из командировки в Прагу (Прага прекрасна, 1.5 суток, большей частью занятых работой - ужасно мало)
разбираю фотки (...откуда у меня растет глазомер и почему он такой кривой?))
историю немного двигала, но в основном набиралась впечатлений
15.12.2013 в 21:43

Будем жить!
ingadar, с возвращением!
15.12.2013 в 21:44

NAVIGARE NECESSE EST, VIVERE NON EST NECESSE][Я шел домой. И я попал домой.(с)]Должен же кто-то, ягодка, быть плохим
кажется, не туда отправила пост, ну ладно)
17.12.2013 в 19:36

It's always darkest before dawn
Спасибо! Очень интересно, и вообще тема захватывающая. Везде ищу подобные книжки/статьи. А откуда иллюстрации с цветовыми пятнами?
17.12.2013 в 20:29

A drawer & a honest art-thief.
gal~, рада, что по душе и интересу!
К сожалению, точно не скажу - нам давали её на курсах без контекста. Но я могу попробовать спросить у преподавательницы.
17.12.2013 в 20:59

It's always darkest before dawn
Andah

Если вспомнится и будет не сложно... :)
Я сейчас читаю Арнхейма - Искусство и визуальное восприятие. Не очень быстро, но идет и с удовольствием усваивается.