Хуэй-цзы сказал Чжуан-цзы:
— У меня есть дерево, которое ни один плотник не сможет использовать как строительный материал. Его ветви и ствол неподатливы, скрючены и усеяны дуплами. Ни один строитель даже не взглянет в его сторону. Твое учение так же бесполезно, как и это дерево. Поэтому никому нет до него дела.
— Как тебе известно, — ответил Чжуан-цзы, — кошки ловко ловят мышей. Незаметно подкрадываясь, они могут броситься в любом направлении, преследуя свою жертву. Но когда их внимание поглощено охотой, их самих легко поймать. С другой стороны, могучего яка трудно загнать в ловушку. Он подобен скале или туче в небе. Но вся его сила не поможет ему поймать мышку.
Ты жалуешься, что твое дерево не годится под строительный материал. Но ведь ты можешь отдыхать в его тени, восхищаться узором его ветвей. Раз топор для него не опасен, что может угрожать его существованию? Оно бесполезно для тебя только потому, что ты хочешь превратить его во что-нибудь другое — вместо того, чтобы использовать его в соответствии с его природой.
Это старую даосскую притчу можно найти в книге Бенджамина Хоффа «Дао Винни-Пуха».
Идти против своей природы — трудное и малоэффективное дело. Пытаться сделать из дерева своей сущности скамейку — куда труднее, чем быть самим деревом, давая приют и тень путникам.
Быть тем, кто ты есть, значит так или иначе творить. Будь то превосходный суп, великая картина, короткое проникновенное стихотворение для близкого или пара шерстяных носков на зиму — других таких не будет. В этом ценность каждого из нас.
Рулетка запускается!