«Все будет. Не надо спешить. Всему свое время».Жизнь человека, как и история, не имеет сослагательного наклонения. Но у нас всегда есть варианты, верно? Нам все время приходится выбирать, и даже если мы привыкли доверять интуиции, все равно сомневаемся в том, что поступили наилучшим образом. Иногда, спустя годы после какого-нибудь судьбоносного решения, мы оглядываемся назад и начинаем представлять, как сложилась бы наша жизнь, поверни мы тогда в другую сторону. Порой мы жалеем о сделанном выборе. Собственно, если бы не жалели, то и назад не оглядывались бы.
Я тоже была подвержена этой болезни сожалений. Окончив школу, по настоянию отца я поступила учиться в юридическую академию вместо театрального института, о котором грезила лет с четырнадцати. Убедила себя, что недостойна иметь отношение к театру, недостаточно талантлива, и у меня все равно ничего бы не вышло. Итог? Разумеется, я не стала юристом, хотя училась только на «отлично». Разумеется, спустя несколько лет, четко определив, чего хочу, я поступила в театральный, где, кстати говоря, тоже училась на «отлично». Но дело не в том, как и чему я там училась, а в том, что даже сделав шаг навстречу своей мечте, я все равно продолжала себя упрекать. За что? За то, что потеряла несколько лет. За то, что упустила какие-то шансы. За то, в конце концов, что не поехала учиться этой профессии в театральную мекку всего постсоветского пространства — Москву, — ограничившись вузом в родном городе. Да мало ли можно найти поводов для поедания себя!
Однажды мне это надоело. Я проанализировала свой путь и пришла к кое-каким выводам.
читать дальшеВо-первых, все происходит в свое время — лишь тогда, когда мы к этому готовы. В 17 лет я не была готова. Вряд ли, несмотря на всю свою начитанность и пылкий энтузиазм, я могла похвастать знанием жизни, зрелостью суждений и пониманием психологии — тем, без чего в профессии режиссера делать просто нечего. Ситуация была совсем другой, когда в вожделенный вуз я пришла поступать, имея за плечами шестилетний опыт работы в прессе и на телевидении, будучи ведущей популярной авторской программы и участницей многих поэтических фестивалей, да просто обладая неким жизненным опытом. Главный месседж приемной комиссии, адресованный мне, можно было сформулировать примерно так: ну вот, наконец-то и вы у нас будете учиться.
Во-вторых, все, что с нами происходит — это наш собственный, уникальный и поистине бесценный опыт! Ведь все что угодно, любое испытанное нами чувство, любые эмоциональные бури, бушующие в нашей душе, мы можем затем сублимировать в творчество, положить в основу своих работ. А не было бы этого опыта, что бы мы сублимировали? Учеба в юридической академии подарила мне одно из самых сильных переживаний в жизни, и это переживание в течение нескольких лет давало топливо для моего костра. Потом, конечно, пришла пора оставить прошлое за спиной и двигаться дальше, но в тот момент это было важным для меня и находило отклик у зрителей и читателей. Все, что нас не ломает, и в самом деле позволяет нам стать сильнее. Если только мы наберемся мужества посмотреть внутрь себя.
И в-третьих, как ни приятны бывают минуты «упивания тоской о потерянном рае», они действительно абсолютно деструктивны. В них можно провалиться довольно быстро, а на выныривание уйдут недели и месяцы. Всегда есть что-то, что нас не устраивает. Никогда не бывает идеальных условий для творчества — но очень многое по-настоящему зависит только от нас. И теперь, когда в мою душу закрадывается червячок сомнений и сожалений, я говорю себе: стоп. Посмотри вокруг и скажи миру «спасибо» за то, чему ты уже научилась. А теперь посмотри вокруг еще раз и представь, чему тебе только предстоит научиться. У тебя нет времени на бессмысленные сожаления о шансах, которые ты якобы упустила, — потому что взамен им появились другие шансы и возможности, которыми ты воспользовалась.Рулетка запускается!