«Если хочешь идти быстро — иди один. Если хочешь идти далеко — идите вместе». — Африканская пословица
Как ни крути, все мы — социальные зверьки. Даже самый лютый интроверт будет нуждаться в другом лютом интроверте — необщительном, закрытом в своей раковине, но живом: человеку нужен человек.
Это обстоятельство мы учитываем, когда показываем другим свои творения, но почему-то совершенно забываем, когда речь заходит об учении.
Сейчас в интернете предлагаются действительно качественные статьи и семинары по «быстрой постановке навыков» — сборники приемов, благодаря которым можно в разы ускорить обучение и сделать его более эффективным. Все они в унисон говорят о четырех главных принципах:
• необходимо разбить огромный неподъемный навык на элементарные умения-составляющие
• каждое из этих маленьких умений нужно изолировать от остальных и отработать отдельно
• важно грамотно простроить преемственность этих умений
• и обеспечить себе толковую обратную связь
Как думаете, какой из принципов задает тон остальным?
Наверняка не угадали — последний. Обратная связь.
Отечественные психологи провели немало исследований, чтобы выяснить, какая оценка является худшей для усвоения материала. Вопреки мнению педагогов, худшей обратной связью оказалась не «двойка», а отсутствие оценки в принципе. Но именно на нее мы обрекаем себя, когда выбираем учиться самостоятельно.
Не получая обратной связи, мы не можем оценить, в нужном ли направлении движемся. Более того, мы можем решить, что освоили прием на «ура», познали все тонкости, молодцы! — и лишь на более поздних этапах заметить, что завели себя в тупик, неверно поняв фундаментальный принцип. Я сама не раз попадала в эту ловушку: приходилось возвращаться и переучиваться, ведь с неправильным знанием в голове далеко не уйдешь. Хотя вложенные силы и время можно было потратить куда продуктивнее…
Сколько же шишек я набила, прежде чем понять: лучшие из самоучителей никогда не заменят живого учителя.
Можно обложиться стопками пособий, вложить всю душу в занятия и достичь серьезных успехов — такое случается, факт. Но скорее всего, этого будет недостаточно. Обучающая программа не скажет нам, насколько правильно мы поставили левую руку на гитарный гриф или насколько достоверно простроили конфликт в литературном произведении. Учитель — скажет. Выразительно нахмурится, вероятно, даже разнесет домашнее задание в пух и прах. И это будет лучшее, что он сможет для нас сделать на данном этапе! Он продвинет нас вперед. И попутно поделится множеством мелочей, которые выходят за рамки базовых сведений, — чтобы наши знания превратились в настоящие умения.
Если хочешь продвинуться далеко, возьми за руку того, кто уже проходил этот путь. Быть может, когда-то ты поведешь этой дорогой человека, который так же несмело протянет тебе свою ладонь.
Рулетка запускается!