"Дозаправься".Про творческий труд и ресурсы производства
(сетевое общение и топка паровоза)
Как у любого живого человека, у меня есть запасы телесных сил и сил разума, эмоциональное состояние и цели, которые требуют мотива и воли для достижения. Именно об этих вещах пойдёт речь, а тема — творческий труд.
Творческий труд для меня, в первую очередь, труд и уже потом — творческий. Как любой труд, сколько удовольствия он бы не приносил, творческий требует от меня расхода сил и телесных, и душевных. Труд — это вложение в будущее и я хочу видеть его целевым. Удовольствие при этом тоже может быть целью.
Поэтому логично было прийти к двум крайним формам творческого труда: для самоудовлетворения (нарисовать картинку, которую хочешь видеть, убрать в папку и время от времени любоваться) и для получения дохода. Доход материальный я тут рассмотрю только раз: я считаю, что деньги — это очень хорошая штука, они красивые и при помощи денег можно восполнять запасы сил и хорошее настроение.
Но доход бывает не только материальный. Обилие площадок для публикации результатов творческого труда сделало своё дело: я хочу, чтобы меня любила публика. Знаю, есть люди, приверженные концепции, что рост и долговременный труд должны совершаться в уединении, максимум, при учителе. Я не придерживаюсь таких строгостей, я хочу расти в школе, во дворе, если угодно такое сравнение: тут есть и старшие товарищи с примерами, от которых рождаются зависть и мотив, и младшие, взаимодействие с которыми тоже несёт пользу. Поэтому я люблю сеть, люблю думать о вопросе творчества в сети.
1. Ценность публичного сетевого общения в расширении приёмов работы.читать о взаимном обмене опытомВне зависимости от качества, которое, вообще говоря, с трудом определимо мною у работ моего уровня и выше, приёмы творческих личностей, трудящихся в одной нише, уникальны. Поэтому мне равно интересно смотреть на работу новичков (изобретательность и внезапный в новизне угол зрения) и на процесс профессионалов (целая россыпь наработанных приёмов и горизонты, уходящие вширь).
За это я люблю сеть, за эмоциональный ресурс восторга от получения уроков и научения тех, кого я уже могу учить, и за пищу для разума, богатейший материал для наработки навыка. Немного терпения и мотива требуется, чтобы собрать воедино как материал полученный, так и материал отдаваемый и сделать так, чтобы оба они работали, первый у меня в творческом пространстве, второй - у тех, кому я его передала.2. Ценность публичного сетевого общения в обратной связи.читать об отзывах и собственном упрямствеВ беседе с подругой родилось прекрасное сравнение. Для случаев, когда отзыв размещается свободно (исключаем: отзыв заказчика, отзыв как часть договора между творцом и другим человеком, отзыв по запросу, например, критика и советы профессионала) и если он положительный, то он как пироженка. Вкусная, сладкая. Но когда я пробовала трудиться только за пироженки, что-то в организме портилось: нельзя есть столько сладкого, слипается попа. А проще говоря: у меня волевой и мотивационный ресурсы перестают пополняться в обычном режиме: как будто я работаю на заказчика, только деньги он даст или нет — не известно. А я так работаю, так работаю, что если не даст, то как жить?
Поэтому постепенно я просекла ценность картошки: собственного топлива, устойчивого комплекса мотивов и целей, построенного из расчёта имеющегося ресурса и волевого запаса. Волевой запас, кстати говоря, подобен ресурсам телесным или умственным: он тратится и восполняется, а при тренировках максимальный уровень его делается выше. Упрямство растёт, грубо говоря.
А когда мне не хватает кондитерских изделий, я так и говорю. Зачем они? Восстановить эмоциональный ресурс и мотивацию. Он важен и при высоком уровне мотивации, на котором более 70% объёма работы я в состоянии совершить в той самой изоляции. Тут положительная обратная связь способна восстановить довольно заметную часть эмоционального ресурса, который в рамках творческого труда влияет на укрепление всё той же мотивации.
Ну и лестно, конечно. А умение обратиться с просьбой о пироженке я считаю базовым в списке навыков публичного творческого труда в условиях сети.3. Ценность публичного сетевого общения в критике.читать о получении и раздаче критикиОказалось полезным научиться двум вещам: не реагировать на негативные отзывы эмоционально и только (то есть, к эмоции надо добавить понимание) и отделять личное мнение от профессионального. Недавно в переписке с таким же творческим тружеником поднялась справедливая мысль: важно и нужно уметь понимать, что некая творческая единица сделана хорошо, при этом признавая, что личное отношение к единице — никакое или негативное. Отношение к автору, как я считаю, тут вообще не существенно. Например, я не люблю Куравлёва или Басилашвили. Мне эти люди неприятны. Но как актёры они очень талантливы и их роли в картинах я разберу с удовольствием - это же мастерская работа, высокий пилотаж.
Как только я научилась разделять мнение человека личное от мнения более вдумчивого, оценку меня от оценки творчества, и воспринимать "плохо" без пафоса, жизнь стала проще и приятнее. Я могу задать комментирующему достаточно вопросов, чтобы разобраться, где ему не нравится лично, а где реально ошибка в работе, исправив которую, я смогу получить произведение более качественное, а не только более приятное кому-то. Разделение такого рода позволяет вывести критику на плоскость тренировки навыка, где ей, считаю, самое место.
Трудно — было. И кстати, приучать комментаторов к воспитанному поведению тоже стоит усилий. Я научилась:
* не показывать неоконченную работу тем, кто может судить сгоряча;
* искренне реагировать на неприятные слова (куксить носик, если говорят обидное, а не тянуть вежливую улыбку);
* и в случае намеренной обиды выяснять, чем я лично насолила комментатору, либо забывать сей эпизод на месте.4. Ценность публичного сетевого общения в обмене идеями.читать о конструкторе "миров"Для себя вижу единственную разницу между трудом на ниве фандома и трудом в собственном ключе: на этапе выработки первичной идеи. Действительно, как внутри, так и вне фандомов создаются прекрасные и ужасные вещи. За соотношение говорить не берусь, не центральный вопрос. Разница только в отправной точке.
Схему я вижу так: есть некий конструктор, на выходе которого получается комплекс связей и элементов, который принято называть "миром". Мир Варкрафта, мир Гарри Поттера, вы их знаете. Так вот, творец либо использует готовые результаты конструирования, либо конструирует на начальном этапе сам. Всё, дальше я технически не вижу ни малейшей разницы.
Поэтому я равно работаю как с фанартами, так и со своими проектами-с-нуля. Второе мне эгоистически интереснее: вся, абсолютно вся пенка с результатов достаётся мне: опыт работы с оным конструктором, благословенные похвалы и нескромное ощущение величия и гордости за своё детище. В нём сплавлена куча идей, уже имевших место до меня. Но никто не догадался отправиться в путь именно с этой точки, где элементы сошлись именно так. Одно это и толкает меня к станку конструктора: ревность =) Острое нежелание делиться с кем-то полученной славой и удовлетворением. Поэтому свои "миры" я люблю куда сильнее.Обобщение.Многочисленные беседы с друзьями наталкивают меня на разные вопросы: "а зачем творчество?", "а почему я могу регулярно работать?" и "как я отношусь к обратной связи?" Все приведённые выше ответы становятся используемыми (не "понятыми", но доступными в дело) о-очень медленно. И приходят они постепенно. Мотивацию я считаю важнейшим из ресурсов, и именно с неё началась моя способность упрямо тащить в дело всё: сперва для поиска точки приложения сил, а потом для получения способов, рычагов и пр. А мотивация начинается и с зависти "хочу уметь вот так, и чтобы вот так хвалили", и с того упрямства "зубами полезу, но вылезу на самый верх", и с хороших примеров рядом. Поэтому общение в сети стало прямо Кландайком: тут нашлось всё. И оное всё не просто нашлось.
В спорах, неудобных ситуациях и неприятных разговорах это всё превратилось в топливо. на котором паровоз двинулся из привычного "здесь" в радужное "мечтаемое". В поезде этом нашлись и радости, и попутчики (о, куда я без вас!). А несовпадение мечты и реальности продолжается, спасибо Леонардо да Винчи за аксиому недостижимости!
Рулетка запускается!