"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".Очень жаль, что многие учителя и ученики этого не понимают - что в лучшем случае приводит к разочарованиям и потерянному времени, а в худшем может сломать человеку жизнь. Если наставник обещает дать вам готовые инструкции на любой случай, не предлагая при этом подумать своей головой, - бегите от него скорее. На мой взгляд, хороший учитель - это тот, кто всегда идет на десять шагов впереди тебя и держит в высоко поднятой руке горящий фонарь. Представьте - ночь, дождь; вы, оскальзываясь на грязных булыжниках, ползете в гору, проклиная минуту, когда согласились на это безумное мероприятие. Вода заливает глаза, больше всего хочется заползти в какую-нибудь пещеру и там заснуть - но вы продолжаете карабкаться, потому что наверху, словно маяк, мерцает маленький путеводный огонек. Наконец вы добираетесь до вершины и обнаруживаете там наставника с фонарем, который в ожидании вас успел отдохнуть, перекусить и выпить чая из термоса. Вы уже открываете рот, чтобы простонать "Я больше не могу-у!", как учитель поднимает взгляд на вашу чумазую физиономию и с радостным удивлением говорит:
- Дополз все-таки? Надо же. Ну, пойдем дальше.
Не навязывать собственные убеждения. Не учить, как надо жить.
Вдохновлять.
читать дальшеНа заре юности мне повезло встретить потрясающего учителя. Его звали Павел Сергеевич, и он был руководителем клуба военно-исторической реконструкции, куда меня занесло непонятно каким ветром. Для участия в спаррингах новички могли использовать клубные тренировочные мечи, но желательно было как можно скорее обзавестись собственным. Первый клинок полагалось сделать самому. При этом у Павла Сергеевича был принцип: не помогать. Он давал подробнейшие инструкции, показывал пример, исправлял ошибки - но основную работу должен был сделать ученик. Каждую субботу я приходила в мастерскую, и мы с доской (которой предстояло стать моим первым одноручником) три часа взаимно мучили друг друга. Все это время Павел Сергеевич сидел рядом и подбадривал меня - пересказывал байки из фехтовальной молодости или сюжеты романов Юрия Никитина.
В какой-то момент я поняла, что больше не могу. Я почувствовала себя ужасно чужой в этом мире стамесок, шлифовочных станков и прочих ужасающих агрегатов, названий которых даже не знала. Несмотря на все объяснения и советы, клинок не получался, инструменты валились из рук, и я уже была готова бросить все и признать военную реконструкцию исключительно мужским делом. Видимо, на моем лице отразилась очень красноречивая гамма эмоций, потому что Павел Сергеевич отложил книгу и непонятно к чему задумчиво произнес:
- Пару лет назад я ездил во Владимир на турнир. Ну, знаешь, когда противники сходятся попарно, потом победители из каждой пары, и в конце концов - двое сильнейших. Там победил какой-то странный парнишка, откуда взялся - никто не знает. Маленький такой, юркий, рост - метр с кепкой. Ловкостью взял. И вот что странно - середина лета, жарко, а этот парень весь день в полном доспехе проходил... Вечером лучших наградили и решили сделать групповую фотографию на память. Попросили победителя снять шлем и встать вперед. А он прямо уперся - не хочу показывать лицо, и все тут. Полчаса его десять человек уговаривали! Наконец уговорили. Снял шлем - а у "рыцаря" коса до попы, оказывается...
Тут Павел Сергеевич сделал многозначительную паузу и снова уткнулся в книжку.
Клинок получился. И фестивали получились, и турниры, и победы - большие и маленькие. Спустя несколько лет я ушла из клуба в связи с переездом в другой город. Но я до сих пор храню в сердце эту историю про упрямого рыцаря. И она до сих пор ведет меня, как маленький фонарь - даже в тех жизненных областях, которые вообще никак не связаны с истфехом.
Я желаю каждому из вас найти такого Учителя. И такой фонарик.Рулетка запускается!