"Напомни себе о том, что это нормально - не быть совершенством".Мне очень понравилось, как сказала Нэсли о несовершенстве: "Я, в общем, неплохо училась и любила свой предмет, но вокруг всегда была куча людей умнее и опытнее меня, они знали больше и обращались с этими знаниями куда непринуждённее. И когда я уже могла говорить с ними на равных, я все равно не теряла ощущения некоторого печального идиотика в себе. Перечитывая какое-то время спустя свои статьи, вообще любые тексты - я с отчетливостью подступающей тошноты понимала, что вот здесь, вот здесь и вот здесь надо было сказать иначе. Вспоминая важные встречи и разговоры, я ужасалась своему косноязычию - и потом, я же столько собиралась спросить и не спросила, столько могла сказать и не сказала...
Помощь, как в кино, пришла откуда не ждали.
дальше?Вообще-то Винникот писал про детей и родителей, но мой глаз зацепился за словосочетание "достаточно хорошая мать". Идея была в том, что нельзя быть идеальным родителем своему ребенку, но если ты просто нормален, "достаточно хорош" - этого достаточно и даже более чем достаточно, большего и не надо. Как ни странно, эта нехитрая мысль меня просто перевернула.
Я далека от идеалов красоты, включая мой собственный, но я достаточно привлекательна, чтоб на все это было приятно смотреть - даже и мне, в зеркало. Вокруг не конкурс красоты, и мало кому так уж интересно сравнивать кривизну моих ключиц. Моя семья не во всем понимает меня, но нам достаточно прикольно и весело вместе, а остальное или наладится со временем... или и так сойдет. Этот текст можно было бы написать лучше, намного лучше, но он выполнил свою цель, он достаточно понятен и интересен, а если что - у меня будет куча других возможностей. Я не "душа компании" и никогда ею не буду, но мне всегда есть, с кем посидеть в кафе между лекциями (я тогда училась в первом универе), и т.д.
Этот нехитрый принцип потом здорово помогал мне в жизни. Не оглядываясь на то, как оно "должно быть", я спрашивала себя: это - хорошо для меня? мне так уютно, удобно? Более амбициозного человека такой подход не устроил бы, но я-то не амбициозна. Именно поэтому, кстати, я не участвую в бисерных выставках и конкурсах: мне нравятся мои работы, они продаются "достаточно хорошо", и мне не очень интересно сравнивать их с чьими-то еще. Я твердо знаю, что чужие работы отличаются от моих тем, что они другие, и этого достаточно. Моих - никто, кроме меня, не сделает.
При этом подход не отменяет развития и роста. Просто двигателем оказывается не стыд, не мучительная неловкость за свои несовершенства, а просто желание сделать свое "хорошо" ещё лучше. Так что успехи радуют, а неудачи не ломают хребет".По-моему, любому творцу свойственно стремиться к идеалу и страдать от того, что даже самая лучшая работа пока не выдерживает сравнения с ним. И это не только творчества касается: можно вспомнить десятки случаев, когда мог бы сделать лучше, сказать лучше, станцевать лучше - но не сделал и даже сейчас заливаешься краской стыда при одном воспоминании. Когда я начинаю мысленно посыпать голову пеплом, то вспоминаю крылатое изречение "Я сделал то, что мог. Кто может, пусть сделает лучше". И если задуматься, то понимаешь, что именно там и тогда ты правда сделал все, что мог. А если можешь сделать лучше теперь, то почему бы и не сделать, если это еще актуально? А если нет - то и смысла об этом печалиться нет.
Рулетка запускается!