Голландская рулетка: творчество ради жизни

13:20 

Сорок девятая неделя (3-9 декабря)

Голландская рулетка
"Гори, но не сжигай. Гори, чтобы светить". — Lumen

Некоторое время назад мы говорили в Рулетке о двух типах творцов — "технарях" и "магах". Первые считают себя полностью ответственными за все свои успехи и неудачи, сводя роль вдохновения максимум к импульсу — первой искре, которую при труде и умении можно раздуть в полноценное пламя. Вторые же нередко прибегают к понятиям "ноосфера", "космос", "божественный промысел". Татьяна Толстая образно писала про встроенный в голову приборчик, способный перерабатывать поступающий сверху поток и производить готовый продукт, — мол, нужно чистить его каждый день тряпочкой и маслицем, а с Богом себя не сравнивать.

Лично мне идеалом видится совмещение двух этих подходов: когда ты и открыт "космосу", и способен при необходимости включить Капитана Железную Задницу, положить руки на клавиатуру и выдать пятнадцать тысяч знаков вне зависимости от настроения и расположения планет. В общем-то, я так и делаю. И всякий раз впадаю в бессильный гнев, осознав, насколько кардинально отличается результат. Во втором случае из рук моих выходит просто хороший текст — добротный, грамотный, не прикопаешься. Увидев его, редакторы обычно говорят "все отлично" или "получили, спасибо". В первом же случае они не говорят ничего — просто спрашивают, можно ли забронировать меня на год вперед. Или что зачитали отрывок коллегам, и в опен-спейсе три человека заплакали.

И я почти с обидой думаю: почему?! Почему я впахиваю, как лошадь, развиваю мастерство, десятилетиями (уже даже не годами) прокачиваю навыки — и все равно результат моей самой добросовестной работы оказывается лишь бледной тенью того, что приносит с собой непредсказуемое, капризное пламя вдохновения? Как поставить это пламя себе на службу? Укротить его, приручить и поселить уже наконец под противнем, на котором я выпекаю хлеб свой насущный?

читать дальше

Рулетка запускается!


URL
Комментарии
2018-12-07 в 14:22 

Ladyhella
Один Осенний Лись
Мне кажется, что сверху в автора приходит некая идея. Но именно автор выбирает способ, каким ее донести в мир. Две хозяйки сделают торт Муравейник по-своему.
У приемника нет выбора, он передаточное звено, что принял, то и отдал, 1 в 1. Но проходя через руки автора, заказ с божественной кухни превращается в уникальное блюдо, которое никто в мире не сможет повторить)

2018-12-07 в 15:18 

Ethel.
Aquateya El'
Голландская рулетка, спасибо! Зачитала коллегам!:love:

2018-12-07 в 17:50 

Лис зимой
on writing ©
Увидев его, редакторы обычно говорят "все отлично" или "получили, спасибо". В первом же случае они не говорят ничего — просто спрашивают, можно ли забронировать меня на год вперед.

Кто этот автор, которого бронируют на год вперед?
Я не поняла, кто написал текст.

Я верю, что где-то там может быть что-то такое, что через кого-то идет. Вполне возможно, что оно идет через всех - не все ловят. Ловят Бетховен, Босх, Брехт (и не только на Б).
Но любой, кто не видит за воплощением результата этой ловли огромного труда... Ну, он в каком-то своем мире живет.
Я, честно говоря, еще бы посмотрела на тексты этого автора - так ли они прекрасны, как следует думать, исходя из запощенного.

Потому что я знаю, что Пушкин исписывал сотни черновиков. Что у моего любимого художника Ватто были тысячи рисунков, которые он порвал и выкинул. Он действительно написал свою последнюю великую работу за 10 дней, но прежде чем он ее написал, он написал десятки других и сделал множество "ремесленных" вещей.
Леонардо писал Джоконду до конца жизни, считая ее не законченной, а прежде, чем написал ее, посвятил себя изучению всего на свете, от оптики до анатомии. Флобер писал "Госпожу Бовари" 5 лет - эти несчастные 500 тыс. знаков. От большого вдохновения, типа?

Искра, из которой возгорится пламя, - это как Перводвигатель Аристотеля: она запускает мир, а дальше действуют свои законы. Законы мастерства, ремесла и техники.
И насколько это будет хорошо, зависит от того, насколько хорош автор.

Я ни одного шедевра в истории не знаю, который появился с кондочка на дурачка, от пресловутого вдохновения и ничего больше. Если только что-то короткое.
Ты попробуй симфонию, роман или эпическое полотно накатать "от ноосферы".

2018-12-07 в 17:51 

La Forze
Нельзя исправить человека, не уничтожив его прежнее Я. (С) "Эффект бабочки"
Благодарю! Красота текста божественная, глубина человеческая!

2018-12-07 в 20:18 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Лис зимой, мне кажется, тут важно, что за вдохновением автора поста стоит десяток лет оттачивания мастерства и огромное количество опыта. Это даже в посте сказано "впахиваю, как лошадь, развиваю мастерство, десятилетиями (уже даже не годами) прокачиваю навыки". И даже в таком случае (в случае такой грандиозной подготовки) между просто мастерством и мастерством+вдохновением стоит огромная разница. Так что если ноосфера выбирает себе мастера с опытом... и крупные произведения, мне кажется, становятся по-настоящему воодушевляющими)

Мне очень понравился пост! С душой, с посылом, с выношенной мыслью... Спасибо)

2018-12-07 в 20:47 

Лис зимой
on writing ©
~Энни, мне кажется, тут важно, что за вдохновением автора поста стоит десяток лет оттачивания мастерства и огромное количество опыта.

Наоборот, автор четко разделяет вдохновение и мастерство. От вдохновения, говорит автор, рождается искристое произведение. От мастерства - в лучшем случае добротное. Одно - шампанское, второе - чай.

Это очень опасная романтическая иллюзия, которую опровергают работы гениев человечества.
Впрочем, это я уже сказала. Вряд ли вас можно будет переубедить, если я второй раз ту же мысль повторю другими словами.

Ко мне за 10 лет писательства пришел другой опыт. Он выражается в том, что мастерство ценно, вдохновение иллюзорно, и человек создает шедевры благодаря масштабу своего дарования, владению техникой, глубине заложенной в произведение мысли и общей одержимости своим делом.
А не благодаря какой-то мифической искре.

Но творить под искрой кайфово, да. Кто же спорит.

2018-12-07 в 21:01 

Голландская рулетка
Ladyhella, У приемника нет выбора, он передаточное звено, что принял, то и отдал, 1 в 1. Но проходя через руки автора, заказ с божественной кухни превращается в уникальное блюдо, которое никто в мире не сможет повторить)
Да, очень верное наблюдение, спасибо!)

Ethel., La Forze, ~Энни, очень рады, что откликнулось!

Лис зимой, Кто этот автор, которого бронируют на год вперед? Я не поняла, кто написал текст.
Автор - поэт, переводчик англоязычной прозы и поэзии. В приведенной истории речь шла о переводах. Все посты Рулетки традиционно анонимны, ники авторов не называются.

Я ни одного шедевра в истории не знаю, который появился с кондочка на дурачка, от пресловутого вдохновения и ничего больше. Если только что-то короткое.
Ты попробуй симфонию, роман или эпическое полотно накатать "от ноосферы".

Полностью согласны; именно об этом и говорилось в записи по первой ссылке. Откройте ее - и убедитесь, что позиция автора не противоречит вашей, а лишь служит дополнительным ракурсом)

URL
2018-12-07 в 21:04 

~Энни
Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... (с)
Лис зимой, Наоборот, автор четко разделяет вдохновение и мастерство.
Не вижу тут противоречия) Автор их разделяет, но не противопоставляет.
Да, тут у каждого свой путь. Меня мой привел, наверное, к тому же, что я вижу тут в записи. Просто вдохновения не достаточно, чтобы творить, факт. Но и просто мастерства недостаточно - кто-то должен вдохнуть в него жизнь. Они прекрасны в тандеме) Мне кажется так.)

2018-12-07 в 21:08 

Голландская рулетка
~Энни, Автор их разделяет, но не противопоставляет. <...> Просто вдохновения не достаточно, чтобы творить, факт. Но и просто мастерства недостаточно - кто-то должен вдохнуть в него жизнь. Они прекрасны в тандеме)
Да, именно так :) И спасибо за слово "тандем", оно здесь очень уместно.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная