Голландская рулетка: творчество ради жизни

14:48 

Пятая неделя (30 января – 5 февраля)

Голландская рулетка
«Кто может, тот делает, кто не может, тот критикует». – Чак Паланик

Пожалуй, тема восприятия критики – одна из самых болезненных для творческих людей. Даже конструктивные замечания, высказанные некорректным тоном, могут здорово подорвать веру в себя и побудить человека не улучшить работу, а вовсе отложить фотоаппарат, кисть или иголку с нитью. Чем дальше мы продвигаемся по творческому пути, тем большее внимание привлекаем к себе – и, к сожалению, не всегда это внимание будет положительным. Как воспринимать критику, чтобы не пропустить жемчужное зерно, но при этом сохранить душевное равновесие? Своим опытом в этой области делится Элизабет Гилберт – американская писательница и автор множества книг, в том числе бестселлера «Есть, молиться, любить».

Как реагировать на критику

Недавно на встрече с читателями меня спросили, как я реагирую, когда критикуют меня или мои книги – особенно в интернете. Этот вопрос задают часто, поэтому я решила подробно ответить на него, в надежде, что мои слова помогут кому-нибудь – неважно, кто вы и что делаете со своей жизнью.

Самый простой и короткий мой ответ, когда меня спрашивают, как я реагирую на критику, – «никак». Я не читаю статьи и комментарии, в которых меня критикуют, и не ищу их специально в интернете.

Я избегаю критики о себе, не потому что мне плевать на то, что люди говорят обо мне. Наоборот – потому что я принимаю чужие мнения слишком близко к сердцу. Я очень чувствительна, и меня легко ранить злым словом. Я знаю, что критические высказывания могут сильно задеть меня, а у меня нет цели ранить себя.

О моей работе написано много больших обстоятельных рецензий в серьезных газетах – но я их никогда не читала. Например, я знаю, что легендарный критик Джанет Маслин написала разгромную рецензию на мою книгу «Законный брак» в The New York Times несколько лет назад, но я не имею ни малейшего представления, что именно она сказала обо мне, и не собираюсь узнавать. (Если вам любопытно прочесть – Google в помощь, но я точно не хочу).

Знакомые рассказали мне, что рецензия была негативной (добрые друзья просто предупредили, не такие добрые послали ссылку – спасибо, ребята). В любом случае я ответила: «Спасибо за информацию» – и тут же отвернулась, как я отворачиваюсь, когда проезжаю мимо дорожной аварии или когда по телевизору показывают место убийства, от которого кровь стынет в жилах.

Я не буду впускать эти слова в мою голову. Я не могу держать эти картинки у себя голове. Поступить так значило бы совершить насилие над собой, а я больше не хочу себя насиловать.

Кажется, Джон Апдайк сказал: читать рецензии на свои книги все равно что есть сэндвич, в котором может попасться битое стекло. Бутерброд с осколками стекла. Какая мне польза оттого, что я съем что-то, от чего внутри будет кровоточить?

Напротив, если рецензия доброжелательная (и ее заранее посмотрел любящий член моей семьи), я прочту ее. Потому что догадайтесь что? Правда, очень приятно слушать, как люди хвалят вашу работу! И это редкость! Поэтому, когда такое случается, радуйтесь вволю, наслаждайтесь хорошей рецензией.

Когда та же Джанет Маслин написала рецензию на мою книгу «Происхождение всех вещей» в The New York Times и она ей понравилась, я наслаждалась ее статьей, потому что нет ничего плохого в том, чтобы побаловать себя вкусным сэндвичем, в котором нет осколков стекла. Потому что нам всем иногда нужно «кормить себя».

Кто-то скажет: «Но как же вы можете считать себя честным художником, если вы готовы слышать только хорошие слова и не обращаете внимания на критику?» Я отвечу: «Это моя работа – следить за тем, чтобы оставаться честным художником, а не забота критика».

Критик не работает на меня, он работает на газету. У критика есть его собственная ответственность – он должен оставаться честным, но он не обязан вытаскивать меня из беды или принимать близко к сердцу мои интересы. Природа наших отношений другая. Во мне нет ненависти к критикам, они – естественная часть творческого пейзажа. Но я не слушаю критику от людей, которые не принимают мои интересы близко к сердцу, – мне такая критика никак не помогает в работе и не делает меня лучше.

Тем не менее негативные отзывы о моей работе я принимаю – но только от определенных людей и в определенное время.

Люди, к чьему мнению я прислушиваюсь, заслужили право предлагать мне критику. Их немного, и они драгоценны. Это несколько моих самых близких друзей, которым я доверяю, члены моей семьи и коллеги. Вот тест, который помогает мне определить, есть ли у конкретного человека право критиковать меня:
- Доверяю ли я твоему мнению и твоему вкусу?
- Верю ли я, что ты поймешь то, что я пытаюсь создать, и поэтому сможешь помочь мне улучшить мое произведение?
- Уверена ли я, что ты принимаешь мои интересы близко к сердцу – что в твоей критике нет какого-то темного скрытого мотива, задней мысли?
- Уверена ли я, что ты предлагаешь свою критику со всей возможной мягкостью – так, чтобы не ранить меня ею?

Доброжелательность – очень важное условие. У вас, как и у меня, наверняка имеется подруга, любительница резать правду-матку в лицо. Послушайтесь моего совета: никогда не показывайте ей свою работу. Никогда не спрашивайте ее мнение, никогда не обнажайте перед ней свою ранимость. Когда кто-нибудь заявляет вам, что «жесток, но зато честен», на самом деле он хочет сказать следующее: «Я жестокая. Мне нравится причинять боль. Ты можешь быть уверена, что я только и жду возможности поиздеваться над тобой. Пожалуйста, дай мне возможность ранить тебя».

Я никому не давала разрешения издеваться над собой. Я не испытываю к себе ненависти до такой степени. Жестокая честность – это не добродетель. Честность без доброты не стоит той цены, которую вы за нее платите. Я могу выслушать искреннее мнение, но только когда оно исходит от доброго сердца, которое не жаждет крови.

Теперь о том, когда я слушаю критику. Только если еще остается шанс что-то исправить или изменить в работе. После того как книга ушла в печать – не в моей власти что-то изменить, потому что толку копаться в критических отзывах, когда уже слишком поздно?

В век интернета очень трудно избежать негатива о себе – так легко найти и прочесть о себе самые ужасные вещи. Все, что мы выкладываем онлайн, может стать предметом высмеивания, оскорблений. Но это не делает интернет местом зла. Интернет еще и чудесная площадка для игры, где вы выражаете себя самыми невероятными способами, о которых раньше человечество и не подозревало. Так наслаждайтесь этой игрой и посылайте свои произведения в мир. Но не читайте комментарии. Просто – не читайте.

И не гуглите свое имя, если только не хотите нанести себе больше ран. (Раз уж речь зашла о том, как перестать ранить самого себя, дайте мне сказать заодно вот что: не гуглите имя своего бывшего или бывшей. Отойдите от горящей машины.)

Конечно, бывает невозможно избежать неприятных комментариев. Вдруг выскакивает в «Твиттере» или «Фейсбуке» что-то злобное, грубое. Блокируйте, игнорируйте, не застревайте на этом. Не кормите троллей. Не давайте себя вовлечь. И никогда не позволяйте троллям украсть у вас право пользоваться таким чудом, как интернет. У вас есть право говорить и право публиковать свою работу, право найти свою аудиторию. Просто продолжайте выражать себя – и не обращайте внимания на критику, вовремя отворачивайте голову.

Не сидите с широко открытыми глазами в час ночи (обычно еще и с огромной порцией мороженого в руке) после того, как опубликовали что-то важное для себя, и не прокручивайте страницы с добрыми отзывами, пока наконец не наткнетесь на один невероятно жестокий комментарий, который доказывает то, что вы всегда подозревали в самом темном, кошмарном углу вашего сознания, – что да, вы обманщица, у вас нет таланта, вы полное ничтожество.

Не начинайте копать эту яму, потому что если вы будете копать достаточно долго, вы найдете боль, которую искали.

Читать комментарии о самом себе в интернете – все равно что украдкой листать дневник соседа по комнате. Так и тянет прочесть, потому что вот же он, лежит перед вами. Но если читать долго, в конце концов наткнетесь на слова, которые разобьют ваше сердце. Не читайте. Положите на место. Не поддавайтесь искушению. Проявите силу воли, она необходима, чтобы позаботиться о себе. Уйдите прочь.

Я не раз наблюдала, как мои друзья – творческие личности – причиняли такой вред себе и своей работе, копаясь в комментариях в поисках негатива, пока в конце концов не находили осколок стекла в сэндвиче, и тогда они брали этот осколок и ранили им себя, глубоко. Иногда эти раны остаются навсегда. А потом друзья удивляются, куда подевалось их вдохновение и почему им так трудно творить.

Тем временем придурок, который написал мерзкий комментарий о вас, нажимает «отправить» под своим злобным посланием и снова переключает свое внимание на пиво и порно. Он будет сидеть, почесывая свой зад, и думать про вас забудет. А вы между тем навсегда впечатаете его слова в свой разум. И когда вы сядете, чтобы творить в следующий раз, это слова будут эхом отдаваться в вашей голове («Ты бездарность. Ты ничтожество, мусор»).

Я отказываюсь идти по этому пути. Я отказываюсь ненавидеть себя до такой степени. Хватит и того, что творческая работа – одна из самых тяжелых на свете. Я отказываюсь заполнять свое творческое пространство, свой мозг жестокими ядовитыми словами, которые только ухудшают дело.

Отказываясь читать мерзкие вещи о себе, я не отрицаю реальность, я утверждаю себя в ней. Таким образом я поддерживаю свою жизнь и свою творческую энергию. Это мой способ защиты, способ сохранять свой ум чистым, ясным и готовым к творческой игре.

Я хочу, чтобы все мы свободно выражали себя в мире – особенно женщины! Нам нужны ваши голоса, нам нужно ваше творчество, нам нужна ваша храбрость, ваши произведения и ваша работа. Но помните: если вы посылаете что-то в мир, каждый имеет право отвечать на ваше послание как захочет – это условия договора. На вас могут наброситься, вас могут оскорблять, вас могут унижать. Но вы не обязаны никого слушать.

Отвернитесь от жестокости. Найдите людей, которым вы можете доверять, и прислушивайтесь только к ним. Как только вы отправили свое произведение в мир, ваша работа окончена. Отпустите ее и идите дальше своей дорогой. Продолжайте делать свою работу, открывайтесь миру и отворачивайтесь от темноты.

Заботьтесь о себе. Творите свободно. Делитесь храбро. Но никогда не начинайте копать яму, чтобы найти разбитое стекло.

Рулетка запускается!


URL
Комментарии
2017-01-31 в 15:02 

Flash
Не побеждай. Не защищайся. Не сдавайся.
Haide Mai, поправили, спасибо!

2017-01-31 в 15:06 

Haide Mai
Я томат, и я убиваю проституток
Flash,  вам спасибо за вдохновляющие посты

2017-01-31 в 16:44 

El Pers
Ангельское терпение требует дьявольской силы воли
какой хороший пост.
спасибо!

2017-01-31 в 18:04 

Amertath
Homo Ludens. Animal inside.
Очень нужный пост. Спасибо :yes:
*утанцевал творить

2017-01-31 в 20:22 

song of the sea
Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Спасибо за пост! Просто отличный.

2017-02-01 в 14:23 

nastyKAT
У каждой крыши свой стиль езды.
Потихоньку пишется то, что хочется писать
И вообще в последние дни неспадающий творческий подъём...

2017-02-06 в 13:48 

Amertath
Homo Ludens. Animal inside.
Эх, за эту неделю почти ничего. Так, порисовал чутка...

2017-02-07 в 08:03 

garance
Когда пустой холст идиотски пялится на тебя, малюй хоть что-нибудь.
Пытаюсь вязать шарфик, - самый простой, одни лицевые петли. Сегодня поняла, что, похоже, снова придется переделывать....

2017-02-07 в 17:16 

БельЧа
На завтра. Ничего не поздно. Мой гроб еще шумит в лесу. Он — дерево, Он нянчит гнезда. © Франтишек Грубин. Чемпионка внутреннего мира.
"нет ничего плохого в том, чтобы побаловать себя вкусным сэндвичем, в котором нет осколков стекла"

2017-02-16 в 21:16 

consolo
подхожу; критически
жаль, что паланик рассуждал о литературе так много, явно стал обзавидовавшимся критиком.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная