Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Голландская рулетка (список заголовков)
11:03 

Двадцать четвертая неделя (9-15 июня)

Голландская рулетка
"Мечтай о большем".

Мне так нравятся люди, которые не боятся мечтать глобально, хотя понимают, что, возможно, не всем этим мечтам суждено сбыться.

Один мой друг, замечательный художник, сказал вот что:
"Многие мальчишки мечтают работать в кино, стать крутым актером или режиссером. Но почему-то не превращают мечту в цель. Видимо в какой-то момент осознают, что это очень сложно, а лично для них вообще невозможно. Начинают мыслить "по-взрослому" и идут работать менеджером в салон сотовой связи. Откуда у них такие мысли - непонятно.

Я счастлив, что мыслю по-другому. Продолжаю мечтать, превращаю мечты в цели и достигаю их. У меня много коллег, которые умудряются, работая на крупнейшей мультстудии страны, также как и менеджеры Евросети закапывать свои таланты и амбиции. А я сейчас наоборот пытаюсь вспомнить свои самые нереальные желания и выяснить, насколько теперь они стали реальнее.
"

Ну и пусть не получится. Пусть не сбудется. Но попытаться-то можно! Даже если эта попытка не приблизит тебя к цели, она может превратиться в хорошее, доброе и незабываемое приключение, что само по себе уже здорово.

Рулетка запускается!


15:30 

Двадцать третья неделя (2-8 июня)

Голландская рулетка
"Там, где я".

Леонардо да Винчи давал пищу своему воображению, рисуя с закрытыми глазами — эти случайные наброски предлагали ему идеи и сочетания, которых не выдумаешь нарочно. Современные художники пользуются программой "Алхимия" или кистями, поведение и след которых генерируются непредсказуемо. Что угодно может вызвать поток образов. Можно предложить себе простую игру: от любого слова построить пять веток ассоциаций по три слова в каждой. И объединить их в работе.
Недавно один мой приятель пытался убедить меня, что нельзя взять и нарисовать что-нибудь. На выбор я предложила ему карликовую козу, играющую на пианино прыжками, художника в плаще из живописных полотен и бар, куда можно зайти прямо верхом на лошади (штат уборщиков должен быть внушителен, ну да это — задача хозяина). Дело — только в тренировке.
Необычные и красивые вещи всегда будут в цене. То, что содержит в себе запас воображения автора и при этом оставляет простор для работы зрителя, будет нравится, пока живы люди. Наша-то реальность устроена для того, чтобы в ней жить, но нужно ещё что-то, кроме функциональности и работоспособности. Поэтому надо экспериментировать с новым, добавляя его в известное, чтобы образ узнавался. Поэтому надо продолжать работу — удивляя других, с удовольствием удивляешься сам. Вокруг себя строить более разнообразную реальность, расширяя.
Там, где я, всё носит мой отпечаток. В случайных набросках, как кругами на воде, сходится отзвук моего опыта. Поэтому и считаю, что автор произведения по большому счёту никогда не ошибается, поскольку всё это — его дело и всё это идёт в его дело как рабочий материал. Если здесь мой опыт не сработал так, как я хотела, я использую его в другой момент, приблизившись к задуманному. Расширив его новым по дороге, вложив новый опыт очередного момента жизни.
Не безупречность я считаю достижением. А работу. Процесс и направление отсюда вперёд.

Рулетка запускается!


13:36 

Двадцать вторая неделя (26 мая - 1 июня)

Голландская рулетка
"Мне нехорошо. Но это - хорошо".

Иногда нам сложно принимать свои чувства. И выражать их тоже очень непросто. Особенно если это сильные чувства. Или такие, о которых принято говорить: "негативные", "разрушительные", "неконструктивные". И мы заталкиваем их в себя - как склизкую манную кашу с комочками, поливая ее соусом из этических норм, правил морали и приличий.

Но мы имеем право на то, чтобы ощущать себя грустными, рассерженными, возмущёнными, отчаявшимися и уставшими. Мы имеем право на то, чтобы быть "не в лучшей форме", "неспособным к сотрудничеству", "не видящим креативных способов решения задачи". Мы можем себе позволить это.

О чём стоит помнить в такие моменты - не о том, как наилучшим способом скрыть от мира своё состояние, а о том, как и через что вылить, выплеснуть из себя эти чувства и ощущения. Как опустошить свою чашу, не давая ей переполниться гневом и отчаянием. Как "деструктивные элементы" сублимировать и переплавить в "конструктивные". Почему я беру эти эпитеты в кавычки? Потому что всё очень условно, относительно, индивидуально. Иногда острый приступ ненависти к самому себе становится мощным импульсом, с которого начинается долгий путь к принятию себя. Зависть к автору великолепной картины заставляет нас рисовать ночами, вырабатывая собственный почерк. Творческий кризис, с которым многие знакомы не понаслышке, оказывается вполне преодолимым, если мы перестаем истязать себя бесплодными попытками "сотворить шедевр", признаём, что мы таки в кризисе, и переключаемся на совсем другие вещи. Не для того, чтобы забросить творчество навсегда, а для того, чтобы найти новые источники вдохновения.

Главное - не зацикливаться. Не останавливаться. Не погружаться в такие состояния надолго. Прожить их. Осознать. Отпустить. Двигаться дальше - к тому, что ожидает нас впереди. Нет никаких гарантий, что это будет нечто прекрасное и вдохновляющее, нечто, позволяющее нам заорать во всю глотку: "Я счастлив!" Нет никаких гарантий, но в этом и заключается суть нашего путешествия, верно? Принимать мир во всём его многообразии, в горе и в радости, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас. Впрочем, тогда перед нами предстанет новый мир, а значит, наше путешествие бесконечно!

Рулетка запускается!


11:11 

Двадцать первая неделя (19-25 мая)

Голландская рулетка
"Чтобы жить творческой жизнью, мы должны перестать бояться ошибиться".

Сначала попалась на глаза картинка, а через пару дней в заметках сообщества Ошо, на которое я подписана в фейсбуке, появился такой текст: "Жизнь можно прожить только рискованно - другого способа нет. Только риск и опасность позволяют взрослеть и расти.
Человек должен стремиться к приключениям, должен быть всегда готов рискнуть известным ради неведомого. Единожды испытав радость свободы и бесстрашия, человек не станет жалеть ни о чем, ибо узнает, что значит жить полной жизнью.
И тогда он зажжет маяк своей жизни.
Единственный миг подобной яркости принесет больше радости, чем целая вечность посредственного существования".

Другим-то легко советовать ничего не бояться и рисковать. Такие призывы лично у меня ассоциируются с прыжками с парашютом (я, например, ужасно боюсь высоты) или сплавами по реке с крокодилами (а где взять столько денег, чтобы добраться до этой реки?). Но риск и бесстрашие можно пережить проще и ближе: вернуться домой другой дорогой, отклонившись от привычного маршрута; купить в магазине не клубнику, а какой-нибудь незнакомый фрукт; сказать человеку, с которым больше нет сил общаться, что от него хотелось бы отдохнуть, - или, наоборот, предложить дружить человеку, который давно и искренне нравится.
Каждый привычный момент тогда придется перестраивать, каждый шаг - выбирать. Пусть это будут небольшие шаги - но они правда наполнят жизнь сиянием.

Рулетка запускается!


10:14 

Двадцатая неделя (12-18 мая)

Голландская рулетка
"Будь нежным с самим собой".

Мы слишком часто ругаем себя. Упрекаем за прошлые ошибки, корим за былые неудачи. Мы так плохо умеем себя прощать. Так мало дарим себе любви и заботы. Как часто мы делаем что-то для себя по остаточному принципу, руководствуясь разными принципами, чувствами, установками. Неважно, чем именно мы руководствуемся. Важен результат - мы слишком мало любим самих себя.

Когда я думаю об этом или говорю со своими студентами, или с теми, кто обращается ко мне за рунным раскладом, я удивляюсь. Я удивляюсь тому, что мы считаем таким правильным и естественным прощать другим то, что долгие годы не можем простить себе; чрезмерно заботиться о ком-то, отказывая себе в элементарном и самом необходимом; грызть себя, есть себя, жрать себя, отрывая огромные куски от своей души. Зачем мы это делаем?

Несмотря на множество связей, которыми мы обрастаем в течение жизни, мы приходим в этот мир одинокими, и такими же покидаем его. Да, каждый из нас - крохотная часть бесконечной Вселенной, но я сейчас говорю о другом. Я говорю о том, как мы осознаём своё одиночество, на что мы тратим время, которое проводим наедине с собой. На то, чтобы хвалить себя за крохотные подвиги и малюсенький прогресс? На то, чтобы делать себе подарки и позволять своим мечтам сбываться? Нет, мы тратим время на то, чтобы копаться в прошлом, сожалеть об упущенных шансах, сходить с ума от перфекционизма, бесконечно сравнивая себя с другими, вместо того, чтобы сказать себе: "Я уникален, и мой рост - это только мой рост. Как здорово, что я есть! Как здорово, что я могу расти и развиваться. Я уже и сейчас неплох, а могу стать куда лучше. Надо просто идти, не останавливаться, и смотреть вверх, и подставлять лицо ветру, и ловить волну. И любить себя".

Если вам не нравится, когда я говорю "мы", просто замените это на "многие из нас". Но мне кажется, что первый вариант точнее. Есть те "мы", которые делают это часто, другие - редко, а есть те, кто иначе не умеет смотреть на свет.

Просто будьте нежнее с самим собой. Дайте себе сегодня чуть больше любви, чем вчера. Простите один поступок, совершённый вами десять лет назад. Закройте хотя бы одну из сотни дверей в своё прошлое. И вы удивитесь тому, насколько легче вам стало дышать.

Имеет ли всё это отношение к творчеству? А разве творчество - не любовь? И разве возможно одно без другого?

Рулетка запускается!


15:12 

Девятнадцатая неделя (5-11 мая)

Голландская рулетка
"Если заменить слово "проблема" на слово "приключение", то жить становится гораздо интереснее".

Иногда на работе я впадаю в ступор. Верчу данными, рассматриваю свой ступор со всех сторон, пока, наконец, не набираюсь смелости попросить помощи. У кого просить? Наверное, у тех, кто передавал тебе ремесло. И вот тут-то начинается самое интересное...
Они помогают.
Почти всегда.
Только и понятия не имеют об этом.

Мне повезло с учителями и преподавателями. Каждый из них - человек блестящего ума. И каждый из них имеет свои устоявшиеся позиции и принципы. И нужно выбрать кого-то одного, чтобы позвонить или проконсультироваться... "Так, - думаю я, - наверное, нужно позвонить преподавателю А.! Конечно, ему! Но преподаватель А. всегда в таких случаях говорит обращать внимание на такие-то и такие-то стороны работы. Потому что в них чаще всего причина проблем. Я согласна с ним. Но сейчас, мне кажется, дело в другом, потому-то и потому-то... Нет, пожалуй, не буду просить преподавателя А."
Поочередно передо мной складываются образы уважаемых мной преподавателей. С каждым из них мы беседуем некоторое время - память и время, проведенное с ними, любезно предоставляют такую возможность. Я представляю себе их первые советы, исходя из позиций, которые они чаще всего высказывали. Начинаю думать, как буду объяснять им, почему дело скорее всего не в этом. Искать аргументы. Пытаться конкретизировать им проблему - из всей бездны моего Ступора выискивать ключи того, что именно в проблеме тормозит меня больше прочего. Чтобы они все же смогли понять, в чем именно дело! Попутно с этим бесконечность моего затруднения становится конкретной и обозримой.
И мыслительный процесс при этом сводится примерно к следующему: "Преподаватель А. скажет мне делать то-то, а тут так делать нельзя, Преподаватель В. - тоже. А вот преподаватель С. посоветует провести тест, который всегда советует проводить, и на мои возражения начнет говорить... а потом добавит... мм... да, пожалуй, позиции С. мне тут могут быть очень ценны. Важнее прочих. Наверное, преподавательница С. так и скажет. Точно. Какая же она классная!"
А когда я дотягиваюсь до телефонной трубки, понимаю, что у меня уже нет такой необходимости звонить и отвлекать человека. Потому что по едва намеченному направлению я уже могу пробираться сама. Главное, что хоть какое-то направление - есть.

Иногда ступоры у меня возникают в творчестве. И тут я чувствую себя совсем беспомощной. Потому что творчеству меня никто не учил, и помощи, по сути, просить не у кого... Наверное, не только мне знакома такая ситуация. И как-то раз передо мной возникла неожиданная и закономерная идея.
Многих из нас учили не преподаватели, а светлые примеры впереди - любимые писатели, художники, музыканты - творцы выбранного вами ремесла. Их работы мы знаем и любим - перечитывали, пересматривали, выучили наизусть. Мы подсматривали за ними, мы вдохновлялись их работами, когда начинали сами.

Кого из них вы бы стали спрашивать? И что ответили бы они по поводу заминок в ваших творениях? Или в жизни? Какие бы подсказки дали? Или где посоветовали бы искать ответы?
Конечно, мы не знакомы с ними лично. Но мы знакомы через призму их трудов, что и дает нам возможность спрашивать - и иногда получать ответы. Если среди моря информации мы выбрали и выделили именно их, значит, в чем-то наши с ними позиции схожи. И есть в них что-то, чего не достает нам самим. Тогда к кому, как не к ним, можно обратиться за советом в памяти?
А если ответы не подойдут... Что ж, можно попробовать "посоветоваться" и с другими любимыми авторами! Хорошо, если есть из чего выбрать!

Рулетка запускается!


14:47 

Восемнадцатая неделя (28 апреля - 4 мая)

Голландская рулетка
"Вдохновляться - прекрасно, вдохновлять - потрясающе".

Помните, зачем Рулетка создавалась в самом-самом начале? Ради комментариев и круговорота вдохновения в них. Чтобы наши игроки могли не только делиться плодами своего творчества, но и наблюдать за чужой игрой, черпая в ней идеи и смелость для собственных маленьких шедевров. Вдохновение всегда представлялось мне единым источником, который в равной мере питает и поэтов, и художников, и музыкантов, - поэтому я до сих пор по-детски расстраиваюсь, когда виды творчества обособляются и разводятся "по разным углам".
Пару лет назад по дневникам ходил флэшмоб "Сделай осень". Суть его заключалась в том, чтобы сделать что-нибудь рукодельное, отражающее личное видение осени, а потом прийти к тому, кто тоже участвует во флэшмобе, и изъявить желание с ним поменяться. После этого игроки делали еще по одной "осенней" поделке и отправляли друг другу. Все было бы прекрасно, если бы не обязательное условие - во флэшмобе участвовали только поделки, и только сделанные своими руками. Увы, я в то время умела лишь писать стихи - а кому нужны бесплотные строчки, которые на стену не повесишь и на шею не наденешь? Вот и бродила я вокруг этой толпы рукодельников, весело меняющихся рисунками и украшениями, и чувствовала себя ребенком, который пришел на игровую площадку, попросился строить песочный замок с другими детьми, а ему ответили: "У нас всех желтые овальные лопатки, а у тебя зеленая квадратная, поэтому ты нам не подходишь, мы с тобой играть не будем!"
читать дальше

Все эти раздумья и пробудили во мне огромное, хотя, может быть, немного странное желание. Мне очень хочется этим летом провести серию "голландских пленэров" - творческих сходок, где в равной мере будут приветствоваться все виды искусства. Как я себе это представляю? Допустим, 10-20 игроков Голландской рулетки вооружаются мольбертами, спицами и гитарами и отправляются куда-нибудь на природу (как чудесно зацветет в мае яблоневый сад в Коломенском!). Устроившись в каком-нибудь живописном месте - под раскидистым дубом, в вишневом саду или на берегу реки - они договариваются об общей теме пленэра. Это может быть окружающий их пейзаж, какой-то специально принесенный для этих целей предмет, афоризм или строчка из песни - да что угодно! Потом в течение нескольких часов поэты пишут на эту тему стихи, художники делают наброски, мандальеры плетут мандалы, композиторы насвистывают мелодии, и т.д. и т.п. Все это может перемежаться чаепитиями и разговорами про жизнь и творчество. :) В финале пленэра все показывают (зачитывают, напевают), что у них получилось - и при желании обмениваются результатами "творческой мастерской". Общую тему я хочу предложить потому, что глубоко убеждена: вдохновение (оно же Поток, оно же искра, оно же энергетическое ядро творения) подобно мощному лучу, который проходит сквозь большой кристалл, имя которому - Творчество. Но у кристалла множество граней - видов творчества - и в каждом из них идея преломляется по-своему. Мне кажется, было бы ужасно интересно взглянуть, как одна и та же тема преломится в плоскостях поэзии, музыки, живописи и т.д. Единый луч, упавший на кристалл, разобьется на множество неповторимых потоков, и из них-то и составится самая полная, самая красочная и волшебная Радуга.
А что думаете вы? Были бы вам интересные такие пленэры? :)

Рулетка запускается!


10:15 

Семнадцатая неделя (21-27 апреля)

Голландская рулетка
"Маленький шаг может стать началом великолепного путешествия".

Бо́льшую часть своей жизни я считала, что в любом творчестве на 85% важен природный талант, и только 15% успеха зависят от самого человека, от его желания и стараний. И очень искренне удивлялась тем, кто думал иначе. Сейчас понимаю, конечно, что здорово ошибалась на этот счет. Среди моих знакомых есть люди, которых я могу назвать настоящими творцами - замечательными художниками, музыкантами, превосходными хэнд-мэйдерами... Они не обладают какими-то исключительными талантами, зато отличаются завидным упорством и крепкой верой в свою мечту.

Основываясь на собственном опыте, я сформировала пять простых правил, которые помогли мне начать что-то новое и не бросить на полпути. Возможно, они пригодятся и вам, уважаемые игроки Голландской рулетки.

1. Безоговорочно верь в собственный успех.
2. Имей конкретную цель. Лучше, если эта цель будет привязана к определенному сроку - это добавит мотивации.
3. Не будь максималистом и трезво оценивай свои возможности.
4. Лучше попытаться и понять, что это не для тебя, чем не пытаться вовсе, и потом жалеть об упущенной возможности.
5. Помни, что легких побед не бывает. Прояви настойчивость и терпение, даже если очень хочется сдаться. Абсолютно все великие дела начинались однажды с одного маленького шага.

Рулетка запускается!


09:54 

Шестнадцатая неделя (14-20 апреля)

Голландская рулетка
"У тебя всегда есть выбор".

Я выбрала профессию, суть которой заключается в изготовлении вещей, которые должны нравиться людям. Это компьютерные игры, они действительно создаются, чтобы доставлять удовольствие. А учитывая, что визуальное восприятие передаёт львиную долю данных в нашей жизни - важно, насколько игрушка приятно выглядит. Гейм-художник, стало быть, должен уметь делать классные картинки.
Месяц я провела, ежедневно участвуя в группе Фейсбука, где публикуются картинки, сделанные за 30 минут. По рейтингу зрителей можно легко судить о том, "выстрелила" работа или нет. В этой группе я довольно четко проследила два пути получения "приза зрительских симпатий".
Первый путь лежит через известные, любимые и популярные образы. Фанарт, рисунок в стиле манга, обнажёнка, образ, вызывающий умиление или похожее чувство (например, нежность) - такие картинки, даже если они сделаны технически на не слишком высоком уровне, получают бонус за счёт обращения к каким-то популярным областям, к чему-то, что люди любят в массе своей. Вторым путём идут опытные и умелые художники, которые, не обращаясь к фиксированным образам, настолько ловко устроят работу, что могут подать собственную оригинальную идею. В ней самой не заложен тот бонус популярности, но подача, техническое исполнение и читаемость замысла делают картинку притягательной и интересной.
Конечно, это упрощение. Говорить, что удачные работы строго делятся на те, что ориентированы на потребителя, и те, что несут оригинальный замысел автора - не совсем верно. Но эта модель двух путей заставила меня задуматься.
Исходить из ожиданий публики - достаточно быстрый и простой способ заработать популярность. Это проявляется и на примере целых игр, где явно расставлены "зацепки" для фанатов, например, фанатов серии. С другой стороны, в играх, в кинематографе есть изделия, где оригинальная идея подана так доходчиво и интересно, что она "выстреливает" и уже сама заражает публику. Это технически труднее. Мастерство должно быть отточено лучше, знания о том, как устроено восприятие человека, как работает психика игрока или зрителя - эти знания должны быть глубже. Но чтобы пройти такой путь, достаточное время нужно провести в тренировках, ошибках и ещё раз ошибках, тогда как явная работа "на публику" позволяет многие огрехи исполнения снимать со счетов.
Никаких ярлыков, ребята, не мне рассуждать о том, какой путь хорош, а какой плох. Этот вопрос я оставлю открытым для каждого из вас. Ну а рассказать о таком наблюдении считаю интересным. Просто потому что граница эта во многом - интуитивная. Скажем, фановый, популярнейший образ можно разобрать до деталей невероятной тонкости и пересобрать их в другом интересном порядке. Мы все воруем в том или ином смысле =)

Рулетка запускается!


08:20 

Пятнадцатая неделя (7-13 апреля)

Голландская рулетка
"Следуй за своими мечтами. Они знают дорогу".

Сегодня в гостях у Рулетки Аннуминоре, историк по образованию и мастер-керамист по призванию. Она делает замечательные, теплые и живые вещи из глины, окрашенной яркой глазурью. Украшенные ирландским орнаментом или фигуркой дракона, ее кубки, блюда и чайники кажутся сошедшими прямиком со страниц сказок. Мы попросили Аннуминоре рассказать нашим читателям о трудовых буднях керамиста.

- Расскажи немного о себе.
- Зовут меня Валентина, мне 29 лет, я живу в небольшом сибирском городе Барнауле, недалеко от алтайских гор. Недавно я стала мамой замечательного мальчишки, я еще я занимаюсь изготовлением керамики, украшений, люблю путешествовать, живу в частном доме, с мужем и маленьким ребенком. :) У меня высшее историческое образование, и несколько лет я писала диссертацию по современным религиям и преподавала в вузе.

- Как ты пришла к керамике?
- Это история одной аферы. :) Дело было летом 2007 года. Мне в тот момент очень нужно было поменять свою жизнь, и в связи с этим я много-много ездила тем летом. Вообще-то, у меня нет никакого художественного образования, даже художественной школы, мне было 25 лет, и я преподавала в вузе, и организовывала всякие праздники. :) Рисовала более чем криво, лепила еще хуже. И вот в деревеньке Окунево под Омском я попала в керамическую мастерскую. Там мне так понравилось, что я решила попробовать. Мастерских же, где на приемлемых условиях можно было бы заниматься керамикой, в нашем городе не было. Недолго думая, я попробовала в компании с парой друзей сделать свою мастерскую. И муфельную печку сделать тоже, потому что денег покупать готовую не было. Скажу вкратце, что это очень сложно. Но мы собрали муфельную печь, припасли много мешков глины, немного влезли в долги и взяли заказы на керамику, чтобы с ними рассчитаться. При том, что мы тогда мало чего умели, хорошо, что это были заказы на штампованные сувениры. Но после всего этого стало ясно, что мы влипли в глину по уши :) Сил было вложено уже столько, что отступить никак. Вот и стали заниматься - сначала компанией, потом самостоятельно. В общем, мы годик поработали, делали всякую фигню, а потом стали получаться вполне ничего себе вещи. :)

О глине, орнаментах и трудовых буднях керамиста

Рулетка запускается!


@темы: интервью

11:58 

Четырнадцатая неделя (31 марта - 6 апреля)

Голландская рулетка
"Пока живу, хочу успеть..."

На adme какое-то время назад попалась статья о "проекте, который помогает людям сохранять надежду в трудных ситуациях".
Здоровенные стены, на которых люди по всему миру пишут, что они хотят увидеть северное сияние - пробежать марафон - сумасшедше влюбиться - съездить в Швецию - целоваться под звездами - сочинять - искупаться в Мертвом море - и так далее, и так далее.
У людей столько желаний! Некоторые хочется даже украсть, сделать собственными.

Я вот хочу успеть - научиться кататься на мотоцикле и уехать в семидневное мотоциклетное путешествие по Исландии. Там, говорят, маршрут проходит рядом со старым вулканом, прямо по вулканическому песку. А один раз надо на мотоцикле переезжать реку.
А еще я тоже хочу успеть - увидеть северное сияние. Где-то в Финляндии есть деревня со стеклянными иглу - наверное, страшно и здорово лежать в таком и смотреть в небо, полное нечеловеческого огня.
И я тоже хочу успеть - целоваться.
И мне обязательно надо успеть - научиться танцевать. Я только начала, а там всего еще столько, что целую жизнь можно потратить на честное перечисление одного только этого желания.

Я все думаю, сколько людей, написав желание на этой стене, хоть что-то сделали для его осуществления. Записанное желание должно ведь ощущаться как вызов, как объявление о намерениях. Должно уже ощущаться как цель. Может быть, если вот так на весь мир его написать, оно начнет даже искать способы исполниться самостоятельно.

Знаете ли вы, что вы хотите успеть?

Рулетка запускается!


14:44 

Тринадцатая неделя (24-30 марта)

Голландская рулетка
«Воображение свободно, как птица. И просторно, как море. Никто его не остановит». — Харуки Мураками

"Танцуем синий, - говорит Фрида. – Сейчас танцуем синий. Пожалуйста, все вместе, сосредоточились, да-да-да, совершенно верно... Эй, Дайва, девочка, синий, а не голубой. Темнее, еще темнее".
Макс Фрай. "Какого цвета ваши танцы"


Где-то на пересечении психологии и творчества существует красивый термин - синестезия. По сути, он означает смешение чувств, которое позволяет человеку слышать запахи, видеть цвета звуков и так далее. Воспринимать одну модальность ощущений через другую. Примеров подобного явления великое множество. В том числе и среди известных творцов. Скрябин видел цвета музыки и даже составил таблицу оттенков тональностей. Набоков описывал буквы алфавита через вкус и тактильные ощущения, а Ференц Лист однажды шокировал веймарский оркестр просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, забывая, что не все разделяют его восприятие звука.

Почему-то синестезия всегда виделась мне чем-то средним между шуткой чувств и волшебством...
Намного чаще с ней сталкиваются дети. Наверняка многие из нас могут вспомнить и собственные примеры. Но иногда яркие примеры встречаются и во взрослых возрастах. Говорят, что в той или иной степени она присуща всем людям. И у всех авторов и людей творчества синестезия почти всегда есть на скрытом уровне, поскольку произведения искусства затрагивают глубокие чувственные связи, которые и помогают ей раскрыться. Обогащают и наполняют.

Пробовали ли вы когда-нибудь спеть дождь? Или нарисовать песню? Пробовали добавить в рассказ терпкие нотки муската? Или станцевать синеву весеннего неба? Так, чтобы близкий к вам человек смог ответить: "какой красивый у тебя цвет".
Наверняка, вы пробовали это хоть однажды. А раз так, предлагаю вам сыграть в такую игру - давайте попробуем за эту неделю хоть раз выразить то, что выразить невозможно по всем законам логики. И возможно по голосу сердца и воображения. Станцевать запах или нарисовать любимую мелодию. Смешать модальности восприятия. Что угодно, что ближе именно вам. Что станет со стилем и речью, когда в них зашумит проливной дождь? Как вы будете это делать?
А, может, помимо радости игры, такая забава покажет сокровища, о которых вы и не догадывались?

Рулетка запускается!


15:25 

Двенадцатая неделя (17-23 марта)

Голландская рулетка
"Мы все должны решить, что делать со временем, которое нам отпущено". - Дж. Р. Р. Толкиен

Всё, как обычно, упирается в вопрос выбора. И как бы ни был предрешён его итог, записанный на небесных скрижалях и на ладонях наших рук, - мы совершаем этот выбор сами. Самостоятельно. Ежеминутно.

Сами выбираем - поддаваться нам страху и панике или сохранять стойкость духа и трезвость суждений.

Навешивать ярлыки - или не идти на поводу.

Отстаивать свою позицию - или сдаваться.

Верить в успех - или опускать руки за миг до победы.

И наши цели, и способы их достижения, и дороги, по которым мы идём, и призрачные замки, маячащие на горизонте, - всё это результат нашего выбора.

И вам, может быть, показалось, что я говорю не о творчестве. Вам не показалось - я говорю сейчас о жизни. О жизни целиком. О жизни как о процессе реализации устремлений своего внутреннего "я" во внешний мир. А значит, и о творчестве - как о части этого процесса - тоже.

Ведь выбор между "созидать" и "потреблять" тоже всегда остаётся за нами.

Рулетка запускается!


05:07 

Одиннадцатая неделя (10-16 марта)

Голландская рулетка
"Рисуй сердцем".

В прошлом году американская художница Мэри Уайт отпраздновала 60-летний юбилей. У себя на родине она заработала неоспоримое признание как художник. В 1991 году во время борьбы с раком Мэри вместе с мужем поселилась на Джонс Айленд, на побережье Южной Каролины. Сражаясь с болезнью, она не переставала писать и искать новые источники вдохновения. Ими стали местные жители галла, потомки рабов-негров.
Сейчас Мэри Уайт известна главным образом как акварелист, хотя пишет и маслом тоже. Мы хотели бы поделиться с вами несколькими простыми советами, которые она дала молодым художникам. Все они пережиты и осмыслены ей на личном опыте и будут полезны тем, кто хочет самосовершенствоваться, понять некоторые свои ошибки и перейти на новый виток творчества.

Техника всему голова
Свободное владение техникой является отправной точкой в акварели. Имея полный спектр технических возможностей, вы, подобно свободному владению каким-либо языком, можете так же свободно выразить красками именно то, что хотите.
Например, если вы задумали передать парусники в гавани в туманный день, вам очень важно будет при этом знать определенные технические приемы, уметь контролировать мягкие, темные края. А если вы хотите писать портреты животных или детей, то здесь уже будут необходимы классические навыки рисования и базовые знания анатомии, которые являются основополагающими в этом жанре.
Знакомство с широким спектром инструментов и расходных материалов позволит вам всегда выбирать наиболее подходящий инструмент для выполнения своей задумки. Конечно, этот процесс займет много времени, но зато в итоге вы получите большой опыт и широкие границы самовыражения.
Имейте в виду, что идеальной или универсальной техники нет. Каждое художественное средство по-своему незаменимо. Не останавливайтесь, всегда экспериментируйте с различными подходами и материалами. Расширяйте свой художественный запас. И никогда не позволяйте отсутствию знания или опыта мешать вам воплотить именно ту картину, которую вы создали в воображении.
Если вы хотите написать что-то необыкновенное, новое и художественно сильное, ищите лучший для этого способ, будьте сами себе лучшим учителем. Но при этом всегда помните, что техника является всего лишь средством, позволяющим рассказать историю, но не самой историей. Методы, которые вы используете, никогда не должны затмевать содержание ваших работ.

читать дальше

Рулетка запускается!


04:06 

Десятая неделя (3-9 марта)

Голландская рулетка
"Взрослый творческий человек - это ребенок, который выжил".

Мне очень нравится детская смелость во всем, что касается творчества. А еще нравится детская увлеченность творческим процессом - именно процессом, а не постоянными мыслями о результате.

Малыши умеют творить с огромной радостью и большим интересом. Они в одно мгновение создают новые сказочные миры, сочиняют песни (в которых, может быть, всего одна строчка, но...), танцуют танцы Удивительного слона и Ночной мухи, рисуют на обоях в спальне Великие Битвы рыцарей и драконов. И всё, что сотворил ребёнок - всё это правильно. Правил нет, дети очень хорошо знают об этом секрете .

Я немного помню себя ребенком и помню те свои ощущения и мысли. Когда внутри тебя - свобода (даже если внешне всё совсем наоборот), когда пространство для творчества становится бесконечным (даже если на самом деле оно ограничено листом бумаги), когда герои книг оживают в твоей голове и рассказывают новые, никем еще не написанные истории, и ты обязательно должен их записать (иначе кто же, если не ты?)... Когда слышишь музыку с новой аудиокассеты и придумываешь, например, танец феникса или Пятой ножки стола, не думая, что это глупо, абсурдно и странно. Ну а почему бы нет? Ведь всё правильно. Ведь правил не существует.

Рулетка запускается!


09:52 

Девятая неделя (24 февраля - 2 марта)

Голландская рулетка
"Всякое достижение начинается с решения сделать попытку".

Очередная - и ставшая удачной - попытка нарисовать то, что плохо давалось раньше, рано или поздно должна была натолкнуть меня на идею о самостоятельности подсознания. "Ум, знай своё место" - мне нравится эта фраза. Однако голова способна оказалась работать сама, только если я подгоняю её.
Для меня подействовала алхимическая формула из трёх компонентов:
1. острое желание рисовать те или иные вещи лучше, рождённое ошеломлением от чужих здоровских работ;
2. наращивание "насмотренности": чтение статей и интервью, просмотр фотографий и тех самых работ, по два-три часа в день, такая себе кормёжка мозга;
3. практика.
Очень трудно придумать что-то из ничего. Но ум медленно и верно работает сам. Это как сны - чем разнообразнее визуальный материал, тем они богаче. И если сконцентрироваться и выбрать несколько тем, визуальные данные по ним постепенно насытят память нужными деталями. Так, один роскошный художник, рисующий роботов, пишет, что старается как можно чаще ездить, осматривая и набрасывая в альбом лодки, тракторы, краны, поезда. Я думаю, это равно должно сработать на музыке, возможно, на других видах творчества.
Захотеть. Начать сбор данных, постоянно (но разумно и заботливо) "проверять" свои запасы, создавая изделия - пусть они будут сначала далеки от идеала, пусть. Дать уму возможность и пищу для самостоятельной работы. Рано или поздно он сработает, если мотив и направление сохранять осознанно, если продолжать практику.
Для примера покажу вам свой новый "сборник" фотографий окружения (природы, зданий и помещений). А заодно это будет хорошая рекомендация сайту, на котором собирать (и добавлять свои) визуальные данные - сплошное удовольствие.

Рулетка запускается!


11:05 

Восьмая неделя (17-23 февраля)

Голландская рулетка
"Найди время на то, что делает твою душу счастливой".

В нынешнем обществе вполне возможно превратить свои занятия для удовольствия в средство для заработка. Писать книги на заказ для издательств; аналогично рисовать на заказ, вязать, делать украшения, шить - да все, что угодно, был бы спрос. Сейчас вообще очень ценится все, что сделано руками. И очень часто бывает так, что то, чем мы начинали заниматься для себя, внезапно превращается в конвейер для других. Это не обязательно плохо - вернее, совсем даже не плохо, если процесс так и продолжает приносить удовольствие. Но мне недавно подумалось: не получается ли так, что мы сознательно пропускаем мимо себя какие-то занятия просто потому, что они не принесут никакого ощутимого профита, но зато съедят время, которое можно было бы потратить на что-то полезное?
Подумайте: есть ли в вашей творческой жизни вещи, которые вы делаете для себя, а не для витрины? Какие-то дела, которыми занимаешься не для того, чтобы научиться и потом извлекать из этого прибыль, а просто получить удовольствие, поставить галочку и сказать себе "Я это умею"? Гипотетически бесполезные занятия - но если копнуть поглубже, окажется, что в этом был смысл, имя которому - радость от процесса?
У меня, к примеру, таким занятием внезапно стал декупаж. Я почему-то раньше не особенно его любила - мне, как художнику, казалось бессмысленным обклеивать вещи салфетками, когда можно было разрисовать их самой. А потом я в какой-то момент поняла, что до разрисовывания дело так и не доходит, а вот эти коробочки, баночки и бутылки копятся и копятся в ожидании - и тогда я отправилась за клеем, лаком и салфетками, и внезапно оказалось, что это по-своему интересный, увлекательный и сложный процесс, и в итоге я получила не только ожидаемый профит (красивые коробки, в которые сложилось все то, что раньше в беспорядке болталось по ящикам стола), но и внезапный - неожиданную радость и удовольствие от процесса, а так же удовольствие от того, что теперь я умею что-то новое, чего раньше не умела.
Натали Ратковски в своей книге "Разреши себе творить" пишет о мотивации в создании личных творческих проектов: "Мы живем в эпоху прагматизма. Многие свято верят в то, что любые действия должны быть направлены на достижение некой финансово привлекательной цели. Они готовы тратить свои внутренние и внешние ресурсы только на то, что окупится в будущем: принесет выгоду, повысит социальный статус. Неудивительно, что в их глазах художественные тетради и блокноты сильно проигрывают творчеству, на котором можно заработать.
Творческие тетради и дневники создаются в первую очередь для того, чтобы заполнить душевный вакуум, "оторваться" на некоммерческих вещах и дать волю эмоциям. Скажите, сколько стоит ваше душевное равновесие? Во что обойдется творческая отдушина? Можно ли выразить жажду душевного покоя удовлетворения и личного развития в денежных единицах? Конечно, нет! Так о чем мы спорим?"

Рулетка запускается!


08:04 

Седьмая неделя (10-16 февраля)

Голландская рулетка
"Иди рядом со мной и будь моим другом".

Я раньше очень боялась любого творческого молчания. Мне всегда казалось, что стоит мне перестать писать - и я уже не смогу начать; любая тишина окончательна. Каждый раз думала, что в этот-то раз уж точно вдохновение покинуло меня насовсем; старалась заставить себя писать и огорчалась только сильнее от того, что не так получается.

Теперь думаю, что молчание - это тихое предложение изменяться. Что в тишине растут новые слова и зреют новые темы. И что замолкшая муза никуда не летит, а подсаживается ближе. Она не надсмотрщик, не влюбленный, который допрашивает: о чем ты думаешь, вот прямо сейчас, о ком ты думаешь? Она - тот друг, с которым почти не нужны слова. В тишине перенастраиваемся на одну волну, и после паузы понимаем друг друга лучше.

Оно не страшное, это молчание.

Рулетка запускается!


15:35 

Шестая неделя (3-9 февраля)

Голландская рулетка
"Человек - продукт собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится".

Я замечаю, что в фильмах про ученичество мне намного чаще хочется смотреть на учителей, чем на их подопечных. И глядя на эти фильмы, я чуть не плакала от восторга: хочу такого же учителя в творческом ремесле. Одного-единственного - мы ж не жадные - но мудрого и прекрасного, который бы поэтапно открывал премудрости искусства, тыкал носом в слепые пятна и выводил из тупиков. Да, часто у таких наставников в фильмах трудный характер, но даже они в какой-то момент становятся поддержкой и точкой опоры для своих воспитанников.
"Да, у них же есть все! Абсолютно все!» - растерянно думаю я. И чисто из духа противоречия начинаю искать нечто, чего у них нет. И вдруг нахожу сокровище.
Недаром во всех этих кинокартинах больше хочется смотреть на учителей. Они глубже, они интереснее. Они проходили длинный и запутанный путь, чтобы найти свое искусство. И этого их ученики лишены. У учеников нет опыта блуждания по темным коридорам и попыток угадать нужный поворот по иероглифам на стенах. Их проводят по этим коридорам, страхуя и подсказывая, на что из какофонии звуков стоит обращать внимание и что игнорировать сейчас. Им спокойнее. И намного безопаснее в пути. Но они лишены такого опыта самостоятельного поиска, основанного на интуиции, отрывках знаний и зова сердца, постоянного выбора и принятия ответственности за этот выбор. Все это обычно и формирует личность.
Я не случайно повторяю слово "такого". С каким-то выбором столкнется любой ученик в процессе взросления. Профессионального ли, личностного - неважно. Дело тут именно в степени этого выбора, отсутствия страховки и возможности выбирать постоянно. А не это ли самое делает музыкант, угадывающий мелодию, или писатель, сплетающий слова в историю? В творческом процессе нам постоянно нужна возможность поиска в себе и собственных рамках, смелость и свобода заглядывать в боковые ходы лабиринта, набивать шишки и возвращаться, чтобы найти другой путь, более дальний и правильный.

И запоздало приходит мысль, что иногда отсутствие учителя в творчестве само по себе может стать хорошим учителем.
Конечно, вопрос этот спорный. Слишком много плюсов и минусов хранит каждая сторона. Но этот оксюморон утешает, как объятие любимого человека.
Если у нас нет единственного учителя, мы можем брать разные интересные штуки и приемы (подсказки на нашем пути) у многих учителей сразу – выбирать даже среди "подсказок" более верные и созвучные для нас. И продолжать самостоятельный путь и самостоятельный поиск в нашем лабиринте, искать и слушать... Как, наверное, и делали сами "учителя". И самостоятельно открывать чудесные комнаты, сполна радуясь своему открытию.

Рулетка запускается!


13:18 

Пятая неделя (27 января - 2 февраля)

Голландская рулетка
"Будь хорош для самого себя".

Мы бесконечно сравниваем себя с другими - по разным поводам, связанным с творчеством или нет. Даже осознавая всю пагубность таких сравнений, мы всё равно продолжаем делать это, и насколько часто такие сравнения бывают в нашу пользу? Чужой путь всегда кажется легче, чужой успех - больше, чужая книга - интереснее.

Конечно, здорово, когда такие сравнения подстегивают нас к изучению чего-то нового, будят в нас желание овладеть новой техникой рисования, к примеру, или другими секретами мастерства. Но намного чаще они служат лишь дровами, подбрасываемыми в костёр нашего ложного представления о самих себе.

Одна из величайших побед человека - победа над собой. Над своими страхами, сомнениями, комплексами, гордыней и тщеславием. Вот с кем стоит себя сравнивать (заметьте, я не говорю - "равняться", "стремиться", "брать пример", "делать авторитетом", "учиться", наконец), - только с самим собой, каким ты был вчера, два месяца назад, три года назад. Что из того, что ты умеешь и знаешь сейчас, ты знал и умел тогда? В чём твои навыки улучшились, а что ты вообще забросил? Что из своих давних желаний осуществил? В чём стал лучше самого себя из прошлого?

В конце концов, на всей Земле есть только один человек, чьё мнение остаётся важным для тебя до самого последнего дня - ты сам.

Рулетка запускается!


главная