Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Голландская рулетка (список заголовков)
22:27 

Двадцатая неделя (15-21 мая)

Голландская рулетка
"Ты не отделен от целого, ты един с солнцем, с землей, с воздухом. Ты не проживаешь жизнь – ты и есть жизнь".

Мы вышли на маленьком катере в море – а море волновалось; и чтобы отвлечь нас от этого, капитан включил на полную громкость радио, а Маша решила танцевать. Волны швыряли катер – волны швыряли Машу: она вставала, чтобы сделать движение, – волна усаживала ее обратно. Она все равно пыталась подняться и танцевать – снова и снова, смеясь, снова и снова. Ее веселье было заразительнее, чем качка. Все девочки на борту принялись танцевать и вопить: чем сильнее качало, тем отчаяннее вопили и танцевали. И я в какой-то момент – сидя – тоже расслабилась и позволила волнам и музыке взять меня.
Я никогда раньше не чувствовала ничего подобного. Сильные волны подхватывали и несли все тело – и нужно было не сопротивляться этому, а следовать захватывающему движению, но в самом конце, когда заканчивалась волна, можно было удивительно растянуть момент и сделать телом что-то свое – под музыку. Мы были в море двадцать минут; танцевали и того меньше: я так вообще прожила всего одну мелодию, – но у меня ощущение, что я за это время узнала больше о своем теле, о возможностях движения, о плавности, о субъективном времени и отношениях с музыкой, чем за три года почти непрерывного обучения. Я до сих пор танцую с морем.
Я рассказываю это не для того, чтобы вывести какую-нибудь мораль (можно танцевать подо все и со всем; все, что угодно, может чему-нибудь научить; люди, которые начинают веселиться, выигрывают, – какая угодно тут подойдет). Я бы хотела хоть как-нибудь передать это чувство доверия себе и волне – и удивление – и восторг – и новый контакт с миром и с телом. Я желаю, чтобы на этой неделе с вами случилась ваша волна.

Рулетка запускается!


15:56 

Девятнадцатая неделя (8-14 мая)

Голландская рулетка
"Не все, кто блуждают, потерялись". — Дж. Р. Р. Толкин

Недавно у Бориса Гребенщикова спросили:
— У всех творческих людей бывают периоды отсутствия вдохновения. Как вы с ними справляетесь?
— Вся моя жизнь — это сплошной период отсутствия вдохновения, — ответил мэтр. — Справляюсь следующим образом. Рецепт не только мой, все наши большие друзья говорят и думают примерно то же самое. Когда совсем отсутствует вдохновение — а оно всегда отсутствует, — нужно брать и работать. Брать холст с кисточками и рисовать. Или брать гитару и играть. Через несколько дней, я вас уверяю, вдохновение, не вдохновение, но что-то произойдёт. Вот этого чего-то мы и ждём всю жизнь.

Однако, как показывает опыт, строй души у каждого из нас особенный, и рецепт от отсутствия вдохновения тоже будет свой.
С одной стороны, мы не раз писали, что креативность — это мышца, и если разрабатывать её регулярно, творческие застои будут редкими и легко преодолимыми. Просто продолжай делать то, что делаешь, и рано или поздно заглохший творческий моторчик заведётся снова. С другой стороны, не окажется ли результат такого "превозмогания" вымученным? Насколько он будет о тебе, из души? Возможно, креативность — это необязательно мотор или мышца? У кого-то это чаша, и если она оскудела, её невозможно наполнить насилием над собой — только терпением, созерцанием и впитыванием извне.

Расскажите, как это происходит у вас? Как вы возвращаете утраченное вдохновение и легко ли это даётся?

Рулетка запускается!


18:19 

Восемнадцатая неделя (1-7 мая)

Голландская рулетка
"Хватит желать. Начинай делать!"

Если вы ждали нужного слова, верного знака или чего-нибудь еще - из разряда того, что принято называть "пинками от Мироздания", - то чем это не знак/слово/пинок - нужное подчеркнуть?

Если вам нужно еще десять абзацев мотивирующих слов - их не будет.

Просто идите и делайте то, что уже давно пора сделать. То, о чем вы давно мечтали. То, что откладывали в долгий ящик. То, на что не могли осмелиться. Что собирались сделать когда-нибудь потом - а это "потом" все не наступало и не наступало.

У меня для вас отличная новость - оно наконец-то наступило. Сегодняшний день ничем не хуже мифического дождливого четверга. И он уж точно отлично вписывается в категорию "однажды, когда-нибудь".

В общем, вы либо делаете, либо остаетесь в стране неосуществленных желаний. Выбор традиционно остается за каждым.

Постарайтесь, чтобы в этот раз он был верным, хорошо?

Рулетка запускается!


19:57 

Семнадцатая неделя (24-30 апреля)

Голландская рулетка
"Мир — лишь холст для воображения". — Генри Дэвид Торо

Каждый художник — творец. Мазками, строчками, стежками мы незаметно преображаем мир, добавляя в него красок и поэзии и оставляя чуть-чуть иным, чем до нашего прихода. Главная героиня волшебной короткометражки Карлоса Ласкано "Лила" — молодая девушка, которая своим творчеством неожиданно меняет жизнь других людей. Что могут сделать любящие руки и несколько палочек пастели? Как выясняется — что угодно! Лишь бы была фантазия и широко распахнутые глаза.



Рулетка запускается!


21:04 

Шестнадцатая неделя (17-23 апреля)

Голландская рулетка
"Не бойся облажаться. Бойся не попробовать".

Сегодня умер человек, с которым я безумно хотела танцевать. Я смотрела на него больше года. Мне говорили: да что ты жмешься, подойди и пригласи его сама. Я отвечала: я ничего не умею, приглашу потом, когда научусь.
Вот оно, мое "потом".
Я больше года могла подойти к нему и хотя бы заговорить — мне было бы сейчас что вспомнить, кроме моей трусости. Я все боялась, что обо мне не так подумают. Что у него будут какие-то ожидания, которых я не оправдаю. Вместо пусть даже плохого, но совместного танца я теперь всю жизнь буду вспоминать сожаление.
Пожалуйста, не оставляйте ничего на потом! Если есть возможность, прямо сейчас поговорите с теми, о ком вы давно думаете. Хотя бы начните тот проект, который давно откладываете. Сделайте хотя бы шаг в направлении нужного вам человека или заветной мечты. Ни у кого из нас нет "потом", "потом" — это "никогда".

Рулетка запускается!


18:27 

Пятнадцатая неделя (10-16 апреля)

Голландская рулетка
"То, как мы проводим один день, — это то, как мы проводим всю жизнь". — Энни Диллард

Иногда море слов о мотивации, творческих кризисах и преодолении преград может вместиться всего в пару фраз. Сказанных не тобой.
Ведь главное можно выразить намного проще:

«Ничто в мире не может заменить упорства. Талант не заменит его: нет ничего более обычного, чем талантливый неудачник. Гений тоже не заменит его: непризнанная гениальность почти вошла в поговорку. Образование не заменит упорства: мир полон образованных изгоев. Лишь упорство и решимость всемогущи. Лозунг «не сдавайся» решал, решает и всегда будет решать любые человеческие проблемы».
— Джон Кулидж

Что вы можете сделать для своей мечты сегодня?

Рулетка запускается!

 photo Az7TeEjDiWw_zps37rmbkoz.jpg

20:33 

Четырнадцатая неделя (3-9 апреля)

Голландская рулетка
"Ты храбрее, чем ты полагаешь, сильнее, чем кажешься, и умнее, чем думаешь".

Времена часто бывают смутными и темными. Надежда почти всегда прячется где-то на самом дне души. Причин для отчаяния более чем достаточно в любом месте и в любое время – достаточно вспомнить хотя бы о том, что все мы смертны, и смерть может настичь нас внезапно, в любой момент, не спрашивая, художник ты или повар, президент или бродяга, дописал ли ты свой первый роман, отправил ли последнее письмо, раздал ли долги и развеял ли по ветру иллюзии.

Страшно ли это осознавать? Наверное, да: мы можем глубоко и сильно верить в бессмертие души, множественные реинкарнации или воскресение – но какая-то часть нашего существа все равно будет сомневаться и испытывать страх перед небытием.

Стоит ли дать этому отчаянию, этому экзистенциальному ужасу победить, лишить нас веры в то, что существование – и прежде всего существование творческое – имеет хоть какой-то смысл? Наверное, нет – хотя выбор, конечно, за каждым.

Я выбираю верить, творить, светить и дарить надежду. А вы?

Рулетка запускается!


18:24 

Тринадцатая неделя (27 марта — 2 апреля)

Голландская рулетка
"Нельзя исчерпать творческий родник. Чем больше берёшь, тем больше остаётся". – Майя Анжелу

Одним словом Айзека Азимова можно описать так: плодовитый. Чтобы сравняться по количество повестей, писем, эссе и других текстов, которые Азимов выдал за всю свою жизнь, вам необходимо будет писать полноразмерную повесть каждые две недели в течение 25 лет.

Как Азимов умудрялся выдавать столько хороших идей, в то время как у всех остальных их наберётся 1-2 штуки за всю жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучил его автобиографию, "Это была хорошая жизнь".

Азимов не с рождения писал тексты 8 часов в день 7 дней в неделю. Он разрывал страницы, отчаивался, и периодически у него случались неудачи. В автобиографии Азимов делится тактикой и стратегией, выработанной им для того, чтобы идеи больше не заканчивались.

Давайте украдём у него всё, что можно.

1. Никогда не прекращайте учиться

Азимов был не просто автором научной фантастики. У него была докторская степень по химии в Колумбийском университете. Он писал работы по физике, по древней истории, и даже написал книгу о Библии. Каким образом он умудрялся покрыть такой диапазон в век близорукой специализации? В отличие от современных профессионалов, Азимов не заканчивал обучение, получив степень.

"Я в принципе не смог бы написать такие разносторонние книги на основании только образования, полученного в школе. Мне нужно было постоянно заниматься самообучением. Моя библиотека книг росла, и мне приходилось постоянно рыться в них, боясь, что я неправильно пойму какой-то вопрос, который для знающего человека покажется абсурдно простым".

Чтобы рождать хорошие идеи, необходимо поглощать хорошие идеи. Дипломом дело не заканчивается – только начинается.

читать дальше

Рулетка запускается!


17:40 

Двенадцатая неделя (20-26 марта)

Голландская рулетка
«Если ты любишь то, что ты делаешь, то, что ты делаешь, полюбит тебя».

На thezis.ru выложен конспект лекции психотерапевта Альфрида Лэнгле о том, что делает жизнь ценной. Что помогает жить здесь и сейчас. Что «усиливает во мне желание сказать жизни "да"». Он рассуждает о больших и маленьких вещах, которые радуют, он говорит о ценностях и чувствах, но в целом мысль этой хорошей большой лекции сводится к тому, что ценность жизни во всем хорошем, что у нас есть.
В чашке горячего кофе. В возможности принять душ. В разговоре с добрым другом. В творчестве.
В том, радость от делания чего для меня сама по себе награда.
Я не жду, что за мой танец мне дадут медаль, - и не расстраиваюсь, если не получаю медали, - я радуюсь тому, что танцую. Я пеку это печенье не потому, что мне заплатят за него деньги, а потому что - мне нравится печь печенье; меня греет мысль о тех, кто съест то, что я приготовила. Если я гуляю только для того, чтобы похудеть, радость для меня в похудении, а не в прогулке, - и получается, что я сама себя (немного) обкрадываю.
В общем-то, это снова о том, как осознавать все, что со мной происходит, сохранять внутреннюю честность и - обнаруживать поводы для радости.
Что вас радовало сегодня?
Что вас радует прямо сейчас?

Рулетка запускается!


15:05 

Одиннадцатая неделя (13-19 марта)

Голландская рулетка
"Не ищи лучшее, ищи свое, ведь лучшее не всегда станет твоим, зато свое — всегда лучшее!"

Мало у кого была возможность заглянуть за завесу творческого процесса — увидеть своими глазами творческую "кухню" известных писателей, художников, архитекторов, музыкантов. То особое для каждого творца пространство, где создавались шедевры. Сегодня мы предлагаем вам вместе с нами отправиться в путешествие по мастерским именитых личностей, чтобы вдохнуть их атмосферу.
Стоит ли после этого думать, что есть какие-то лучшие или худшие способы организации своего творческого пространства? Каждое из них отличалось от других, каждое было лучшим для определенного мастера и личности. Каждое уникально.

"От крошечных письменных столов до гигантских студий с полотнами во всю стену — единственное, что объединяет все эти творческие пространства, это их выдающиеся хозяева; талантливые художники, писатели, ученые именно здесь, в своих кабинетах создавали величайшие произведения. Разное творчество, разные характеры: творческий беспорядок можно наблюдать не у всех, а кто-то довольствовался совсем малым — стол, пишущая машинка, стопка бумаги и взгляд, устремленный в окно".

Марк Шагал, художник

 photo 1_zpsnodpihup.jpg

читать дальше

Рулетка запускается!


12:03 

Десятая неделя (6-12 марта)

Голландская рулетка
«Вдохновение существует, но оно должно застать тебя за работой». – Пабло Пикассо

У художника Игоря Манухова есть интересное высказывание об акварели – а на самом деле, о творчестве вообще:

«Говорят, занятие акварелью – это умение танцевать кистью по поверхности бумаги. Поскольку основу акварельной живописи составляет вода, творческим процессом становится контроль потока воды с помощью мягкой кисти, требует от художника умения следовать потоку. Если вы не уверены в себе и задержите кисть в одном месте дольше, чем нужно, или попытаетесь исправить то, то уже написано, изъяны вашей работы сразу бросятся в глаза. Но если вы пишете хорошо, вам кажется, что это происходит само по себе, что кисть движется без вас – подобно тому, как река делает живописные излучины, следуя пути наименьшего сопротивления. Поэтому красота акварели – это красота движущейся воды, её пены, прибоя, омутов и волн, а также облаков, пламени и клубов дыма в солнечном луче. Китайцы называют эту красоту следованием ли. Иероглифом ли вначале обозначали прожилки в нефрите и волокна в дереве. Это начало или принцип вещей. Ли – это линия поведения, которой человек невольно начинает следовать, достигнув гармонии с Дао, с путем течения природы. Структура движущегося воздуха имеет тот же характер, и поэтому китайское представление об элегантности выражается словом фен-лю, которое означает «течение ветра».
Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками, пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает.
Вещи красивы там, где они неизбежны. Здесь нет никакого насилия, никакого убийства, никакого обмана, никакого копирования, а только свободное, неограниченное и в то же время самоуправляемое проявление движения, что составляет принцип красоты. Посредством этого неосознанного Природа повествует о своей судьбе.
«Рисуй бамбук в течение десяти лет, стань бамбуком, затем забудь все о бамбуках, когда ты рисуешь». Эта формула, однако, хорошее объяснение и доказательство того, что за виртуозностью в искусстве стоит еще кое-что, помимо чистой техники и опыта исполнителя.
Так говорят».

Расскажите, а как это происходит у вас?
Какие еще элементы присутствуют для вас в творчестве, помимо техники и опыта?
Верите ли вы в музу и откуда черпаете вдохновение?

Рулетка запускается!


18:08 

Девятая неделя (27 февраля — 5 марта)

Голландская рулетка
"Откуда берется вдохновение? Ответ прост — его можно найти везде!"

В начале весны вопрос поиска вдохновения особенно актуален. Потому что в начале весны мы сдираем с себя старую кожу и прорастаем к солнцу новыми ростками. Мы отчаянно ищем повсюду поддержки, подпитки, радости, силы. И вдохновения, конечно же. Свежих ветров. Живительную влагу. Ласковые солнечные лучи. Все, в чем можно найти хоть каплю этого вдохновения — все мы жадно впитываем. Чтобы потом из этого что-то получилось. Что-то родилось. Что-то расцвело...

Рулетка запускается!


16:06 

Восьмая неделя (20-26 февраля)

Голландская рулетка
"Порой ты не узнаешь ценности момента, пока он не станет воспоминанием".

Все, что я вижу, слышу, все, что к чему могу прикоснуться (все, что прикасается ко мне в ответ), все, вкус чего я чувствую, все, что переживаю (даже во сне), - становится моим собственным. Все мое, все дано мне для проживания в ощущениях; все прожитое может стать потом основой истории. Головная боль, тяжесть и тепло одеяла, вкус апельсинового шоколада, запах собачьей шерсти, шум трамваев за окном, уколы застрявшей в тапке елочной иголки, отразившиеся в очках облака, прикосновение чужой руки, желание танцевать только под эту музыку, гладкость ленточки, скользящей между пальцев, - бумага шуршит, разворачивается, я злюсь от того, что подарок не получается завернуть красиво, - ветер, от которого ломит виски, предвкушение праздника, отчаяние - это все мое. Почему не проживать это изо всех сил, даже в суете, даже на больничной койке? - если я запомню это, это останется со мной, пополнит тот источник, из которого я буду черпать до старости.

Один из моих преподавателей, рассказывая нам о поэзии танца, говорил, что выходит танцевать со всем, что есть у него внутри: с детским энурезом, со смертью брата, с любовью к черничному джему, - потому что все это, прожитое, сделало его тем, кто он есть, сумма воспоминаний и ощущений наполнила и продолжает наполнять его танец. Он не выдумывает движения, а вспоминает то, что уже есть: так можно пнуть камень, так может раскрыться цветок, так можно потянуться за книгой, которая стоит на самой высокой полке.
В других моих танцах для того, чтобы описать простой, базовый шаг, преподаватели говорят: представьте, что вы, обняв подружку, прогуливаетесь по парку. Думаете, кто-нибудь может представить этот простой шаг?..

Мое любимое стихотворение начинается словами: "О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду..." - Бунин тоже перечисляет то, что видит, слышит и чувствует в этот момент, чтобы ощутить счастье. Того, что есть сейчас, уже достаточно.

Рулетка запускается!


13:24 

Седьмая неделя (13-19 февраля)

Голландская рулетка
"В жизни главное — найти себя, свое и своих".

Исследователь Дэн Бюттнер при поддержке National Geographic в течении пяти лет проводил исследование по выявлению и изучению особых мест на земле, названных им «голубыми зонами». Это некоторые области, в которых наблюдается повышенная концентрация долгожителей. В ходе этой работы ученые попытались выявить те закономерности питания, культуры, поведения, которые позволяют местным жителям жить гораздо дольше, чем в других странах.

Одно из таких специфических мест находится на маленьком острове Окинава. В Японии вообще довольно высокий процент долгожителей, но концентрация их на Окинаве превышает все пределы. Средняя продолжительность жизни здесь у мужчин составляет 88 лет, у женщин — 92 года.

Да, местный набор продуктов состоит в основном из рыбы, морепродуктов, овощей и фруктов, да, здесь очень распространены физические нагрузки и восточные духовные практики, но есть и совершенно особое явление, которое отличает эту местность от остальной Японии и всего мира. Они называют это икигай (ikigai).

Однажды в маленьком японском городке умирала женщина. В какой-то момент она почувствовала, что ее душа покидает тело, возносится вверх и предстает перед духами предков. Громкий голос спросил ее: «Кто ты?»
«Я жена мэра», — ответила она.
«Я не спрашиваю, кто твой муж. Ответь мне, кто ты?»
«Я мать четверых детей. Я учительница в школе».
«Разве я спросил, сколько у тебя детей или где ты работаешь?»
И так продолжалось до тех пор, пока она не сказала: «Я та, кто просыпается каждый день для того, чтобы помогать своей семье и учить детей в школе».
После этого она вернулась в свое тело и болезнь отступила.
Она нашла свой икигай.

Что такое икигай?

Японское понятие икигай довольно сложно однозначно перевести на русский язык, но примерно можно расшифровать как «то, что придает жизни смысл, то, что заставляет нас просыпаться каждое утро с радостью». Другими словами, икигай — это по-восточному изящное и компактное определение вашего главного интереса, того дела, которое приносит радость в вашу жизнь.

читать дальше

Рулетка запускается!

 photo YXk1faaD1NY_zpsslw8rwzo.jpg

11:13 

Шестая неделя (6-12 февраля)

Голландская рулетка
"Я сделаю это позже! — О, я становлюсь таким непродуктивным. — Может, мне стоит начать что-то делать? — Но у меня нет мотивации для этого..."

Буквально на днях я разрешила свой затянувшийся творческий кризис, не без удивления для самой себя обнаружив: то, что я долгое время принимала за отсутствие мотивации — на самом деле банальная нехватка дисциплины. Не то чтобы я не пишу. Я пишу. Ежедневно. Но, занимаясь созданием текстов на заказ (и я не о копирайтерстве сейчас, тексты по большей части художественные), я абсолютно не нахожу ресурсов писать то, что по-настоящему важно для меня. У меня начата повесть с расписанным синопсисом, господи, Карл, бери и пиши по этому синопсису, чего тебе еще надобно? У меня начат роман — в перспективе грозящий стать трилогией. Кроме того, периодически, но очень настойчиво в моем внутреннем кинотеатре мне показывают эпизоды дивного кинофильма, который я записываю фрагментами — как наброски к еще одному роману. Но я не работаю систематически ни над одной из этих вещей — потому что у меня находятся более срочные тексты — которые имеют конкретные сроки написания, за них должны заплатить, это нужно для портфолио, это мои постоянные клиенты. В общем, вы поняли, да? Ресурса на свои собственные, никем не заказанные и имеющие туманные перспективы издания тексты у меня не остается.

И я очень, очень долго полагала: дело в том, что у меня просто не хватает мотивации. В самом деле: детские книги я как правило пишу на заказ издательства. Даже если первоначально идея исходит от меня — издательство обещает купить эту рукопись, заключает со мной договор и назначает какой-то срок создания готового текста. Не факт, кстати, что даже полностью принятая и отрисованная книжка выходит в свет в обещанные издательством сроки, но это уже совсем другая история. Что касается пьес, инсценировок, сценариев — тут и говорить не приходится. Все делается под заказ для конкретных людей, заранее известна не только дата сдачи текста, но и дата проведения мероприятия/премьеры спектакля.

Поэтому я не могу отговариваться тем, что у меня нет вдохновения. читать дальше

Рулетка запускается!

изображение

14:48 

Пятая неделя (30 января – 5 февраля)

Голландская рулетка
«Кто может, тот делает, кто не может, тот критикует». – Чак Паланик

Пожалуй, тема восприятия критики – одна из самых болезненных для творческих людей. Даже конструктивные замечания, высказанные некорректным тоном, могут здорово подорвать веру в себя и побудить человека не улучшить работу, а вовсе отложить фотоаппарат, кисть или иголку с нитью. Чем дальше мы продвигаемся по творческому пути, тем большее внимание привлекаем к себе – и, к сожалению, не всегда это внимание будет положительным. Как воспринимать критику, чтобы не пропустить жемчужное зерно, но при этом сохранить душевное равновесие? Своим опытом в этой области делится Элизабет Гилберт – американская писательница и автор множества книг, в том числе бестселлера «Есть, молиться, любить».

Как реагировать на критику

Недавно на встрече с читателями меня спросили, как я реагирую, когда критикуют меня или мои книги – особенно в интернете. Этот вопрос задают часто, поэтому я решила подробно ответить на него, в надежде, что мои слова помогут кому-нибудь – неважно, кто вы и что делаете со своей жизнью.

Самый простой и короткий мой ответ, когда меня спрашивают, как я реагирую на критику, – «никак». Я не читаю статьи и комментарии, в которых меня критикуют, и не ищу их специально в интернете.

Я избегаю критики о себе, не потому что мне плевать на то, что люди говорят обо мне. Наоборот – потому что я принимаю чужие мнения слишком близко к сердцу. Я очень чувствительна, и меня легко ранить злым словом. Я знаю, что критические высказывания могут сильно задеть меня, а у меня нет цели ранить себя.

читать дальше

Рулетка запускается!


10:30 

Четвертая неделя (23-29 января)

Голландская рулетка
"В конце дня я задаю себе всего один вопрос. Я не спрашиваю себя, написал ли я сегодня что-то хорошее. Я не спрашиваю себя, много ли я написал. Я спрашиваю себя, преодолел ли я внутреннее сопротивление". - Стивен Прессфилд

Знакомая, отчаявшись дождаться от меня развернутой рецензии на ее рассказы (ей это было нужно якобы для того, чтобы работать над собой), спросила, могу ли я посоветовать ей писательские курсы. Я никогда не думала, что у меня есть столько убеждений насчет писательства, - в этот момент все они агрессивно ощетинились.
"Можешь не писать - не пиши".
"Чтобы быть писателем, надо много писать и много читать". (Подразумевается: и всё.)
"Писать, как и писать, надо, когда уже не можешь терпеть".
"Если тебе нечего сказать, зачем ты пишешь?"
Всегда, получается, считала, что писательство - это огонь и страсть и то, чему не нужно учиться. Пушкин же как-то обошелся без писательских курсов. Пишешь, чтобы хоть как-то облегчить кипящее у тебя внутри, - зачем для этого знать правила построения композиции? (Тратить на это деньги? ФЕ.) Можно ли научиться писать за две недели? Да и - кто будет учить меня писать? Кто такой умный, что знает, как именно я обязана выражать себя?
И до сих пор киплю.
Хотя я сама подумываю о курсах кройки и шитья. А знакомая, пекущая на продажу торты, проходит все новые и новые мастер-классы: как сделать кремовые розы, как сделать вафельные ирисы, как упростить процедуру собирания коржей... Другие знакомые на курсах учат иностранные языки. Третьи знакомые ходят на йогу для начинающих. Я не рискую ПРОСТО сесть за машинку и шить. Тортостроительница, может, и попыталась покрутить розы по туториалам на ютубе, но все равно решила, что живое обучение ей будет полезнее. Языки вроде и легче учить с погружением, но на курсах, может быть, есть с кем поговорить. Почему я так снобски уверена, что на курсах писателей не научат ничему хорошему? Ни с каких других курсов люди вроде бы не выходят совсем одинаковыми - почему я так снобски уверена, что на курсах писателей ее разучат думать самостоятельно? Пусть, пусть она хоть как-то начнет - может быть, на этих курсах ее научат, что не надо бояться писать неправильно...

Рулетка запускается!


14:58 

Третья неделя (16-22 января)

Голландская рулетка
"Да, словами можно прикасаться, и еще нежней, чем руками". - Я. Н. Вишневский

На сайте adme.ru есть большая подборка ритуалов известных писателей. Ее мы уже публиковали в нашем сообществе. А жж-юзер daria_mare составила прекрасную подборку самых интересных и неизвестных фактов и ритуалов с англоязычного сайта jamesclear. С удовольствием делимся с вами этим сокровищем!

Джоди Пиколт: "Нельзя исправить чистый лист".

 photo _zpszakgkkqd.jpg

Я не верю в писательский кризис. Только подумайте - когда в институте у вас был кризис, но несмотря на это нужно было подготовить доклад, разве вам не удавалось собраться в последнюю ночь перед поставленной датой? Писательский кризис значит, что у вас слишком много свободного времени. Если бы у вас был четкий дедлайн, вы бы сидели и писали. Вы можете не писать хорошо каждый день, но плохую страницу всегда можно исправить. А вот чистый лист бумаги исправить нельзя.

читать дальше

Рулетка запускается!


20:42 

Вторая неделя (9-15 января)

Голландская рулетка
"Сделайте этот мир более интересным своим пребыванием здесь. Творите". – Нил Гейман

В эссе Нила Геймана "О том, почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и мечтателей" есть замечательные слова:

"Все мы – взрослые и дети, писатели и читатели – обязаны мечтать. Все мы обязаны представлять себе невероятное. Так легко притвориться, что нельзя ничего изменить, поверить, что в этом мире миллиардов отдельный человек ничего не значит: кирпичик в стене, зернышко риса на рисовом поле. Но на самом деле именно такие люди и меняют свой мир снова и снова, создавая будущее. Как? Они просто однажды представили себе, что все может быть по-другому.
Теперь посмотрите вокруг. Я серьёзно – оглядитесь по сторонам. Сделайте паузу. Постарайтесь по-настоящему увидеть эту комнату, потому что сейчас я хочу вам напомнить кое о чем. Оно лежит на поверхности, оно очевидно настолько, что все всегда об этом забывают. Так вот: все, что вы видите – включая даже стены – однажды было кем-то придумано. Кто-то просто решил, что сидеть на стуле будет удобнее, чем на земле – и представил, как будет выглядеть стул. Кому-то другому пришлось придумать, как сделать так, чтобы я мог беседовать с вами сейчас под лондонским дождем и не промокнуть. Эта комната и все предметы в ней – да и все, что есть в этом здании, в этом городе – существуют потому, что люди бесконечно представляют себе, как можно изменить этот мир. Они мечтают, планируют, совершают ошибки, описывают то, чего пока не существует, остальным – а те над ними смеются.
А потом, наконец, у них получается. <...> Все всегда начинается одинаково: с человека, который сумел представить, что бывает иначе".
(Пер. Екатерины Лозовик)

Помните, зачем мы здесь собрались? Чтобы создавать новое. Творить то, чего еще не было, рассказывать об этом, вдохновлять и поддерживать друг друга. Да, на первый взгляд наши ежедневные свершения могут показаться незначительными – "испекла пирог", "дописала 500 слов в роман", "сделал эскиз будущей картины", – но именно из таких кирпичиков и складывается фундамент будущего. Наши действия – брошенная в реку галька, рябь от которой мы пока даже не можем себе представить.
Год только начинается. Впереди еще множество слов, мазков кисти, стежков и бусин – настоящий путь в тысячу ли. Не бойтесь делать первый шаг. Уважайте то, что выходит из-под ваших рук. И самое главное, помните: творец – это тот, кто творит, то есть каждый из вас, пробегающий взглядом эти строки. Может быть, по одиночке нам и не под силу изменить мир, но вместе – наверняка. :)

Рулетка запускается!


20:48 

Первая неделя (2-8 января)

Голландская рулетка
"Пусть идет снег!"

Первые дни нового года полны надежд - что бы ни происходило в нашей реальности, мы все равно ждем чудес, изменений, волшебных превращений свинца в золото. И пусть наши надежды не всегда оправдываются - год за годом мы ощущаем это волшебство, природное волшебство первых дней, первых страниц нового года.

Сейчас отличное время для составления новых творческих планов и начала новых проектов - год, кстати, обещает быть активным и ярким, насыщенным с самых первых дней - и в разных сферах жизни. Отличное время и для того, чтобы отсекать все ненужное - что таки протащили с собой из старого года - и сосредоточиться на новых планах. Приложить усилия и сделать хотя бы первые шаги по их осуществлению.

И еще один очень важный момент этих волшебных первых дней - принимать с благодарностью и радостью то, что с нами происходит. Идет ли с неба снег, творятся ли чудеса, приходят ли в нашу жизнь новые люди, лишаемся ли мы прежних источников дохода - все принимать с чувством благодарности в душе. Хотя порой это так сложно...

Но снег идет, сыплется с низкого зимнего неба - и пусть вместе с ним в нашу жизнь приходит энергия позитивных изменений и сила верных поворотов колеса!

Рулетка запускается!


главная