Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:18 

Сорок седьмая неделя (16-22 ноября)

Голландская рулетка
"Ты изменился".

Я учу маленьких детей танцевать. Некоторые наши занятия я записываю на видео, но, честно говоря, редко просматриваю. И вот на днях открыла файл, который давно висел на рабочем столе: "детки-конфетки, ноябрь-14". Оказалась запись урока годичной давности... Смотрела и удивлялась: ну как же всё и все меняются! Вроде бы год прошел - всего год, или целый год - не знаю. Эти детки сейчас совсем другие, и я тоже совсем другая, и уроки наши строятся совсем иначе. И это очень здорово.

Меняться не страшно. Страшнее остаться на одном месте надолго, а потом смириться и внушить себе, что так и должно быть во взрослой жизни.

Рулетка запускается!


22:06 

Сорок шестая неделя (9-15 ноября)

Голландская рулетка
"Живи, чтобы выражать, а не чтобы впечатлять".

Недавно, сохраняя себе очередную статью с лайфхаками для художников, я задумалась о том, что, обучаясь чему-то самостоятельно, можно слишком сильно увлечься и позволить качеству обучения замениться количеством. Полезной информации вокруг сейчас невероятно много: практически на любом сайте, куда я захожу, обязательно найдутся десяток мастер-классов, "лучшие секреты акварели", "шедевры живописи эпохи Возрождения", "как запомнить все-все творческие идеи", "как выбрать хорошую бумагу", "как правильно держать кисточку" и пр. И кажется, что все это необходимо прочитать для достижения лучшего результата. Отчасти я понимаю, что у этой необходимости ноги растут еще из моего детства, когда единственными доступными источниками информации были библиотечные книги, написанные сухим казенным языком. А сейчас всяких полезностей так много, и все они так понятны и доступны, что хочется сохранить для себя побольше - ну так, на всякий случай.
Но не выходит ли на практике так, что на самом деле никакого результата нет? Ведь свободного времени больше не становится, и, не успевая полноценно заняться любимым делом, мы часто подсознательно утешаем себя: мол, ну я же сделал сегодня что-то полезное, статью вот про секреты акварели прочитал, можно сказать, добавил кое-что в свою копилку знаний. То есть фактически мы заменяем теорией практику. Как много такого полезного мы сохраняем на будущее? А как часто эту сохраненную информацию используем на деле?
Разумеется, учиться очень полезно - равно как и интересоваться всякими тонкостями вашего хобби. Но важно не забывать, ради чего вы все это затеяли. Не лучше ли вместо прочтения очередной статьи потратить эти несколько минут на быструю скетч-тренировку? Или не просто посмотреть мастер класс на Ютубе, а посмотреть и порисовать в процессе, повторить все, что делает художник на экране? Не копить знания, а использовать их?

Рулетка запускается!


19:33 

Сорок пятая неделя (2-8 ноября)

Голландская рулетка
"Окружи себя вдохновляющими людьми".

Когда мне было двенадцать, я попала в больницу с каким-то инфекционным заболеванием. Книги читать было тяжело, и я возилась с раскрасками. До сих пор помню: гордилась, что раскрашиваю "как в живое" и не выхожу за края. Моей соседке по боксу было, может быть, пять. Она лежала с мамой, и это мама отдала ей мои раскраски ("тебе жалко пару листов?") "порисовать". Мне было - жалко. Она раскрашивала картинки гигантскими мазками, не просто выходя за края, а вообще не укладываясь в них. И вообще, кажется, не имела представления о том, как "в жизни". Деревья у нее были синие и оранжевые. Собака зеленая. Я смотрела на "испорченные" картинки и ужасно расстраивалась - не только потому, что было непоправимо изрисовано что-то мое, но и потому, что у меня на выход за рамки не хватало фантазии. Я до сих пор немного завидую: синие деревья, надо же.

Вспомнила эту историю вчера, по совершенно не связанному с рисованием поводу. Был танцевальный семинар, мальчиков не хватило, и я попала в пару с девочкой. Заданием было водить друг друга на очень медленные шаги, осознавая при этом, что главное для нас - не шаг, а контакт. Важно было не просто шагнуть, а вступить в диалог, подготовиться и шагнуть - вместе. Я вела; и к концу упражнения я была почти в истерике. Сколько бы я ни пыталась сделать медленно, девочка, игнорируя, просто делала шаг - и все. Я медленно готовила стопы, пыталась уходить в пол, пыталась удерживать ее руками - все было бесполезно: как только она чувствовала мое намерение шагнуть, ее уже не волновали детали, она просто делала шаг - и все. Я никогда раньше не понимала, какое отчаяние может вызвать у партнера партнерша, которая делает все, на что ее поведут: а, ты хочешь шаг? на тебе шаг. Партнеры столько раз упрашивали меня не спешить, а мне казалось, что с их стороны это какие-то дурацкие капризы. Если бы не вчерашнее бешенство, я бы, наверное, и дальше не думала, что именно они имеют в виду.

Здесь может быть, например, такая мораль: можно научиться и у тех, кто умеет меньше, чем ты. Или такая: можно учиться и на негативных эмоциях. Или может не быть никакой морали - в конце концов, у всех есть свои истории. Пусть они становятся вдохновением для творчества!

Рулетка запускается!


P. S. Кстати, на этой неделе - 3-4 ноября - пройдет Ночь искусств.


15:12 

Сорок четвертая неделя (26 октября - 1 ноября)

Голландская рулетка
"Время ответит на все вопросы".

Мне нравятся эти пасмурные дни с рыжеющей листвой. Мне нравится эта нежная печаль, поселившаяся в сердце. Мне нравятся все чувства, просто потому, что это мои чувства, частички моей жизни и моего опыта. Мне нравится даже то, что карандаш с бумагой молчат в эти дни, не порождая никаких историй. Эта тишина — тоже мое чувство, чувство вынашивания и рождения новых идей.
Мы часто жалуемся (пусть не другим, а только себе, в мыслях) на творческий кризис, недостаток чего-то или кого-то, в то время как наша жизнь идет. Рядом с нами, нога в ногу. И по-родственному желает нам, чтобы мы заметили все её разнообразные дары, всё богатство красок и чувств, а не только те, что нарисовали в своих мечтах.
Ведь если будем пропускать их все, пока гонимся за мечтой, сколько оттенков мы потеряем…

"Иногда приходит зима, иногда приходит лето. Если у вас всегда будет одна и та же погода, вы почувствуете застой.
Нужно научиться любить всё, что происходит. Вот что я называю зрелостью. Нужно любить то что уже есть. Незрелость всегда живёт в "вот если бы" или "хорошо было бы", но никогда не в "есть", а "есть" — реальность. Всё, что "было бы хорошо", вам только снится.
Какой бы ни была реальность, она хороша. Любите её, радуйтесь ей и расслабьтесь в ней. Если что-то уходит, проститесь. Всё меняется... жизнь течёт и меняется. Никто не остаётся прежним; иногда открываются широкие просторы, иногда двигаться некуда. То и другое хорошо. То и другое — дары существования. Нужно научиться такой благодарности, которая благодарит за всё, что бы ни случилось. Просто наслаждайтесь происходящим — оно, и ничто другое, происходит прямо сейчас. Завтра, может быть, что-то одно изменится и будет другое; тогда наслаждайтесь другим. Послезавтра, может быть, случится что-то третье. Наслаждайтесь третьим. Не сравнивайте с прошлым, с бесполезными фантазиями о будущем. Живите в этот миг. Иногда жарко, иногда очень холодно, но то и другое необходимо; иначе жизнь исчезнет". — Ошо

Рулетка запускается!


23:56 

Сорок третья неделя (19-25 октября)

Голландская рулетка
"Жизнь — это искусство рисования без ластика".

Рисование — это, помимо всего прочего, еще и интересный вид терапии. Возможность поговорить с собой о том, чего ты хочешь, о чем мечтаешь, что загнал в тайники своей души, что счел невозможным и задвинул на чердаки памяти и воображения, что грызет и тревожит тебя прямо сейчас.

Арт-терапевты советуют брать лист бумаги, карандаш или ручку и рисовать в тех случаях, когда тебе скучно или грустно, если ты рассержен или злишься (неважно, на кого-то конкретного или на весь мир сразу), если ты радуешься и испытываешь восторг, когда не знаешь, что делать, чем-то озадачен или обеспокоен. Когда верное решение проблемы никак не приходит, когда ты напряжен или тебя разрывает от гениальных идей, в моменты усталости и отчаяния, в минуты тревог и огорчений, в мгновения счастья и часы ожидания — в общем, в любой ситуации бери и рисуй!

Устал — рисуй цветы.
Злой — рисуй линии.
Болит — лепи.
Скучно — заполни листок бумаги разными цветами.
Грустно — рисуй радугу.
Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей.
Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку.
Возмущаешься — рви бумагу на мелкие кусочки.
Беспокоишься — складывай оригами.
Напряжен — рисуй узоры.
Важно вспомнить — рисуй лабиринты.
Разочарован — сделай копию картины.
Отчаялся — рисуй дороги.
Надо что-то понять — нарисуй мандалы.
Надо быстро восстановить силы — рисуй пейзажи.
Хочешь понять свои чувства — рисуй автопортрет.
Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна.
Если надо систематизировать мысли — рисуй соты или квадраты.
Хочешь разобраться в себе и своих желаниях — сделай коллаж.
Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками.
Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги.
Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали.
Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени.

Рулетка запускается!


06:36 

Сорок вторая неделя (12-18 октября)

Голландская рулетка
«Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно».

Однажды я переводила удивительную книгу — исторический роман о Сервантесе. Известно об этом писателе очень много и одновременно очень мало: автобиографических свидетельств почти не сохранилось, но многие детали его жизни легли в основу пьес и романов, и по ним можно понять хронологию и подробности реальных событий. Мой автор именно это и сделал — скрупулезно извлек из произведений Сервантеса «автобиографические» фрагменты и день за днем художественно восстановил его жизнь — «в пыли кастильской, под испанским солнцем, среди бессмертных судеб и событий...»
Пока я переводила эту книгу, меня не оставляло ощущение, что она должна иметь подзаголовок «Лемони Сникет: тридцать три несчастья». Посудите сами: сначала беспросветная нищета Сервантесов вынуждает их кочевать по всей Испании, спасаясь от долговой ямы; потом из-за нелепой драки в таверне писателю грозит суд и потеря правой руки; не желая лишаться ценной конечности, он отправляется на войну, где таки теряет руку — правда, уже левую; устав от подвигов, он решает вернуться в Испанию и просить о помиловании, но тут корабль, на котором он плывет домой, захватывают алжирские пираты; он четыре раза пытается бежать из плена, все четыре — неудачно и с весьма травматичными последствиями... И это даже не четверть его злоключений!
Естественно, всю дорогу Сервантес пытается постучаться лбом о стол, спрашивает у судьбы «Доколе?!» и «За что?!» и не кончает с собой лишь потому, что в представлении католической церкви это страшнейший грех. Причем, как показала беглая сверка с энциклопедиями, автор романа не только не преувеличил несчастья своего героя, но еще и опустил самые неаппетитные из них.
Но вот что интересно. По мере того, как этот гениальный неудачник лишается любимых людей, денег, репутации и конечностей, читателю открывается страшная истина: именно эти потери и сделали его Мигелем де Сервантесом Сааведрой. Например, алжирский плен подарил ему встречу с прототипом Санчо Пансы. А пешком обойдя всю Испанию в унизительной должности сборщика податей, он составил уникальную коллекцию человеческих типов, которые и позволили «Дон Кихоту» стать величайшим романом тысячелетия.
читать дальше

Рулетка запускается!

lv1xEquDveo

17:12 

Сорок первая неделя (5-11 октября)

Голландская рулетка
"Все, что ты можешь вообразить — реально". — Пабло Пикассо

Мне посчастливилось быть знакомой с людьми, которые создают целые новые миры: сначала в своей голове, потом — в реальности. Это и поэты, и писатели, и хореографы-постановщики, и авторы мультфильмов. Всех их объединяет одно важное качество: смелость. Ведь правда, надо быть невероятно смелым для того, чтобы о твоем маленьком личном мире знал не только автор, но и сторонние зрители.

Быть смелым. Быть искренним, самобытным и честным в своем творчестве. Вот что я хочу для себя. А чего хотите вы?

Рулетка запускается!


21:33 

Сороковая неделя (28 сентября - 4 октября)

Голландская рулетка
"Всегда находи время для вещей, которые делают твою жизнь счастливой".

Недавно я нашла среди старых конспектов лекций папку с рисунками тех времен, когда я только-только начинала активно заниматься рисованием. Невольно сравнила тогдашние возможности с нынешними и невольно восхитилась: как круто с тех пор все улучшилось и упростилось! Тогда, за неимением курсов по рисованию в городе, приходилось учиться по книгам - а книг этих в магазинах особенно не водилось, приходилось заказывать их (не по интернету, а у продавцов в книжных) и еще гадать, хороший будет учебник, или так себе. А материалы - "Невская акварель" тогда была просто пределом мечтаний, а о какой-то бумаге, кроме "госзнаковской", никто и не слышал особо. То ли дело сейчас, когда в сети полно мастер-классов и обучающих курсов на любой вкус, и хотя "Невская акварель" все так же хороша, ей одной выбор уже не ограничивается - чего уж там говорить о множестве разных видов бумаги. Поэтому мне немножко смешно, когда сейчас жалуются, мол, нет возможности научиться рисовать. Возможностей как раз полно! Самый главный ресурс, которого недостает большинству из нас - это время. Вот в чем современный человек действительно не может похвастаться - так это в достаточном количестве свободных часов, которые можно потратить на свои творчество, обучение и интересы. В сети очень много статей с разными лайфхаками, посвященными тому, как сэкономить немножко времени для себя, и я хочу поделиться с вами одной такой статьей, найденной на сайте "Бытовое волшебство":

"Для начала предлагаю проделать одно полезное и наглядное задание. Возьмем листок бумаги, нарисуем на нем круг и поделим его в соответствии с тем, как расходует за день наше время. Получится пирог времени, наподобие такого.

изображение

Если задуматься, как мы расходуем наше время, станет ясно, что, помимо важных для нас дел, мы также едим, спим, совершаем ежедневные гигиенические процедуры, и т.д. Другими словами, у нас есть некоторые постоянные расходы времени в день, необходимые для поддержания жизнеобеспечения, а есть некоторая переменная величина времени, которую мы тратим по своему усмотрению, или, возможно, усмотрению окружающих нас людей. Мы «инвестируем» наше «переменное» время в те или иные проекты, и в идеале хотели бы, чтобы эти «инвестиции» дали максимальную отдачу.

Почему мы думаем о том, чтобы все успеть, но в жизни все происходит несколько иначе?

Рулетка запускается!


17:12 

Тридцать девятая неделя (21-27 сентября)

Голландская рулетка
"Придумай. Захоти. Сделай".

Полгода участвовала в массовых забегах для того, чтобы помириться с человеком, который уже год со мной не разговаривает. Для него бег очень важен, и я, хоть бег и не очень люблю, через силу бегала - думала, что так мы наконец сможем поговорить. В апреле с трудом пробегала два километра, на прошлой неделе пробежала десять - и для меня это было достижение.
Только вот... для меня ли? После забега задумалась наконец, сколько еще я буду бегать для кого-то другого, а не для себя. Мириться со мной этот человек не спешит... От мысли отпустить наконец ситуацию и больше не бегать испытала колоссальное облегчение. Если все-таки надумаю заниматься снова, это будет только потому, что я выбрала бег для себя. Сама.
Выберу ли? Какое занятие свое, а какое навязанное? Какое добавляет сил, какое отнимает их?

Есть, конечно, и в беге вдохновляющие цели. Мои друзья, с которыми я тренировалась вместе, вчера пробежали свой первый марафон - нереальные для меня сейчас 42 километра 195 метров - в поддержку детей-сирот. Они бежали как волонтеры фонда, занимающегося проблемой лишения родительских прав. Перед этим каждый из них еще собрал оговоренную сумму пожертвования. Изначальная цель - пробежать марафон - была их собственной, давней, вымечтанной, они шли к своему финишу, и их цель давала им силы. Помощь детям (то есть "бег для других") была только дополнением - важным, конечно, но бежали они для себя.

Что вы делаете для себя?

Рулетка запускается!


20:44 

Тридцать восьмая неделя (14-20 сентября)

Голландская рулетка
"Маленькими шагами можно продвинуться очень далеко". - Дж.Р.Р.Толкин

Постепенно учусь искусству маленьких шагов. Когда я вспоминаю, что в ближайшее время нужно свернуть горы (разобрать залежи информации на компьютере, доделать несколько творческих проектов, составить и написать новые программы и прочее, прочее), мозг начинает плакать. А плачущий мозг в таких делах, увы, не лучший помощник. И чтобы справиться с его упрямым "не хочу/не могу/не буду", я учусь искусству маленьких шагов.
- Хорошо, - говорю я мозгу. - Мы не будем сейчас разбирать все данные на флэшке, мы просто поставим копироваться информацию на компьютер, а потом посмотрим по состоянию.
- Хорошо, - говорю я мозгу. - Мы все перекопировали. Не разорвались? Нет? Здорово. Давай тогда просмотрим и удалим повторяющиеся папки. Не все папки, только повторяющиеся, и все. А потом посмотрим по состоянию.

Когда мы были маленькие, нас учили так же - разбивать большую задачу на много маленьких. И тогда мы, дети, могли их выполнить. С возрастом такая программа действий стала нашим внутренним достоянием - мы научились сами распределять порядок действий и шутя браться за большие дела. Но когда мы утомлены, опечалены или напуганы огромным объемом работы, в этой усвоенной программе иногда происходит сбой, и мы начинаем пытаться сделать все и сразу. И действовать несистемно. Тогда мы сталкиваемся с тем, что мозг капризничает, как маленький ребенок. Вот и общаться в таких ситуациях с ним надо, как с расстроенным ребенком. Сначала успокоить, погладить по голове, сказать, что не будете требовать от него всего и сразу. А потом разбить большую задачу на маленькие шаги. Тут есть несколько хитростей:
Во-первых, лучше сделать это письменно - такая наглядность удивительным образом упрощает мысли и облегчает работу.
Во-вторых, когда вы написали все пункты-маленькие шаги, перечитайте свой список. Если на каком-то из пунктов мозг снова начинает кукситься, очень критически и строго посмотрите на этот пункт! Скорее всего, он получился слишком большим. Тогда обязательно разбейте его еще на несколько маленьких шагов - до тех пор, пока каждый из пунктов не покажется вам посильным и не вызывающим негатива.
В-третьих, пообещайте себе маленькую передышку после выполнения каждого пункта. Благодаря этому вы избежите переутомления и позаботитесь о своей мотивации. Потому что уговорить себя сделать что-то небольшое и простенькое намного легче, чем сдвинуть себя с мертвой точки и броситься на амбразуру тяжелого труда.

Принцип маленьких шагов работает в сфере любых дел. И бытовых, и рабочих, и даже творческих. Ведь в творческом труде, помимо вдохновения и полета мысли, попадаются рабочие моменты, которые просто нужно сделать, чтобы потом радостно творить дальше. Корректировка написанных текстов, доведение до ума статей или изделий и прочее. И в этом случае взяться и сделать один маленький шажок намного лучше множества обещаний сделать невозможное.

Рулетка запускается!


14:10 

Тридцать седьмая неделя (7-14 сентября)

Голландская рулетка
"Делай то, что любишь".

Когда мир горит под ногами, красота вряд ли спасет тебя. И горящий мир она тоже вряд ли спасет. Я бы очень хотела посмотреть на то, как опускается рука с пистолетом под влиянием крамольной мысли: "О нет, не буду стрелять в этого ребенка, ведь он так красив!" или "Не стану разрушать эти бесценные тысячелетние статуи, они божественно прекрасны!"

В том-то все и дело. Одним кажется, что их бог будет счастлив, если они омоют кровью подошвы его сандалий. Другим кажется, что глазам их богов приятен вид человеческих тел, раскромсанных на куски - за то, что поклонялись другим богам. Другой красоте.

Нет смысла в искусстве. И в творчестве его тоже нет. Вообще, по большому счету, смысла нет ни в чем - но не можем мы все стройными рядами спуститься к морю и войти в его ласковые волны, чтобы уже никогда не вернуться назад? Не можем. А значит, что?

А значит, надо искать смыслы и хвататься за соломинки. Или за выступ скалы, нависающей над этим самым морем. И наше творчество, наша с вами "осознанная созидательная деятельность" могут стать этой соломинкой и выступом скалы - не потому что кто-то найдет в этом смысл. А потому что смысл найдем мы сами.

Без иллюзий. Без надежд. Просто крохотный фонарик посреди вселенской тьмы. Переживет ли он (не века, о нет) хотя бы один день после исчезновения того, кто его зажигает? Нет ответа на этот вопрос, и колыбель вечно качается над бездной - гениальная метафора, жаль, что не моя, - и ноги наши тоже болтаются над бездной, пока руки хватаются за выступ скалы и в очередной раз зажигают крохотный фонарик.

А что нам еще остается, кроме как делать то, что мы любим, в надежде, что мир примет от нас эту долю любви, и в нем на долю секунды станет светлее?

Рулетка запускается!


22:04 

Тридцать шестая неделя (31 августа - 6 сентября)

Голландская рулетка
"Сделаешь ли ты сегодня что-то, что заставит тебя гордиться через год?"

Я заметила, что несмотря на тот факт, что я давным-давно закончила школу и институт, и первое сентября для меня уже не является началом учебного года, в первые дни осени меня всегда охватывает тяга учиться чему-то новому. Это может быть что-то глобальное и серьезное, а может быть и какая-то мелочь для души. Например, в этом году я записалась на курс по рисованию маркерами в школе Вероники Калачевой, а еще собираюсь научиться складывать сложные оригами и тренироваться в выпечке пирогов (прошлой осенью я вот так училась печь печенье - каждую неделю по новому рецепту). Такой вот "синдром первого сентября" получился.
Собственно, учиться и развиваться никогда не поздно, и этого дела не бывает достаточно, правда? И здорово, что теперь с развитием интернета мы можем самостоятельно строить личную образовательную систему, основываясь исключительно на собственных интересах и желаниях. А вы уже придумали себе каких-нибудь интересных занятий на ближайшие три месяца?

Рулетка запускается!


13:20 

Тридцать пятая неделя (24-30 августа)

Голландская рулетка
"Забудь о своих проблемах и танцуй". - Боб Марли

Я не помню, когда танец и я стали чем-то вроде единого целого. Порой кажется, что он был во мне всегда.
Помню вот что: мне 4 года, я захожу в большой зал. Много детей, много воздуха и пространства, а возле стен - деревянные турники, которые учительница почему-то называет странным словом "станок" и не разрешает на них висеть. Потом: мне 8, я так боюсь своего нового учителя. Она строгий и совершенно непонятный мне человек. Мне 14, и этот "непонятный" учитель - теперь один из самых близких людей, одна из самых любимых женщин. Мне 15, и я хочу приходить в наш танцевальный зал как можно чаще и уходить как можно позже, потому что только там мне легко, только там я чувствую себя настоящей.

Мне 16, я типичный подросток с кучей мыслей в голове. "Что станет с моей любовью к танцу, когда я вырасту?" - думаю я.
Мне 26. Оглядываюсь назад и так хочется ответить той девочке из прошлого: "Эта любовь вырастет вместе с тобой".

Рулетка запускается!


22:06 

Тридцать четвертая неделя (17-23 августа)

Голландская рулетка
"В жизни я ошибался снова и снова, и потому достиг успеха".

Недавно начинающий художник, которому я помогаю тренироваться, спросил, во что надо верить, чтобы рисовать, как я.
Я верю в правило добычи руды. Любое дело, в котором есть задача становиться лучше, рукастее и успешней, требует непрестанной практики, но не все результаты являются выдающимися, удавшимися. Чтобы найти новую жилу, нужно отвалить столько пустой породы, сколько лежит между нынешними шахтами-штреками и этой самой жилой. И это ещё хорошо, если у тебя качественная разведка и ты не ползаешь вокруг и около — а разведка тоже требует усилий.
Плюс. Мало просто усердно стараться и вкалывать. Нужно менять состояние мира вокруг и своё место в нём, чтобы действительно расти. Сегодня я сделаю маленький рисуночек, и завтра тоже, но потом у меня в плане стоит перейти с формата А5 на формат А4, а там и на А3, ну а после я перехожу от графики к живописи, от тонов к цвету, от натуральных материалов к цифре. И хорошо бы знать, зачем в далёком будущем мне все эти умения.
Мало того. Отдельное умение — следить за собой и тем, а как вот мне сейчас в моём деле. Может, надо пойти поспать или, пока есть возможность, сменить тему или попробовать смежную технику, чтобы освежить чувства. Может, мне вообще нужен выходной.
Ну, вы догадываетесь — нюансов куча.
И, конечно, есть в моей теории главное. Такой столп, значит, веры. Руда — существует. Вне зависимости от погоды, положения звёзд и самочувствия. И если сейчас все факты говорят о том, что уже очень давно откапывается только пустяк, никакой ценной руды, то стоит проверить, в ту ли сторону копаем, и, вероятно, передохнуть, выпить чаю с булкой и потом наметить новый план или решить придерживаться старого. Руда — есть.

Рулетка запускается!


19:53 

Тридцать третья неделя (10-16 августа)

Голландская рулетка
"Если не сейчас, то когда?"

Что мешает нам творить так же свободно, как в детстве?
Как система образования хоронит творческие порывы в человеке?
Можно ли одновременно быть королем Лиром и ночным таксистом?

Сегодня мы хотим поделиться с вами потрясающей лекцией корейского писателя и преподавателя Йоунг-ха Кима, в которой он затрагивает эти - и многие другие - вопросы. Это рассказ о самой природе творчества - и страхах, которые неизбежно вырастают на нашем пути, когда мы беремся за карандаш, флейту, иглу или кисточку.
Ниже вы найдете запись выступления Йоунг-ха Кима в рамках проекта "TED", а также его расшифровку в переводе на русский язык.



"Тема моего выступления — «Начните творить, прямо сейчас». Когда говоришь об этом с людьми, они сразу же начинают активно сопротивляться: «Творчеством денег не заработаешь, а сейчас я просто занят. Мне надо получить образование, найти работу, обеспечить образование детям...» У нас никогда нет времени на творчество, и есть миллион причин, сразу приходящих на ум, чтобы им не заниматься.

Эти причины заставляют нас сомневаться в том, что нам вообще нужно творчество в жизни. Таким образом, мы не знаем, зачем творить, но имеем много причин не делать этого. Почему мы отгораживаемся от мира искусства? Возможно, потому, что считаем, что искусство — только для очень одарённых или для профессионалов высокого уровня. А кто-то вообще думает: «Я не творческая личность». Может быть, конечно, но я так не думаю. И об этом я хочу поговорить сегодня. Мы все от рождения — творческие люди.

Те, у кого есть дети, согласятся со мной. Почти всё, что делает ребёнок, — это творчество. Они рисуют карандашами на стенах. Они танцуют под клипы поп-звёзд, придумывают свой собственный танец и поют, а все вокруг должны это слушать. Их творчество, может быть, способны вытерпеть только родители, а поскольку они целыми днями так упражняются, взрослые начинают потихоньку от этого уставать.

читать дальше

Рулетка запускается!


08:46 

Тридцать вторая неделя (3-9 августа)

Голландская рулетка
"Ты способен на удивительные вещи".

Издательство "МИФ" запустило пятнадцатидневный челлендж для тех, кто хочет научиться рисовать. Бонус для тех, кто выполнит все задания проекта, - 99% скидка на любую книгу издательства.

День 1. Придумай 9 способов преодолеть пропасть
День 2. Нарисуй человечка
День 3. Нарисуй забавную коалу
День 4. Нарисуй своего внутреннего критика
День 5. Соедини точки
День 6. Скопируй недостижимо крутую работу
День 7. Нарисуй, какого цвета этот день
День 8. Нарисуй «логово дракона»
День 9. Изучи свой дом, как частный детектив
День 10. Нарисуй свою эмоцию
День 11. Нарисуй превращение
День 12. Покрой лист красками за 15 минут
День 13. Нарисуй свой детский сон
День 14. Нарисуй фотореалистичный взгляд
День 15. Нарисуй череп человека

(Я сама добавила себе этот челлендж в закладки, но даже поощрение в виде книги на финише не может побудить меня рисовать. Вот и ответ на вопрос, хочу ли я уметь.)

Рулетка запускается!


20:20 

Тридцать первая неделя (27 июля - 2 августа)

Голландская рулетка
"Никто еще не заблудился, следуя своему внутреннему голосу". - Г.Д. Торо

Я знаю немало творческих людей, которые отважно поднимают знамя тайм-менеджмента, плывут под его парусами, а потом замечают, что тщательное планирование разогнало парящих рядом муз и спугнуло вдохновение. А без вдохновения творческий человек начинает грустить. И возвращается туда, где время не организовано, где дел много, где он ничего не успевает, но где есть эта свобода и вдохновение.
Недавно мне попалась статья, которая будто специально написана для людей, которым хочется научиться успевать больше, не лишая себя спонтанности. И для людей, которым совершенно не подходят принципы тайм-менеджмента. Этой статьей мне бы хотелось поделиться с вами сегодня.

"Часть 1: Спонтанное планирование для тех, кто ненавидит тайм менеджмент"

Что делать, когда попытки приучить себя к планированию провалились? Как быть, если жизнь по графику вызывает ощущение монотонности и скуки? Существует ли противоядие от нежелания выполнять поставленные задачи?
Если вы, так же как я, бросаете планирование спустя несколько дней, значит, нам есть о чём поговорить :)
Дело в том, что людям определённого сорта не подходят системы управления временем, основанные на постановке цели, планировании и расстановке приоритетов.

Советы Глеба Архангельского, Александра Горбачёва или Дэвида Аллена (автора GTD) выступают против внутренней природы этих людей. Им нужна другая система!
- Без пошагового плана;
- Без приоритетных дел, которые нужно сделать в первую очередь;
- Без сроков и чётких дат;
- И, наконец, система без целей!

Продолжение статьи...

Если первая часть статьи оказалась для вас созвучной и полезной, смело приступайте ко второй (и последней), где собрано все самое "вкусное", что не попало в часть первую.

Рулетка запускается!


12:00 

Тридцатая неделя (20-27 июля)

Голландская рулетка
"Всегда верь в себя. Даже когда другие не верят".

Все мы, кто занимается творчеством, задаемся вопросом - кто-то чаще, кто-то реже, - но рано или поздно мы непременно задаем себе этот вопрос: "Ради кого я это делаю?" Если нам приходилось сталкиваться с критикой и неприятием, то вопрос может звучать иначе: "Ради чего я это делаю?" И если вариантов ответа на второй может быть множество, то ответ на первый звучит во всех случаях одинаково: "Ради самого себя".

Конечно, мы можем обманываться и обманывать, говоря о радости, которую наше творчество доставляет людям, или о важной - воспитательной, просветительской, какой угодно - его функции; о том, как радостно смеются дети, наблюдая за нашей игрой на сцене, или наполняются слезами глаза одинокой старушки, надолго застывшей перед нашим пейзажем, или... или... или...

В конечном счете, совершенно неважно, как другие воспринимают то, что мы делаем. Не имеет значения, какого уровня мастерства мы достигаем. И уж точно неважно, будут ли нас помнить десятки тысяч людей по всему миру спустя сто лет после нашей смерти - или все наше творческое наследие потомки отправят на свалку на другой день после похорон. Это действительно не имеет значения, - хотя большинство из нас, конечно, предпочли бы всемирную славу, верно?

Единственное, что на самом деле важно - то, что происходит с нами, с нашей душой, с нашим восприятием мира, с нашим сознанием и мировоззрением, - в те минуты, когда мы занимаемся творчеством. Мир сам позаботится о том, принять ему нас или отвергнуть, но наше дело - творить, творить, пока есть силы, и даже когда кажется, что их нет, творить тоже.

И не терять уверенности в самих себе, потому что на этой Земле должен существовать хотя бы один человек, для которого мы важны и на которого можем положиться, - на самих себя.

Рулетка запускается!


17:51 

Двадцать девятая неделя (13 - 19 июля)

Голландская рулетка
"Сомнения в себе - враг творчества".

В начале прошлого века отношение к детям в Европе разительно переменилось. До этого их кем только не считали: и сосудами греха, и маленькими дикарями, и даже неразумными животными. И вдруг в 1900-х годах в детях увидели детей, а не миниатюрных взрослых или кого похуже. Более того, ребенок в западном сознании уподобился ангелу, эльфу, волшебному существу, в силу своей непорочности обладающему особой духовной прозорливостью. Маятник качнулся в обратную сторону, и евангельское "Будьте как дети" обрело принципиально новый смысл и вес.
Это нашло своеобразное отражение в литературе. Появилось множество книг, в которых ребенок - именно в силу своего возраста - наделялся чудесными способностями: например, мог летать, видеть фей и понимать язык животных. По сути, все это метафоры одной мысли: ребенок еще не вполне принадлежит этому миру, не осознает его правил и не подчиняется его законам. Например, для малыша не существует времени (попробуйте объяснить рыдающему карапузу, что вы обязательно вернетесь на детскую площадку, только попозже), представления о собственности и т.д. Но, может быть, дети и даются нам для того, чтобы собственным примером напомнить, как может выглядеть мир, еще не опутанный сетями условностей, традиций и правил. Порой это доставляет родителям массу хлопот - но также дает драгоценную возможность нащупать гнилые, негодные доски в палубе своего жизненного корабля.
Например, меня восхищает в детях отсутствие страха, что творческий акт не получится. Если так подумать, как может не получиться рисунок? Как бы примитивен и обманчиво неуклюж он ни был, он уже существует, его можно разглядеть, потрогать и даже пожевать. Значит, он получился! Оценки, критика, недовольство собой - все это придет позже. Я ни в коем случае не умаляю значимости саморазвития, но что от него толку, если мы не можем сделать даже первого шага, стреноженные неуверенностью в себе? Боязнь чистого листа, страх, что рисунок получится хуже некого призрачного идеала, существующего только у вас в голове, надежнее пожара уничтожат вашу великолепную галерею - просто потому, что она никогда не появится.
Когда мы начинаем задумываться о возможной оценке? Может быть, тогда же, когда теряем столь раздражающую родителей способность пребывать только в "здесь и сейчас"? Учась воображать эфемерное будущее и представлять последствия своих поступков, мы в какой-то мере утрачиваем и глубину погружения в настоящий момент, когда результат - неважен, когда весь смысл творческого акта - в чистой, незамутненной радости, получаемой от процесса.
Будьте как дети. Не теряйте головы, но заимствуйте у детства его лучшие дары - бесстрашие и умение наслаждаться без оглядки и прицела на будущее.



Рулетка запускается!


08:05 

Двадцать восьмая неделя (6 - 12 июля)

Голландская рулетка
"Каждый день - это приключение".

Однажды мой друг сказал: "Я считаю, что многие мои жизненные проблемы - вовсе не проблемы, а приключения. Так интереснее жить". И ведь правда же. Приключения гораздо лучше, нужнее, увлекательнее.
Мне нравится думать, что каждый следующий день - это новая маленькая жизнь. Белый лист, который можно заполнить собственными рисунками и рассказами. А еще нравится помнить о том, что в творчестве нет правил, и именно этим оно очаровывает, подкупает.
Думаю, нам всем повезло. У нас есть целый новый день, добрые приключения и безграничные возможности творить. Это ли не счастье?

Рулетка запускается!


главная