Голландская рулетка: творчество ради жизни

12:53 

Двадцать первое июля

Голландская рулетка
"Когда был последний раз, когда ты делал что-то впервые?"

В сегодняшней Рулетке хочу поделиться с вами очаровательным роликом :)



Мне кажется, что, вырастая, мы перестаем делать многие вещи из-за того, что "люди подумают" о нас плохо. Например, в дождь закрыть зонт, снять обувь и пройтись по лужам босиком, а то и потанцевать под ливнем. Или петь на улице, прямо на ходу. Или танцевать в более-менее людном месте - в парке, на пляже - если там нет дискотеки. Или запускать воздушных змеев.
Когда-то мне казалась смешной шутка про то, что кто-то хочет, чтобы у него родился сын - тогда можно будет наконец-то купить радиоуправляемый вертолет. А сейчас я думаю, что если уж так хочется вертолет, то почему бы его себе не купить? Если всегда хотелось играть на гитаре, то зачем отдавать ребенка в музыкальную школу, если можно просто взять пару уроков у специалиста, а то и найти тысячу обучающих роликов на YouTube? Ужасно грустно смотреть, как люди запрещают себе делать то, что по-настоящему приносит им счастье, на одном хлипком основании - "возраст уже не тот". По-моему, вышеупомянутый возраст как раз позже догоняет людей, которые разрешают себе жить полной жизнью и не соотносить свои поступки с какими-то выдуманными правилами :)

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430020438044E043B044F0_zps680b05d6.jpg

10:17 

Двадцатое июля

Голландская рулетка
"Чему ты научился сегодня?"

Имея сильный мотив двигаться вперёд (собираюсь не просто быть художником, но и работать им), я стараюсь каждую картинку делать так, чтобы узнать в процессе что-то новое. Ну, хотя бы через одну.
Чем больше учусь, тем больше вижу вопросов, полей для исследования и тем меньше знаю — просто потому что число областей знания всё увеличивается. И вот есть картинки-вехи, где я нашла ответы на несколько вопросов. О самой поздней из таких я расскажу подробно.
"Паломничество"

Эта иллюстрация началась как упражнение...
На этом всё. Я надеюсь, что мои соображения наведут вас на собственные интересные мысли и помогут по-новому взглянуть на ваши задачи. В этом и заключается смысл: показать что-то другое, одолжить ненадолго свой взгляд и опыт. Спасибо вам за внимание!

Рулетка запускается!


10:15 

Девятнадцатое июля

Голландская рулетка
"Продолжай мечтать".

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Воплощением этой фразы является чудесная девушка _Solweig_, которая удачно сочетает в своей жизни сразу несколько творческих путей - изготовление украшений, поэзию, фотографию и выступления в уличном театре. Естественно, мы не удержались от того, чтобы расспросить ее, как она это делает. Вот что Сольвейг нам рассказала.

- Классический для начала интервью вопрос: расскажи немного о себе.

Я родилась и выросла в Смоленске, много путешествую еще со школьных лет. Очень люблю свой город и стараюсь принимать участие в его жизни.
У меня самое "прозаическое" экономическое образование и красный диплом, и все же я постепенно расстаюсь со своей первой профессией. Параллельно с работой я несколько лет назад начала учиться фотографировать, потом появились украшения, и постепенно мастерская и фотография стали занимать все больше места - и времени - в моей жизни.
Так что вопрос о том, как сделать творчество настоящей профессией и работой - тот, который я решаю для себя как раз сейчас.

О "Детях Солнца", сезонах творчества и уличном театре

Рулетка запускается!


@темы: интервью

10:50 

Восемнадцатое июля

Голландская рулетка
"Путь есть всегда".

Михай Чиксентмихайи так говорит о том, что такое состояние потока:

читать дальше

Давайте остановимся на последней фразе: И только состояния потока являются вспышками интенсивной жизни на фоне скучного существования. Это легко представить, верно? Вот я пишу стихи - и я в состоянии потока, а вот я мою посуду - и перехожу в фазу скучного существования. Леплю из глины - не замечаю времени, не ощущаю ни жары, ни голода - так увлечен процессом и сосредоточен на нем без остатка, а вот я подбираю материалы к курсовой работе, предмет которой мне не слишком интересен, и время мое тянется, словно резиновое, мысли блуждают незнамо где, а любой отвлекающий фактор принимается с радостью и благодарностью.

Я очень четко, очень хорошо ощущаю, когда нахожусь в потоке, а когда выпадаю из него. По интенсивности работы мозга, количеству идей в минуту, быстроте реакций и верности принимаемых решений. По "выпадению" из времени и реальности, обострению интуиции и покалыванию в кончиках пальцев. По массе других ощущений, возможно, слишком индивидуальных, а, возможно, типичных для всех, кто испытывал подобное. Так или иначе, состояние "в потоке" слишком сильно отличается от состояния "вне".

В какой-то момент, задумавшись над этим, я поняла, что хочу быть в потоке всегда, в любой момент своей жизни. Раньше мне представлялся правильным подход: два в одном. Мне казалось, что так я экономлю время: руки, например, чистят картошку, а голова обдумывает планы по захвату мира. Но на самом деле вместо того, чтобы глубоко нырять в один процесс, я поверхностно плавала в двух сразу - и в итоге не получала удовлетворения ни от одного.

И речь тут не только о сосредоточенности. Речь об отношении. О мотивации. О том, что всегда можно и нужно ставить цель и понимать, ради чего, для чего ты делаешь то, что делаешь, - и тогда в творческий процесс превращается любое, самое скучное, самое далекое от творчества занятие. По-другому организуется - о, нет, не само по себе, конечно, ты сам организуешь его по-другому, - время. Стремясь к осознанности и сосредоточенности на процессе, ты направляешь душевные силы на сам процесс, и возможностей на переживания по его поводу, на оценивание себя в нем, у тебя уже просто не остается.

Мне очень помогают списки. Не то чтобы планирование - график у меня свободный, рабочий день ненормированный, - поэтому я не всегда, ложась спать, держу в голове свое точное расписание на завтра: "9.00 - там-то, 10.30 - то-то". Но список дел я обязательно составляю и стараюсь его придерживаться. Пункт "отправить письмо" в нем соседствует с пунктом "написать сценарий", "сделать выписку из протокола" с "перенизать бусы", а "позвонить такому-то" с "посмотреть фильм" - и, казалось бы, все это совершенно разные вещи. Но в какой-то момент я пришла к выводу, что нет, не разные. Потом, в будущем, когда придет время для оценочных суждений, разумеется, все они разделятся на "важные", "неважные", "судьбоносные" и "проходные". Но не во время их совершения. В это время только осознанность, сосредоточенность, поиск решения, использование навыков и полное погружение в ситуацию.

Самое замечательное состояние изо всех возможных, честное слово! И ничего общего со скучным существованием...

Рулетка запускается!


13:43 

Семнадцатое июля

Голландская рулетка
"Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него".

Кто сказал, что для творчества нужны только определенные материалы, а без них ничего не выйдет?
В сегодняшней Рулетке мне хотелось бы поделиться с вами немного грустным, но чудесным мультфильмом про человека, у которого было очень мало возможностей для творчества, но был творческий родник внутри.



Рулетка запускается!


09:35 

Шестнадцатое июля

Голландская рулетка
"Тебе нужно делать это для самого себя".

На сайте Белая скрижаль выложен список ошибок начинающих писателей. Наверное, ошибок этих можно насчитать и больше, но мне список этот показался интересным и затрагивающим самые распространенные причины, из-за которых многие произведения так и остаются всего лишь смутными идеями в наших головах. Хотя некоторые утверждения, изложенные в этой статье, не бесспорны, тут есть над чем поразмыслить.

Ошибки начинающих писателей

Если вы думаете, что великими писателями рождаются, то вы ошибаетесь. Написание художественных, публицистических и прочих произведений — это большой труд. Особенно больших усилий требуют первые пробы пера. Это период ошибок начинающих писателей. Они еще только начинают овладевать своим даром, поэтому неизбежны некоторые огрехи.

Через ошибки начинающих писателей проходили все когда-либо творившие и творящие ныне сочинители. Ничего страшного в этом нет. Самое главное — выработать правильное отношение к этому. Никогда не ругайте себя и не критикуйте. Помните, что ошибки у начинающих писателей неизбежны. Это своего рода период обучения, пройдя который, вы набираетесь опыта и мастерства. Учитесь вовремя замечать собственные ошибки и делать правильные выводы. Тогда вы не потеряете интерес к сочинительству и сможете развиваться дальше.

В этой статье мы рассмотрим пять основных ошибок начинающего писателя. Сразу договоримся, что начинающим писателем мы будем считать того, кто чувствует неудержимую тягу к сочинительству, но пока не может писать так, как хочет.

читать дальше

Рулетка запускается!


08:55 

Пятнадцатое июля

Голландская рулетка
"Пора нам всем решить, кто мы".

В сегодняшней Рулетке хочу поделиться с вами отличным постом ЖЖ-юзера chingizid:
"Знаменитую фразу Бойса "Каждый человек - художник" обычно употребляют, вырвав из контекста. От этого может возникнуть представление, будто речь шла о потенциальных художественных талантах каждого - типа только краски да скрипку в руки дай, и понесется.
На самом деле, штука в том, что Бойс, будучи не только художником-шаманом, но и политиком-романтиком, обычно говорил о вкладе каждого человека в формирование нового общества.
И при этом (справедливо) полагал искусством все происходящее.
То есть, вообще все.
Итак.
Каждый человек художник, хочет он того или нет, просто по факту существования. Так или иначе, а свою лепту в общую симфонию действительно вносит каждый.
И хотя бы уже поэтому следует стараться, чтобы любой жест был вдохновенным и осмысленным. Вообще всякий, включая утреннюю дойку, поездку на городском транспорте, чистку картошки и смену постельного белья. Потому что быть вялым, унылым, бездарным художником, чья фальшь вечно портит песню - прискорбная судьба, врагу такой не пожелаешь".

Когда я рассказываю о Рулетке своим друзьям и знакомым, то порой слышу (даже от очень талантливых людей): "ооо, ну каждый день играть в Рулетку - к этому я не готов, я же не каждый день пишу/рисую...". Но суть Рулетки ведь не в материально зафиксированных результатах творчества, а в том, чтобы каждый день помнить: творчество - это вся жизнь вообще, любой ее час, любое действие, если проживаешь его со смыслом. Нельзя измерить и сравнить вдохновение, с которым рисуется картина или варится борщ для всей семьи, и ничто из этого не лучше и не хуже другого. Я считаю, что любое действие - это штришок в полотне мироздания, и мне бы хотелось, чтобы мои штрихи были красивыми. А вам?

Рулетка запускается!

 photo tumblr_mpsm12LOA21qzr04eo1_500_zps51bfca02.jpg

22:27 

Четырнадцатое июля

Голландская рулетка
"Не попробуешь - не узнаешь".

Забавная штука: когда только начинаешь учиться вокалу, кажется, что все не получается и не получится (высокие ноты, удерживание одной ноты, чистое пение в унисон, умение долго держать звук...). Я вам скажу: получится. Но для этого иногда работает такой финт: усложнить себе задачу. Например, песню, которую надо спеть на два голоса, спеть сразу на три. Или петь гаммы, доходя до самых высоких нот и опускаясь до самых низких, главное - не смотреть на клавиатуру при этом, а продолжать петь, не задумываясь и концентрируясь не на высоте звука, а на правильном дыхании. А потом, когда закончил, посмотреть все-таки на ноты - и поразиться тому, что три октавы были пройдены целиком без всяких затруднений. После этого петь в "удобных" полутора октавах - раз плюнуть :) В пении это работает еще и потому, что связки хорошенько разогреваются, но это применимо и для других видов творчества.
Если не получается движение в танце - можно ввести его в комбинацию, и тогда тело проанализирует, что из чего получается, какие мышцы задействованы, и, возможно, сделает его само без дополнительных усилий. После приготовления сложного торта с четырьмя видами крема и двумя - теста не страшны никакие блюда. Тщательное изучение анатомии, допустим, рук и плечевого пояса позволит потом набрасывать очертания мускулистого персонажа в майке-алкоголичке за пять минут, совершенно не думая, правильно ли расположен локоть.
Попробуйте усложнить задачу - и то, что раньше казалось непреодолимым, выйдет само собой.

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430014438044E043B044F0_zps11625488.jpg

09:02 

Тринадцатое июля

Голландская рулетка
"Продолжай штриховать" — это моё генеральное правило для случаев, когда рисунок не получается. Обычно у меня нет проблем с набросками (сбор идей, фиксирование случайных мыслей, комбинирование увиденного и всё такое — мы здесь рассказывали о таких приёмах накопительства), а чаще — с проработкой до финального состояния. На уровне задумки я всегда и всё воображаю в лучшем виде и потому сразу понятно, если не получается. Недостаточно навыка, невнимательно продумана форма, плохое настроение — бывают разные причины. И со временем я убедилась, что продолжать штриховать — гораздо эффективнее, чем бросить, попытаться переделать с нуля или самое "прекрасное": подождать, пока навыка наберётся побольше.
Как будто вот сидишь ты над чистым листом и навык так и набирается.
Я немного рассказывала про похожий приём: позволить себе дурно нарисовать несколько первых за присест работ. Этакая добыча руды: отвалил пустую породу и затем пошёл набирать из открывшейся жилы. Тут то же самое, только в одной работе. Обычно ведь можно что-то исправить или откорректировать на поздних этапах. Главное и очевидное: если не продолжить штриховать сейчас, поздних этапов для этого рисунка попросту не случится.

Рулетка запускается!


12:27 

Двенадцатое июля

Голландская рулетка
"Доброта бесплатна."

На страницах нашей Рулетки мы часто писали о том, что творческим людям жизненно необходим отзыв на их творчество, приводили множество причин, почему он так важен, и т.д. Но иногда бывает так, что люди и рады бы оставить какую-то обратную связь, но не знают, как это правильно сделать. Недавно мне попалось в сети руководство по комментированию фанфиков от ЖЖ-юзера maeglinyedi, и я хочу поделиться с вами переводом этого руководства. Мне кажется, все, что в нем сказано, имеет отношение к любому виду творчества, будь это написание фанфиков, живопись, музыка, выпечка тортиков или фотография. Надеюсь, что вы найдете для себя много полезного и впоследствии не будете смущаться, оставляя кому-то отзывы на их работы.

"Обратная связь (фидбэк) играет большую роль для различных фэндомов. Но, к сожалению, есть много неправильных представлений о фидбэке, которые удерживают читателя от отдачи обратной связи автору. Давайте кое-что проясним:

- Любому автору нужна обратная связь, неважно, новичок ли он, или широко известен в фэндоме.
- Не имеет значения, вывесил ли автор маленький набросок или эпическую поэму: как только он опубликовал текст в сети, он захочет увидеть отзывы о нем.
- Фидбэк - это не обязательно шестистраничное эссе. Его размер может варьироваться от однострочного отзыва до стольких пунктов, сколько вы захотите написать.
- Авторам нравится получать отзывы любого вида: и короткие вроде "Мне понравилась ваша история", и длинные подробные отзывы.
- Нет ничего более обескураживающего для автора, чем получить мало (или вообще не получить) отзывов на размещенную им историю. Новичков это подавляет так, что они вообще перестают писать.

Эта статья описывает три шага к предоставленибю фидбэка с добавочным четвертым шагом "как правильно критиковать", что вы, к слову, вовсе не обязаны делать, если не хотите. Кроме того, эта статья содержит FAQ по фидбэку и дополнительные советы для рецензентов и авторов.
Оставлять фидбэк - по многим причинам далеко не самая простая вещь в мире. Три шага, описанные в этой статье, помогут тебе, читатель, стать отличным рецензентом для тех историй, которые тебе по-настоящему понравились.
Мой личный ключ в решении вопроса "оставлять обратную связь или нет?" достаточно прост: если я дочитал до конца, значит, получил удовольствие, и эта история заслуживает отдачи. Потому что, если бы мне не понравилось, я бы не дочитал. Нет необходимости читать все подряд фанфики, лишь бы оставить комментарий - мы все индивидуалы со своими вкусами и предпочтениями. Но если вы дочитали до конца и получили от текста удовольствие, то у вас нет оправдания того, что вы не поделились с автором своими эмоциями, особенно сейчас, с появлением автоматизированных соцсетей и блогов, где, чтобы оставить фидбэк, достаточно написать пару слов и/или нажать одну кнопку.

Как правильно писать отзывы?

Рулетка запускается!


11:28 

Одиннадцатое июля

Голландская рулетка
"Я думаю, все в жизни - это искусство. То, что ты делаешь. Как ты одеваешься. Как ты любишь кого-то, и то, как ты разговариваешь. Твоя улыбка и твоя индивидуальность. То, во что ты веришь, и все твои мечты. То, как ты пьешь чай. Как ты украшаешь свой дом. Или вечеринку. Твой список покупок. Еда, которую ты готовишь. То, как ты пишешь. И то, как ты чувствуешь. Жизнь - это искусство".

В актерском тренинге существует масса упражнений, направленных на развитие воображения и поиск нестандартных путей развития ситуации. Например, придумывание новых способов использования какого-либо предмета. Предмет при этом берется самый обычный, из тех, что легко найти в учебной аудитории (или в кармане преподавателя). Связка ключей, предположим. Карандаш. Керамическая кружка. Что, казалось бы, можно придумать с ними особенного? Можно, и еще как! Во время одного "сеанса" этого упражнения-игры называются десятки вариантов, один интереснее, а часто и парадоксальнее другого.

Или всем известная игра в ассоциации. Ты говоришь: "ворона", я говорю: "небо", следующий участник говорит: "самолет", и так дальше, по цепочке. Актерский тренинг эту игру усложняет. Во-первых, каждый участник повторяет всю цепочку слов, названных до него, и только после этого произносит собственную ассоциацию, а во-вторых, когда цепочка в десяток-полтора слов собрана, начинается следующий этап, суть которого в придумывании, сочинении на ходу истории, в каждой фразе которой фигурировало бы одно из слов нашей цепочки. Другой разновидностью игры в ассоциации является упражнение "Метафоры" - когда участники моментально описывают образы, появившиеся на их "внутреннем экране" в ответ на названное слово. Ну, и еще один вариант, сугубо специфический: реакция на названное слово находит свое мгновенное отображение в пластике, движении, мимике, голосе актера.

"Смотреть и видеть". "Смотреть" в театральной терминологии - глагол пассивный, действие неволевое, в то время как "видеть" - совсем наоборот. Одно дело просто смотреть на предмет, на ту же чашку или брошку, другое - видеть предмет, внимательно изучая мельчайшие его детали, запоминая их и тут же давая волю своему воображению, придумывая истории о происхождении предмета и его судьбе. Не имеет значения, что истории эти ничего общего с реальностью не имеют - мы ведь тренируем воображение, а не учимся ясновидению. Леонардо да Винчи советовал своим ученикам-художникам разглядывать пятна и трещины на стене, в которых, по утверждению великого художника, можно увидеть битвы и разные фигуры. Важная деталь, которая помогает актерам сосредоточиться на процессе и отпустить на волю свою фантазию - постановка задачи. Зачем я разглядываю это окно? С какой целью? Я хочу его нарисовать? Или я - узник, и ищу способы выхода на волю из тюрьмы? А, может, я был слеп, и вот только сегодня утром прозрел, и это окно - первое, что вижу в своей жизни?

читать дальше

Рулетка запускается!


09:11 

Десятое июля

Голландская рулетка
"Музыка - это жизнь. Какая музыка - такая и жизнь".

Лето. Летом хочется бегать босиком по траве, щуриться от солнца и петь песни. А дома у друга/на природнике/в походе часто можно отыскать чью-нибудь бесхозную гитару и пустить ее по кругу, как трубку мира. Сегодняшняя рулетка посвящается всем тем, кто давно хотел научиться аккомпанировать себе под гитару, но не знал, с чего начать, или не находил повода :)
Под катом можно найти несколько универсальных схем, затрагивающих основные вопросы игры, и мои крайне упрощенные комментарии у ним.
1 схема - схема нахождения нот на грифе
2 и 3 схемы - построение и названия аккордов
4 и 5 схемы - постановка рук

Схема нахождения нот на грифе.
На гитаре всего шесть струн, которые на данной схеме обозначаются нотными строками (их также шесть). А брать ноты можно как по открытым струнам, так и зажимая лады (определенные расстояния между порожками, которые на схеме обозначаются тактами или маленькими вертикальными черточками). Нота, указанная до большой вертикальной черты - это та нота, которая звучит у нас при открытой струне (когда мы не зажимаем ее ни на каком ладу). Далее в первом такте указана нота, которая будет звучать, если мы зажмем пальцем расстояние на первом ладу. Во втором - если зажмем на втором ладу и т.д. Можно заметить, что звучание при этом будет все время повышаться на полтона. И так накаждой струне. Римскими цифрами тут обозначаются номера ладов.




Построение аккордов
Если вы будете искать в яндексе аккорды к нужной вам песне, то поисковик выдаст вам любимый вами тест со странными латинскими буковками сверху. Обижаться на него за это не стоит, так как читать дальше

Много раз люди говорили мне, что для игры у них "руки растут не из того места". Так вот: я проверяла! И каждый раз меня обманывали - росли они из того самого места, откуда и должны. Не было еще ни разу, чтоб у кого-то и вдруг не оттуда. Поэтому удачи вам и успехов!

Рулетка запускается!


09:33 

Девятое июля

Голландская рулетка
"Существует четыре типа людей. Обычные; Те, кто никогда не ошибается; Те, кто только и делает, что ошибается; Кто не делает ничего".

Вдохновение не выбирает момент, когда окунуть тебя в свой поток. Новые идеи, строчки стихотворения, диалоги для пьесы или рассказа приходят когда угодно: посреди разговора, на эскалаторе в метро, на скамейке в парке, посреди скучного собрания или в супермаркете среди стеллажей с товарами. Если ты оказался не готов принять, запомнить, послужить проводником - это твои проблемы. В следующий раз именно эти идеи, слова, образы, герои могут и не вернуться.

После того как в юности я набросала пару-тройку стихотворений на салфетках и сигаретных пачках, повинуясь настойчивому голосу музы, и провела потом не самые веселые минуты за расшифровкой записанного, я завела привычку всегда и всюду носить с собой записную книжку. Не ежедневник, в который заносишь расписание дел на сегодня и список покупок, а рабочую записную книжку - только и исключительно для творчества.

Конечно, со временем там поселились не одни лишь стихи. Наблюдения. Впечатления. Подсмотренные истории. Подслушанные разговоры. Вопросы, которые задаешь сам себе. Образы, возникающие слишком быстро, чтобы оставаться с тобой надолго. Желтые кленовые листы и конфетные фантики... Ладно, в моих книжках никогда не бывает осенних листьев и оберток от конфет - в их материальном воплощении, разумеется.

У писателей и режиссеров в течение творческой жизни набирается ящик таких записных книжек. Благодаря этому потомки могут узнать, что думал Антон Чехов о равенстве между людьми, собственных страхах и соленых груздях со сметаной, - Чехов не ограничивался одними лишь творческими вопросами. Какими этическими проблемами мучился Константин Станиславский, занимаясь реформированием театра и созданием новой театральной системы (после него, кстати, осталось более ста записных книжек). Что Владимир Маяковский (найдено семьдесят три записные книжки) всегда начинал работу над новым стихотворением с первой строфы, а Илья Ильф обходился практически без черновиков, записывая миниатюры сразу в готовом виде.

Но дело, разумеется, не в потомках. Дело в том, что ты просто наблюдаешь, фантазируешь, дисциплинируешь свой ум и набиваешь руку. Собираешь материал, из которого со временем родится новое произведение. Устраиваешь регулярный творческий тренинг - обязательно регулярный, в этом весь смысл. Не даешь идеям исчезать бесследно - ведь даже если ты сам напрочь позабыл о записанном, всегда можно вернуться к старым записям и снова ухватить за хвост почти утерянную мысль.

Нет никаких законов и ограничений в том, что касается твоей творческой записной книжки. Никаких. Цвет, формат, размер, ручка или карандаш, шифр или сокращения - все, что тебе по душе, и бог с ними, с потомками! Есть только одно правило, которого стоит придерживаться, хотя это и нелегко. Записная книжка - не битком набитый шкаф в пыльной кладовой, откуда давно уже никто ничего не берет. И это вовсе не кладбище забытых идей и затонувших кораблей твоей фантазии. Записная книжка - сокровищница, из которой можно и нужно черпать полными горстями в надежде создать нечто такое... В надежде просто создать.

Рулетка запускается!


12:15 

Восьмое июля

Голландская рулетка
"Претендуя – соответствуй".

Наверное каждый из нас, когда понимал, что его творчество перерастает рамки обычного увлечения или хобби, к которому ещё можно относиться несерьёзно, испытывал крайне противоречивые чувства - от облегчения (неужели я действительно вышел на новый уровень? Неужели я правда могу создавать что-то качественно новое?) до страха (но как же теперь нужно воспринимать своё творчество? Получится ли у меня справиться с новыми задачами? А не обманываю ли я себя?). Когда-то очень давно, ещё в начале 2009 года, когда я только-только смогла признаться себе, что мои тексты уже вышли за рамки постов в блог, мне было очень трудно свыкнуться с этой мыслью, потому что я никогда и не предполагала в себе никакого подобного таланта. Для меня это осознание в какой-то момент привело к необходимости кардинально поменять своё отношение не только к творчеству и его месту в моей жизни, но и стимулом изменить своё восприятие - ведь оказалось, что я совершенно не представляю, как правильно прокладывать свой путь среди всех этих сложностей.
В какой-то момент я поняла, что самым наглядным и честным способом зафиксировать все новые ощущения и закрепить усвоенные уроки помогает своеобразный "свод правил", которым я следую и которые я формулирую или нахожу в процессе достижения очередной цели. Что-то из них относится к творчеству, что-то - к личным впечатлениям, а что-то помогает не сдаваться и идти дальше. Сегодня я хочу показать часть этого свода - быть может, какие-то из этих наработок, собранных за три года, пригодятся и вам.

5. Не равняться на большинство. Не равняться на тех, кто хуже\слабее\равен тебе\чуть лучше тебя. Равняться только на тех, кто несоизмеримо лучше тебя.
8. Одиночество - это полезная и нужная штука. Оно позволяет выверить расстояние между собой и собой, затем - между собой и миром. Единственное правило использования одиночества таково: одиночество должно быть в тебе, а не ты в одиночестве.
10. Человек может обойтись без кого угодно и без чего угодно.
14. Самый надёжный способ беспроблемного существования - это жить так, будто проблем вовсе нет.
15. Самое главное правило, которое я усвоила в своей жизни, было сформулировано Максом Фраем в книжке "Гугландские топи": Когда человек не обладает большим могуществом, о нём нельзя говорить вслух: чудеса так бояться слов, что могут уйти навсегда".
Этому правилу у меня посвящено множество пунктов: никому, никогда и нигде не рассказывай о своих желаниях, планах, идеях, целях.
Поэтому ещё одно правило, которым я учусь пользоваться с ноября прошлого года:
16. "Понимание приходит к тебе к тебе со скоростью света, но не спеши формулировать его даже для самого себя - это стоит делать только шаг за шагом.
Иногда самое разумное - помалкивать о том, что знаешь."
17. Большинство людей живут, не зная толком, что они любят. Из-за этого они не могут сказать, чего они хотят по-настоящему, со всеми деталями, мелочами и нюансами. Они окружают себя огромным количеством информации, ненужных знаний, воспоминаний и прочим эмоциональным мусором, от которого болит голова и появляется тяжесть в груди. Поэтому нужно каждый миг пытаться узнать, что же ты любишь на самом деле. И пусть список будет мал, но он будет настоящим.
Дочитать?

Рулетка запускается!


17:35 

Седьмое июля

Голландская рулетка
"Проблема в том, что ты думаешь, что у тебя есть время".

Недавно моя подруга покинула этот мир. Сегодня я вспомнила о ней и ужасно расстроилась потому, что так и не успела к ней заехать весной, а теперь уже не заеду. И я подумала: как много планов мы откладываем на потом, не думая, что никакого "потом" может и не быть? Человеческая психика склонна к движению по инерции: если сегодня ты не рисуешь, завтра не рисуешь, то и послезавтра найдется тысяча важных причин, чтобы этого не делать. Когда живешь в большом городе, плотность дел, которые необходимо выполнить, порой настолько велика, что для любимого занятия приходится чуть ли не отвоевывать часы, а то и минуты, и порой не хочется ничего делать, нет вдохновения, просто неудачный день, и тогда количество этих минут сокращается еще больше. Я теперь все думаю: что происходит со всеми ненаписанными романами и ненарисованными рисунками? Приходят ли эти же идеи, эти же персонажи к другим авторам или бесследно растворяются в ноосфере, когда автора больше нет или он отказался быть таковым? И какое количество потенциальных шедевров могло бы быть создано каждый день? Вот у нас с соавтором, к примеру, есть замысел чуть ли не десятитомника, посвященного нашему миру, но нет ни поглавного плана, ни даже файлов с подробными описаниями мест и действующих лиц - а что будет, если один из нас уйдет? Второй ни за что не сможет восстановить весь этот объем информации самостоятельно, а значит, не сможет и дописать книжку (не говоря уже обо всех десяти томах). В такие моменты я вообще не думаю о том, что кому-то наши тексты могут не понравиться - только о том, что наши истории хотят быть рассказанными, не зря же они пришли именно к нам. Поэтому я пишу. А вы?

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A043007438044E043B044F0_zpsa86d0a37.gif

08:51 

Шестое июля

Голландская рулетка
"Бесконечные возможности".

Выбирая что-то одно, мы отказываемся от чего-то другого. Я склонна заканчивать фразу суровей: "...от многого другого", и сейчас объясню, почему.
Рисование моё началось с комиксов, которые мы творили на парах и перерывах в универе. В это же примерно время в семье появились хорошие книжки по академ.рисунку, что безусловно повлияло на меня. Не исключено, что мой выбор так и остался бы в комиксе, а может и нет — кто знает? Так или иначе, окончательное решение развиваться я приняла в тот год, когда на форуме CG-art состоялся конкурс "Ice and Fire" (теперь картинки эти найти категорически трудно, и вы наверняка догадываетесь, почему ;). Это были в большинстве своём могучие цифровые работы известных художников, которые ошеломили меня и предрешили выбор: полновесный цвет, могучая графика, только вперёд, только вверх.
Ну, лозунги заработали, как я уже рассказывала, с решением рисовать не только для себя, но и для регулярного заработка. И вот тут начинается выбор.
Например, графика. Это могут быть: графит, пастельные или восковые мелки, уголь, сангина и сепия, карандаши цветные, в том числе акварельные, ещё фломастеры и брашпены, плюс чернила, от заточенной палочки через обычные и художественные перья к тонкой работе китайской кистью. Или живопись: масло, темпера, гуашь, акрил (включая изготовление своих тонов смешением составленной вручную смеси красителей с основой), акварель, чай или кофе, и опять же чернила или тушь, которые к живописи тоже имеют отношение. Цифра? Прекрасно: PhotoShop, ArtRage, SAI, Painter и не забудем векторную графику... Вам тоже пришёл в голову отрывок из "Девчат", с картофелем-фри и картофелем-пай?
А это только выбор инструмента. А дальше сюжеты, техника исполнения, форматы.
Я сравниваю постоянное продвижение в какую-то творческую область с путём от центра некого безграничного круга к его, условно говоря, краю. Выходишь из точки, где практически всё равно куда двигаться, и реализуешь целые горы выборов: комикс или иллюстрация, art-nouveau или академический подход, капиллярная ручка или графит, пастозная или гладкая живопись, кисть ФотоШопа: сделать самому или скачать готовые. И чем дальше, тем тоньше выбор и тем критичнее отношение ко всем другим занятиям, даже к тем, которые по душе. Например, я люблю музыку, у меня есть флейта, и я в неё время от времени дую, это доставляет удовольствие, но разучить что-то серьёзное — хм, а рисовать? Или в своё время я связала пару сумок. Или писала стихи. Или вырезала из дерева.
Остаётся главное. Чем дальше летит эта стрела, тем она острее. По технике работы карандашом я отказалась от растушёвки в пользу штриха, цветную графику делаю брашпенами, среди укрывистых красок предпочла темперу, среди кистей для них — синтетику, для цифровой работы оставила ФШ и ArtRage, по технике цветного тонирования остановилась на мягком смешении в сочетании с четкими контрастами, из сюжетов стала развивать пейзаж, а из форматов — иллюстрацию, ну и так далее. Плюс, остаются любимые дела, не связанные с рисованием прямо, но питающие его.
То есть выбор не окончателен и поддерживает гибкость. Есть некоторая связь между "заострением стрелы" и повышением мастерства. Для последнего, так я считаю, нужна постоянная подпитка тем, что неизвестно, ново, непривычно. Из неизведанных местностей частенько возвращаешься с сокровищами. Поэтому о бесконечных возможностях для меня важно знать: это помогает совершенствовать те области, к которым лежит душа.

Рулетка запускается!


10:33 

Пятое июля

Голландская рулетка
"Делай все с любовью".

Сегодня у нас в гостях рукодельница Риана, известная своими кружевными ожерельями из бисера, которые не погнушалась бы носить Хозяйка Медной Горы из уральских сказов Павла Бажова. Восхищения заслуживают не только ее чудесные работы, но также трудолюбие, упорство и умение видеть красоту окружающего мира и делиться ею с другими. Давайте предоставим ей слово. Итак:

- Для начала: расскажи немного о себе.

Здравствуйте. Меня зовут Ксения, и я из славного города Тюмень, относительно небольшого, но чудесного и красивого. Рыжая от природы, жизнерадостна, склонна к играм, шалостям и авантюрам, люблю кошек, а в особенности своих двух красавиц, и творческая личность на всю голову. ^^
Работаю в хобби-магазине, что создан мной и мамой, предлагаю клиентам как готовые украшения, которые создаю прямо на рабочем месте, так и свою помощь в подборе и покупке материалов для творчества. И таким образом счастливо совмещаю любимое увлечение и работу.

Об изготовлении украшений, самосовершенствовании и рукодельных законах Мёрфи

Рулетка запускается!


@темы: интервью

16:42 

Четвертое июля

Голландская рулетка
"Гениальность — это резонанс судьбы с призванием". — Виктор Кротов

Рано или поздно, так или иначе, но в своих творческих поисках все мы обращаемся к вопросу призвания — как его осознать, принять и достойно воплотить. Сегодня мы хотели бы поделиться с вами вдохновляющей историей о человеке, которому повезло не только найти свое призвание в детском возрасте, но и отстоять право заниматься любимым делом во времена, когда сделать это было отнюдь не просто. Посмотрите, к чему это привело.

"Джиллиан было всего семь лет, однако ее будущее уже оказалось под угрозой. Ее успеваемость в школе была просто отвратительной. Джиллиан с опозданием выполняла задания, ее почерк был ужасен, а результаты контрольных – удручающие.

Кроме того, девочка отвлекала от занятий весь класс: то шумно ерзала на месте, то глядела в окно, вынуждая учителя прерывать урок, чтобы вновь привлечь ее внимание, то мешала своими выходками сидящим вокруг нее детям.

Джиллиан все это не особенно волновало: она привыкла, что взрослые делают ей замечания, и действительно не считала себя трудным ребенком, – однако учителя были обеспокоены. Ситуация достигла апогея, когда руководство школы написало письмо ее родителям.

Учителя считали, что у Джиллиан проблемы с обучаемостью и что, возможно, для нее будет лучше перейти в школу для детей с ограниченными возможностями. Все это происходило в начале 1930-х годов. Я думаю, сегодня бы сочли, что у нее синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), и посадили бы ее на психотропные препараты.

Однако в те времена этого термина еще не придумали. На СДВГ нельзя было сослаться при любой возможности.

Родители Джиллиан, получив письмо из школы, очень обеспокоились и немедленно начали действовать...

Рулетка запускается!


12:15 

Третье июля

Голландская рулетка
"Чтение великих авторов, усилия мысли, изучение трудов гениальных ученых не обязательно делают человека умным. Но риск чрезвычайно велик". - Мартен Паж

Если потрясающий сюжет написан "невкусным" языком, читать историю порой становится практически невозможно. Это как освещение для картины - в полутьме не разглядишь оттенков. Да и смысла иногда не разглядишь... И, конечно же, когда сама пытаешься вплетать слова в цепочки образов, хочется сделать свой язык насыщенным и красивым.
Недавно на литературном сайте мне попалось несколько сложное, но очень интересное упражнение для тех, кто хочет поработать над своим стилем изложения. И не стоит так пугаться названия! Даже если вы любите прилагательные так же сильно, как я, мне кажется, это упражнение может помочь вам добавить вкуса языку - где надо, "поперчить", а где надо, "убрать горчинку".

Упражнение "Убейте прилагательные"

"Для тех, кто жалуется на собственный, далекий от совершенства стиль и хотел бы над ним поработать, есть любопытное упражнение «по Твену». Как известно, писатель Марк Твен утверждал, что прилагательные часто портят текст, особенно если употреблять их в неумеренных количествах:

"Ловите прилагательные и убивайте их. Нет, я не имею в виду всех до одного, но убейте большинство – тогда те, что останутся, будут ценны. Прилагательные ослабляют прозу, если стоят близко друг к другу. И они придают прозе силу, когда стоят далеко”.

Также писатель выступал против наречий:

«Употребляйте слово «чертовски» каждый раз, когда вы хотите написать «очень». Ваш редактор его вычеркнет, и написанное вами станет таким, как должно быть».

Соответственно, суть упражнения в следующем: вы пишете одну или несколько сцен для своей книги, не используя при этом ни прилагательных, ни наречий.
читать дальше

Рулетка запускается!


12:17 

Второе июля

Голландская рулетка
"Жизнь не обязана быть идеальной для того, чтобы быть прекрасной".

Режиссура - это умение структурировать пространство вокруг себя. Я услышала эту фразу от кого-то из своих старших коллег довольно давно, и на сегодня это единственное определение профессии, которое я внятно могу воспроизвести. Умение структурировать пространство - а все остальное в это умение входит. Дисциплина. Воля. Фантазия. Способность говорить с людьми и добиваться от них выполнения своего замысла. Пространственное мышление. И так далее, так далее, так далее.

Ведь что делает режиссер? Он берет элементы, хаотично и раздельно расположенные где-то: драматический или иной литературный материал, актеров, художников, декорации, музыку, рабочих сцены, реквизит и прочее, - и тасует все это, словно колоду карт, руководствуясь своим замыслом. Он населяет и преображает некий кусок пространства и времени, соединяет разрозненные элементы, и тем самым создает новый мир, со своими характерными особенностями и законами. Мир, которого только что не существовало на физическом уровне, а существовал он только в режиссерском воображении.

И умение это выходит далеко за пределы сценической или съемочной площадки. Оно распространяется на всю нашу жизнь. На то, как мы организуем свое рабочее место и обустраиваем жилище, строим отношения с другими, ведем дневники и занимаемся творчеством. Все мы на самом-то деле структурируем пространства вокруг себя - просто у всех разные масштабы этих пространств.

Всякий творец сродни демиургу - пусть и звучит это несколько пафосно и выспренне. Только что на материальном плане того, что ты придумал, не было - а теперь есть. Еще вчера кусок ткани никак не был соединен с нитками, а схема узора обитала лишь в твоей голове, но повинуясь твоей воле и замыслу, все эти разрозненные элементы соединились - и новая вышивка готова украсит собою стену. Час назад смутные образы и бессвязные обрывки фраз теснились где-то под твоей черепной коробкой, или над ней - кто может это знать точно? А сейчас - вот оно, новое стихотворение, родилось на свет.

Что это - как не умение упорядочить хаос? Стать проводником для идеи и облечь ее в четкую форму? Найти новый способ выражения того, чего еще не существовало?

Творчество - это умение структурировать пространство. Сложный и удивительный процесс, для которого никогда не существует идеальных условий и места кроме сакраментального: здесь и сейчас. Именно здесь и именно сейчас - оно лежит перед тобой, над тобою и внутри тебя, - то самое пространство, которое сегодня тебе предстоит укротить и структурировать.

Рулетка запускается!


главная