Голландская рулетка: творчество ради жизни

10:34 

Одиннадцатое августа

Голландская рулетка
"Через двадцать лет вы будете больше разочарованы тем, что не сделали, чем тем, что сделали". - Марк Твен

Одно из правил, которыми я стараюсь руководствоваться в жизни: не отказываться от себя и не предавать себя. Предать себя - это не обязательно совершить что-то с Большой Буквы, после которого сам на себя смотреть не можешь. Это могут быть ежедневные, маленькие уступки, которые оставляют неглубокие следы. Только вот эти следы, какими бы незаметными для посторонних они ни были, всегда видны тебе самому.
Например, когда преподаешь, существует большой соблазн надавить на ученика, не объяснять ему часами, почему так, а не иначе, а просто сказать "это надо запомнить". Нажать на болевую точку, чтобы он немедленно начал делать домашние задания и вести себя, как следует. "Задавить авторитетом", если он задает неудобные и несвоевременные вопросы. И с каждым таким случаем ты все меньше - учитель и все больше - тиран.
Предать себя в творчестве еще проще: например, делать не то, что хочется, а то, что гарантированно продается. Утонуть в бесконечных самоповторах и копиях собственных популярных работ, в которых от когда-то оригинальной идеи остается лишь тень. Бездумно копировать чужие работы (и я сейчас говорю не о срисовывании работ старых мастеров, чтобы набить руку, а о прозаичном плагиате).
А то и вовсе не делать. Находить все новые поводы для того, чтобы не пойти на тренировку, не выступать, не импровизировать, все новые отговорки: "в моем возрасте это неприлично...", "слишком много работы...", "муж ревнивый не пускает..." - и с каждым днем откусывать кусочек не просто от своей мечты, но и от себя самого.
Творчество - это, помимо всего прочего, еще и самовыражение. Не нужно и даже вредно пытаться выразить свои мысли, руководствуясь чужим образцом. К примеру, если у меня не получаются сказки про позитивных феечек, зато пишутся истории про чудовищ и людей, я не стану пририсовывать им радужные крылья - я спущусь за героями туда, куда они меня поведут. И вместе с ними пройду и сама.

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A04300114300432043304430441044204300_zpsce7e8a0a.jpg

10:49 

Десятое августа

Голландская рулетка
"Задавай больше вопросов".

Поняв важность обучения на примере (и важность инструментальной зависти заодно), я стала активно собирать рисунки могучих художников. Так, на сайте DeviantArt у меня есть галерея избранных рисунков для обучения и фотографий, которые пойдут в дело. И вот не так давно я стала задумываться: по какому принципу я отправляю рисунки туда или в основную коллекцию красоты? Бывает, что добавляю в обе папки, а бывает, колеблюсь — мощный рисунок, куда его, в любимое или в учебное? Подсознательный принцип оказался прост и интересен.
Есть рисунки, которые мне нравятся: сюжетом, персонажем, цветом, чем угодно другим. Есть такие, которые не нравятся, но — они прекрасно сделаны. Удачные контрасты или линии, которые пробирают до щекотки, или чёткие мазки, или композиция удивительного равновесия. Вроде не нравится, но очень здорово при этом. Так вот, если среди этого "здорово" есть приёмы, которым я хочу научиться (или полагаю просто полезными), то я складываю их, чтобы потом подробно и внимательно осмотреть, попытавшись повторить удачный манёвр, понять, почему именно так исполненное изображение вызывает определённые чувства. Разобраться и выучить урок. Иными словами: я тоже так хочу.
Это я называю инструментальной завистью, такой, которая толкает не на тоску (ну, или не только на тоску =), а на дела, малые и великие.
Помню, мы с мамой (она тоже рисует) смотрели видеозапись процесса работы Андрияки. Мазок, пятно, ещё одно... о боже! Ягода! Виноград, он свеж, его недавно помыли, вот капелька воды, и у него слегка светится нутро с косточками. Мы так бурно не комментировали иные экшены и ужасы, как обсуждали это видео. И его работу со светом в объёме я потом пристально изучала и ещё буду изучать. И каждый-каждый день я просматриваю по несколько десятков работ самых знатных художников, рисующих в выбранной мной области. Обалдеваю знаниями: обалдеваю, потому что ещё очень многое нужно выучить.
И вот эти два момента я полагаю очень важными (и вижу, что не одинока). Первый: понимание разницы между "нравится/не нравится результат" и "как это интересно сделано! какой приём! какая проработка!", когда даже не привлекающие сюжетно работы служат топливом, задачей и указателем вперёд. Второй: когда ошеломление чужим мастерством толкает на деятельность, когда смиряешься с огромным разрывом и знаешь, твёрдо так знаешь: тебе туда.

Рулетка запускается!


13:10 

Девятое августа

Голландская рулетка
"В этом мире нет ничего, что ты не смог бы сделать".

Читая книги по рисунку и живописи, всегда замечаешь одну закономерность: рассказав о всяких хитростях и приемах, в конце авторы неизменно пишут: "Рисуйте каждый день, и чем больше времени вы будете тратить на рисование, тем лучше у вас будет получаться". Наверняка то же самое можно сказать и о других видах творчества. Помните расхожую цитату Томаса Эдисона о том, что гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов труда? Сам Эдисон, кстати, отличался феноменальным трудолюбием и работал по 16-19 часов в сутки. И это еще раз подтверждает тот факт, что чем больше времени и сил мы уделяем какому-то делу, тем лучше оно у нас будет получаться - даже если в начале казалось, что ничего путного из этого не выйдет. Сегодня я хочу поделиться с вами статьей на эту тему:

Правило 10000 часов
Откуда берутся выдающиеся достижения


Постоянный автор журнала New Yorker Малкольм Гладуэлл опубликовал прошлой осенью свою третью книгу. Как и две предыдущие («Озарение» и «Переломный момент»), она сразу вошла в список бестселлеров New York Times. Ажиотаж публики объясним: на этот раз Гладуэлл взялся доказать, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. Кому не понравится такая теория? Forbes публикует отрывки из книги Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», только что выпущенной на русском языке издательством «Альпина Бизнес Букс». Журнальный вариант.

То, что мы называем талантом, — результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Если белые вороны выигрывают благодаря особым возможностям, подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да.

читать дальше

Рулетка запускается!


09:34 

Восьмое августа

Голландская рулетка
«Есть на свете страна, где люди почти ничего не говорят. Жители этой странной страны должны сначала купить слова, потом проглотить их, как пилюлю, и только после этого произнести».

Иногда я завидую тому, с какой легкостью в детских книжках решается проблема слов. Их почти всегда — достаточно, и у них почти всегда — то значение, которое подходит в нужный момент. Так «ухо, дыня, сто двадцать пять» становятся заклинанием, превращающим в таксу, от «олух, пузырь, остаток, уловка» в тарелках появляется еда, а «вишня, пыль, стул» заменяют нежнейшее признание в любви.
Из книжек для людей постарше магия внезапных слов исчезает, и если там кто-то и говорит словами («нога — корень здоровья», «моя твоя не понимать»), то в основном смешные, дикие люди, которых не стоит принимать всерьез. Разве не становится самым страшным страх сказать неправильно?
Мы узнаем большие слова, сложные слова, мы учимся говорить правильно — но не теряется ли при этом что-то волшебное?
Искусство и магия — в простых первых словах на чужом языке, в простых первых словах на белом листе. Самый большой и простой подарок — подписанная открытка: «Я тебя люблю», «С днем рождения», «Выздоравливай», «Мне нравится твой рисунок». Самое важное говорится в немногих словах. Как и в детских книжках, самые простые слова оказываются самыми искренними. Слова, которые с чувством повторяются каждый день, не теряют своего волшебства. От пожелания «доброго утра» утро и правда может стать добрее. От похвалы и правда могут расправиться крылья за спиной. И разве не наполняют надеждой слова:

Рулетка запускается!


12:13 

Седьмое августа

Голландская рулетка
"Здравствуй тебе. Да, тебе. Ты читаешь это. Ты прекрасен".

С недавних пор вещи и явления стали делиться для меня на красивые и некрасивые. Вопросы удобства, полезности и прочего - уже позже. А впереди - красота, которая выражается не только во внешнем виде, но и в настрое и состоянии. Так вот, создание чего-то - это всегда красиво. Будь то кисть у мольберта или беременная женщина. Но стоя перед уличными художниками, я понимала, что любуюсь не только и не столько самим процессом создания, сколько тем, как личность творцов выражается в их манере письма.
Один художник - мастер редкого искусства рисования скребком - ни в коем разе не хотел торопить события. Он с расстановкой раскладывал материалы, наносил и соскабливал слои красок, а толпа наблюдателей, включая и меня, молча любовалась неспешностью его руки, проводящей линию. Другой художник - оригинал и спец по рисованию баллончиками (и при столь странном инструменте творчества не стоит недооценивать его мастерство и качество работ) - двигался так быстро и резко, что фотоаппарат просто физически не мог уловить его движений. А люди завороженно следили за дерганой экспрессией его жестов. Потому что в данный момент в них была определенная самобытная красота. Красота самовыражения. Не только создания, но и проявления себя самого, как ты есть, в том, что делаешь.
Я бы никогда не подумала, что такая дерганность может быть красивой. Но она ей была.
Я знаю людей, которые критикуют себя за особенности манеры письма или речи (рваность штрихов или особенность диалогов), когда порой эта манера и является их изюминкой, их чертой самовыражения, на которую и хочется смотреть. Которой и хочется любоваться. Винни-Пух мог бы сколь угодно ворчать на себя за косолапость и слабость к меду, но разве тогда мы испытывали бы столько умиления, глядя на него? И был бы он вообще без всего этого Винни-Пухом?.. Винни - пример крайний. Но как раз такие черты и складывают индивидуальность. Он очень гармоничен в своей манере думать и говорить. И разве поэтому можем мы назвать эти его черты - плохими?

Когда люди не перечеркивают себя - это красиво. Красиво, когда, не отвергая себя, они стремятся стать лучше. Красиво, когда в создаваемом проявляются не шаблоны, а они сами. Это очень, очень красиво... И за первым, и за вторым художником следили многие люди. Неспешность не была хуже или лучше дерганности штрихов. Потому что каждый из них был красив именно в своем самопроявлении.




смотреть еще

Рулетка запускается!


12:06 

Шестое августа

Голландская рулетка
"Сделай свою жизнь историей, которую стоит рассказать".

Кто-то сказал: "Нет большего удовольствия в жизни, чем преодоление собственных слабостей", - и я с ним согласна, честное слово. Хотя, наверное, большие удовольствия найти можно - например, купание в теплом море или кружка горячего кофе с пряностями в двадцатиградусный мороз, - но преодоление себя все равно остается одной из самых больших моих радостей. Победить свое "эго", свою лень, свои страхи и неуверенности, свою темную сторону - называйте как хотите, суть именно в том, что еще вчера, например, ты думал, будто сдохнешь, если пробежишь дополнительные 10 метров на беговой дорожке, а сегодня ты пробегаешь на 100 метров больше, и четко осознаешь, что это не предел твоей выносливости.

Конечно, когда я говорю об этом со студентами, я привожу примеры, имеющие отношение к творчеству, но со спортивными категориями получается как-то доходчивее всего. В самом начале, когда ты только приступаешь, - неважно к чему, на самом-то деле, к освоению основ фехтования или лепке тела своей мечты из собственного несовершенного тельца, - что в тебе происходит? С одной стороны, есть мечта, и она тебе манит. С другой стороны, полно неуверенности, страхов из разряда "А вдруг не выйдет?", "А я смогу?", "А что, если у меня ничего не получится?" И первые несколько раз действительно ничего не получается, и ты чувствуешь разочарование, усталость, злость по отношению к себе.

В том, что случилось, нет ничего удивительного: тело не тренировано, техники нет, с реакцией проблемы, пределы выносливости чуть выше нулевой отметки. И тут перед тобой обязательно встает выбор: сдаться и вернуться в прежнее состояние, которым ты недоволен, но к которому уже привык, или сцепить зубы и двигаться дальше. Потихоньку. Шаг за шагом. Добавляя на каждой тренировке лишний круг, добавочные метры, дополнительные минуты. Выше, сильнее, быстрее. Радуясь любому, даже самому крохотному прогрессу, который возникает - а он непременно возникнет, если только сделать тренировки регулярными. К чему приведет тебя этот путь, пока еще совершенно неясно, но только представь, как много маленьких радостей и поводов для гордости собой он таит!

читать дальше

Рулетка запускается!


10:00 

Пятое августа

Голландская рулетка
"Мне ужасно плохо, потому что ужасно хорошо". — Рэнт Коэн

Так получилось, что я с самого начала поняла, как мало в творчестве вдохновения. Чудовищно, катастрофически мало; творчество - это каторжный труд, и за каждый порыв вдохновения художник платит десятками часов непрерывной работы. Это начинаешь понимать, когда ты переходишь через рубеж нескольких сотен часов.
Когда ты пишешь идеальную строчку, и у тебя подрагивают пальцы от удовольствия. Когда после того, как ты бросаешь ручку на стол, а дышишь так, как будто пробежал несколько километров в гору, а не написал три предложения очередной миниатюры. Когда ты склеил крошечный макет, а тебе хочется встать на колени перед столом и разрыдаться, потому что так больно и так хорошо, будто вырвал что-то изнутри. Когда ты дошёл до экстаза в половину третьего ночи, с температурой под сорок переводя философскую лирику - и написал гениальное стихотворение, которое может родиться едва ли не один раз в жизни.

Вдохновение - это порыв. Порыв, а не кульминация. Вдохновение - это когда ты берёшь ручку. Пододвигаешь к тебе тетрадку. Проводишь пальцами по кистям. Ссыпаешь в подол бусины. Это - порыв, который может стать призывом к действию.
Но важно понимать, что этот выстрел может оказаться холостым.
А ещё - его может совсем не быть.
И тогда нужно просто брать и писать. Рисовать. Искать рифмы. Прокалывать пальцы иголкой, насаживая на нитку бусины.
То, что к тебе не пришло вдохновение, ничего не значит. Залогом твоего пробуждения является не звон будильника. Залог твоего пробуждения - это готовность твоего тела к бодрствованию.
Залогом творчества является не вдохновение. Залог творчества - это готовность постоянно работать, не задумываясь о том, придёт ли результат.
Кульминация творчества - это твоя неспособность больше удерживать это в себе.

Невозможно понять, когда ты подходишь к этой грани. Я знаю только одно - это приходит через сотни часов, через постоянный поиск, через отчаянье и злобу, через робкую надежду и судорожные попытки зафиксировать хотя бы часть своих находок. Это прибой, девятый вал, огромная приливная волна где-то в грудной клетке, и записывая что-то в тетрадь, нанося мазки, нажимая на кнопку спуска фотоаппарата, ты чувствуешь, как внутри тебя что-то с оглушительным грохотом сметает все, сдавливает грудь, сминает рёбра, шумит кровавой пеной в ушах, а в глазах темнеет, потому что не хватает кислорода - ты не можешь вздохнуть. Ты весь оказываешься на кончиках своих пальцев, вся твоя жизнь, вся твоя надежда, вся твоя боль и эйфория объединяются в одной точке, и ты утекаешь, уходишь умирать на бумагу через свои строчки, рифмы, мазки, стежки и штрихи. Это момент полного растворения, абсолютного счастья, невыносимой боли, катарсис, и ты готов на всё, лишь бы продлить его хотя бы на долю мгновения.
Это опустошение. Это счастье - отдать всё, что ты мог, вырвать из себя, переродиться фениксом во что-то новое.
Это когда ужасно плохо, потому что ужасно хорошо.

Всего секунду назад в тебе сходились все системы координат Вселенной, а сейчас ты снова просто человек. Всего секунду назад ты чувствовал, как целая Вселенная обнимает тебя своими горячими руками, прижимает как можно крепче, и, переоценив возможности человеческой психики, проникает внутрь, в каждую клеточку тела, ломает рёбра, сжимает сердце - а сейчас ты снова тут, и тебе хочется не то закурить, не то разрыдаться от пережитого - или представленного?
А потом ты понимаешь, что перед тобой лежит тетрадка с миниатюрой. Лист со стихом. Идеальный снимок мерцает на мониторе.
Всё получилось.

Рулетка запускается!


13:25 

Четвертое августа

Голландская рулетка
"Не задумывайся - делай".

Как и любого творческого человека, меня порой посещают сомнения в том, нужно ли кому-нибудь то, что я делаю. На днях, испытывая очередной приступ такой неуверенности, я решила попросить у дорогого мироздания какой-нибудь знак или даже небольшое чудо - просто чтобы мне стало легче. И что же?
Сначала я услышала потрясающе красивое пение, от которого захотелось улыбаться. Потом увидела золотые яблоки, которые так и намекали, что пора бы сделать августовское ожерелье или хотя бы варенье сварить. А потом пошла гулять по киевской Пейзажной аллее, которую вот уже несколько лет украшают скульптуры Константина Скретуцкого: кот-сороконожка, фонтан с влюбленными зебрами, сыр с маленькой мышью, Чеширский кот и Мартовский Заяц, а недавно к ним прибавились персонажи теневой экономики и благоденствия. Кстати, раньше на месте этой площадки был пустырь, но Скретуцкий решил превратить ее в место отдыха киевлян, и преуспел: теперь множество туристов фотографируется на фоне забавных скульптур, а мамы приводят туда детей. Совсем рядом с ней, на стене музыкальной школы, появились красочные рисунки-загадки, а чуть дальше - целая стена дома, расписанная сценками из жизни. Все это может прожить десятилетия, а может - всего лишь месяцы, но это не остановило авторов скульптур и рисунков. :)
Что касается меня, то я не знаю, что из созданного мной будет иметь значение спустя годы. Но я знаю, что здесь и сейчас я, разобрав посылки с материалами, тут же села за работу и собирала ожерелья восемь часов кряду. В конечном итоге, больше всего удовольствия я получаю от самого процесса.

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430054300432043304430441044204300_zpsa3943471.jpg

14:07 

Третье августа

Голландская рулетка
"Некоторые находят уют в том, чему не могут дать объяснения".

Чем больше я выучиваю моментов о технологии рисования, тем тоньше становится моё воодушевление. Да, чтобы рассматривать картинку просто как картинку, мне нынче приходится сперва отключить анализатор в голове. С другой стороны, мир этим же анализатором обогащается - обычный видимый мир. Рефлекс у дна белой чашки вызывает такой же восторг, как закат или радуга, и мысль о том, как, чем и на чём я бы могла эту чашку изобразить, добавляется в "букет".
"Магия" взаимодействия человека и изображения никуда не девается от меня. Мы общались с коллегой, я объясняла, как рисовала портрет, рассказывала о контрастах и направлении штриховки. И после она спросила: наверное, такое развёрнутое понимание технической стороны не оставляет места "магии". Оставляет, возразила я. Понятное дело, для меня рисование во многом — работа, труд. Я знаю, что чёткая линия здесь и ровный тон там создадут впечатление объёма: приём —> результат. Но вот в этом месте, "—>", как раз она и есть, живая и загадочная система закономерностей на уровне общения художника и зрителя через картинку. Система настолько сложная, что разобрать её по косточкам не получается, и чем детальнее представление о технической стороне, тем тоньше связи в этой системе. Я могу уже воспроизводить сложные тональные отношения в стремлении вызвать те или иные чувства, но рождение этих чувств во мне, в зрителе, в нашей с ним беседе — тут не знаю ничего, только ощущаю, как человек среди других людей.
Скажу так: для меня инструментальные навыки и богатство приёмов означают точность. Меткость передачи моих ощущений и желания породить похожие ощущения в зрителе. А движение сердца и мыслей — это тонкая и в то же время повседневная, вездесущая штука, которую техничность может обогатить, но уж никак не вытеснить.

Рулетка запускается!


08:35 

Второе августа

Голландская рулетка
"Люби себя таким, каков ты есть".

Сегодня у нас в гостях очень необычный мастер - Али. Во-первых, это один из основателей и постоянных авторов "Голландской рулетки", чьи посты вы можете видеть в сообществе каждую неделю. Во-вторых, Али - настоящий маленький джинн, творящий чудеса из чего угодно: акварельных красок, каменных бусин или же слов. Мы попросили ее рассказать, как удается совмещать активную творческую жизнь с семьей и работой, а еще - как найти вдохновение в каждом дне.

- Традиционная просьба: расскажи немного о себе.

Меня зовут Али, или Саша в миру. Мы с мужем, маленьким сынишкой и уже не маленьким котом живем на Кавказе, в небольшом южном городе, и вокруг тут сплошные горы, холмы, леса и прочие радости северо-кавказской природы. Я родилась здесь и так люблю эту землю, что и после окончания института не захотела уезжать, даже свою будущую квартиру мы выбирали с обязательным условием – чтобы из окна было видно гору Змейку. Думаю, это многое о нас говорит. ^^
У меня совершенно нетворческие профессии: я училась на экономиста и одновременно – на переводчика, потом работала несколько лет бухгалтером, сейчас счастливо отбываю срок ухода за ребенком и совершенно не скучаю по бумажно-циферной деятельности, потому что играть с сынишкой, гулять дважды в день и рисовать по ночам гораздо веселее. Я люблю слушать музыку, читать книги, бродить по холмам, встречаться с друзьями, потреблять килограммами сладости – в общем, вовсю получаю удовольствие от жизни. ^^

О влиянии кельтов на творчество, соавторстве и роли котов в живописи

Рулетка запускается!


@темы: интервью

08:24 

Первое августа

Голландская рулетка
"Воображение важнее знания".

На сайте газеты New York Times была рубрика «Сочинители о сочинительстве», в которой известные американские писатели рассуждали на литературные и окололитературные темы и делились опытом. Элмор Леонард, автор детективов, многие из которых были экранизированы, составил список советов для тех, кто хочет писать. Какие-то из этих советов относятся ко всему тексту в целом, какие-то касаются использования отдельных слов, часть, наверное, применима только в английском языке — но они все равно могут оказаться полезными. Самое главное правило — не пугаться, если не соответствуешь чьим-то чужим правилам.

«Мои правила помогают мне оставаться невидимым, когда пишу книгу, помогают показывать, а не пересказывать, что происходит в моей истории. Если вы легко пишете, если у вас богатый слог и звук вашего голоса завораживает вас, вы вряд ли захотите невидимости. Тогда вы можете и не прислушиваться к моим советам.

1. Не начинайте книгу с описания погоды.
Если описание нужно лишь для того, чтобы создать атмосферу, а не для того, чтобы показать, как реагирует на погоду персонаж, вряд ли кто-то захочет читать его. Читатель ищет в книге людей. Конечно, есть исключения. Если вы знаете больше способов описывать снег и лед, чем эскимос, вы можете нагнать столько погоды, сколько вам будет угодно.

2. Избегайте прологов.
Они раздражают, особенно прологи, которые следуют за введением, которое следует за предисловием. Правда, такие обычны скорее для нехудожественной литературы. Пролог в романе — это предыстория, и вы можете прервать ее где угодно.
читать дальше

Рулетка запускается!


12:40 

Тридцать первое июля

Голландская рулетка
"Делать то, что любишь - свобода. Любить то, что делаешь - счастье".

Недавно hloflo, владелица ЖЖ-чердака для чудаков и чудачеств, опубликовала в своем журнале список краткосрочных программ обучения по различным направлениям. Причем список из проверенных сессий и семинаров, которые проходили и рекомендовали ее читатели. Многие из курсов и мастер-классов касаются творчества в чистом виде (музыка, фотография, рисование, писательское мастерство, готовка, хэнд-мэйд), а остальные могут очень помочь тем, кто занимается нестандартными видами творчества (програмирование для создания своего сайта, иностранные языки, образовательные онлайн-порталы).
Список до того хорош, что мы с радостью делимся им с вами!

"По итогами недавней нетворкинг-пати собрала в один каталог рекомендованные вами краткосрочные программы обучения - очные и дистанционные, платные и бесплатные курсы, тренинги, мастер-классы, семинары, сессии, на которых можно получить новые умения, навыки, познакомиться с профессионалами своего дела, пополнить свое портфолио.

Арт, хендмейд:
Школа креатива - занятия по правополушарному рисованию
Открой в себе художника - живопись с нуля для каждого, мастер-классы в Санкт-Петербурге, Харькове, Киеве, Москве, Варшаве, Симферополе
Aqq-project - мастер-классы по живописи
Кружок скорого рисунка - открытые практики, мастер-классы по рисованию
Мастер-классы по акварели
Мастер-классы по рисованию маркерами
Крафтсоюз - десятки мастер-классов в различных крафт-техниках
Артефакториум - мастер-классы по ювелирному мастерству
Мастер-классы в сфере гальваноделания
Онлайн-курсы по шитью мишек тедди от Светланы Гуменниковой
Мастер-классы по работе со стеклом - Татьяна Андрияшина
Занятия по плетению индейских мандал - Анна Фенина

читать дальше

Рулетка запускается!


12:10 

Тридцатое июля

Голландская рулетка
"Жизнь слишком коротка, чтобы быть кем-то, кем ты не хочешь быть".

Вы все, наверное, знаете притчу о мудром шамане, который, услышав, что некто жалуется на усталость от жизни, спросил его: "Когда ты перестал танцевать? Когда ты перестал петь? Когда истории перестали тебя увлекать и завораживать? Когда приятная тишина перестала быть для тебя комфортной?"

Мне кажется, что ни в чем мы не отказываем себе так легко, как в танцах. Выдумываем, что нам необходимы особые условия, обстановка, повод, в конце концов, - и только тогда мы начнем танцевать. Но на самом деле нам ничего для этого не нужно, кроме желания! Нам даже не нужна компания, если только мы не идем на дискотеку или на занятия в клуб сальсы. Только желание. Ну, и еще немного музыки. Хотя и это необязательно - потому что всегда можно найти ту мелодию, которая звучит у нас внутри.

Я почти всегда танцую во время уборки - моя швабра говорит, что у меня отлично получается. Я склонна ей верить. И я по-прежнему люблю подпевать любимым исполнителям, а у моих любимых исполнителей обычно весьма сложные вокальные партии, но меня это ничуть не смущает. Их, видимо, тоже.

Еще во время своей работы в детском театре я открыла для себя удивительный мир танцевального тренинга, контактной импровизации и дэнс-терапии, и сейчас не упускаю возможности использовать кое-что из этого в работе со студентами. Вы не представляете, как мучаются некоторые из них в начале работы, как тяжело дается им каждое движение, с какой радостью хватаются они за предложение закрыть глаза во время одиночных упражнений. И я по-настоящему горжусь ими, когда они преодолевают свои страхи - ведь что такое наши физические зажимы и скованность движений как не проявление наших страхов и неуверенности? - и начинают двигаться свободнее, проявляя себя и не заботясь о том, как выглядят со стороны.

Помимо физической нагрузки, столь необходимой нашему телу, танец приносит настоящее удовольствие и освобождение - мы избавляемся от переполняющих нас эмоций, выплескиваем напряжение и даже находим ответы на вопросы, мучающие наши бедные загруженные мозги. Если вы много времени проводите за компьютером или другой сидячей работой, пятиминутная танцевальная разминка может стать отличной передышкой и наполнит вас энергией для следующего этапа работы.

Одни из моих любимых упражнений: "Вытанцевать свою эмоцию", "Станцевать свое отношение к миру", "Выразить в танце свою мечту", "Я - как я вижу себя", "Я - как меня видят другие" (последнее, конечно, в одиночку выполнить сложно, тут нужна группа, но для выполнения всех остальных вам вполне достаточно самого себя).

Жизнь слишком коротка, чтобы не проявлять себя любыми доступными нам способами, слишком сложна, чтобы позволять этой сложности брать над нами верх, и слишком похожа на танец, чтобы разрешать себе не быть частью этого танца...

Рулетка запускается!


12:37 

Двадцать девятое июля

Голландская рулетка
«Мне нравится эта книга».

Наверное, каждый из нас встречался с книгой, которая восхищала не только тем, как тонко была написана – но и тем, насколько точно и верно она подошла именно нам. Каждый из нас, вернув такую книгу на полку, испытывал сожаление, что она уже закончилась, что продолжения не будет никогда – и как же хотелось взять в руки карандаш и запечатлеть её на бумаге, или взять фотоаппарат и искать эти лица и образы на улицах, или записать свои ощущения в дневник!
А может быть, кому-то хотелось дописать эту историю? Или написать свой вариант событий? Или создать альтернативную концовку?

«Голландская Рулетка» - это тоже книга. Несмотря на то, что пишут её всего несколько авторов, мы знаем, что кому-то из вас наверняка хотелось бы рассказать с её страниц о чём-то важном, больном и любимом, радостном или выстраданном годами опыта и тренировок. Мы часто получаем письма от читателей, которые хотят поделиться с другими игроками своими мыслями или какими-то интересными материалами. Если вам когда-нибудь хотелось стать модератором Голландской Рулетки, то теперь у вас есть такая возможность.

С этого момента в сообществе вводятся Читательские недели. Они будут регулярными: вы можете присылать свои посты на u-mail Рулетки, когда угодно, а как только у нас накопится 7 подходящих текстов, мы их опубликуем.

Прямо сейчас Рулетка объявляет набор постов для Читательской Недели, которая пройдёт 12-18 августа. Мы ждем ваши записи на u-mail до 8 августа. Если кто-то из ваших друзей не пользуется Diary, но хотел бы поучаствовать в Неделе Читателей, он может прислать свой текст ВКонтакте через функцию «Предложить новость».
Лучшие посты мы опубликуем, указав имя автора. Будет отлично, если вы подберете к своему тексту картинку с аффирмацией, но если нет – ничего страшного, мы найдем ее сами. И не стесняйтесь, пожалуйста! Мы будем рады каждому письму.

Рулетка запускается!


11:13 

Двадцать восьмое июля

Голландская рулетка
"Я не изменился, я просто нашел себя".

Мне очень понравилась статья жж-юзера hloflo (Валентина Габышева) "Взгляд на профориентацию сквозь призму миссии":
"Ответ на вопросы "кто ты такой" - тот еще квест. Как его пройти? Путь с весьма сомнительной перспективой - рассматривать предназначение с профориентационной точки зрения или с позиций социальных ролей. Когда предназначение (миссия) = занятие/профессия/любимое дело. Идя по этому пути, мы мечтаем найти идеально подходящую нам профессию/позицию/роль, которая должна нам помочь самореализоваться, раскрыть все наши таланты и способности да еще и денег принести. Такие попытки решить вопрос с предназначением, привязавшись к понятной системе координат, к реестру профессий или ролей, редко удаются. Почему? Потому что, к сожалению, нет предназначения "врач", "мать", "писатель", "жена", "юрист", "педагог", "циркач", "психолог" и т.п.
Конечно, идеально было бы, если бы это самое предназначение вписывалось в привычные социальные схемы. Как игрушка-сортер, в которой для каждой фигурки есть своя ниша. Тогда бы у нас было все очень здОрово: врачу - больница, рабочему - фабрика, парикмахеру - салон красоты, жене - мужа. И никаких головных болей, экзистенциальных вопросов - паззл сложился, все нашли себя!
Я очень долго и глубоко копала в этом направлении. И вот что я накопала: предназначение (миссия) - это не существительное, а глагол. Базовая функция, которую человек назначен выполнять. Она совсем не поэтична - похожа на выдержки из учебника физики: что-то вроде "оживлять то, что замерло", "придавать структуру/форму тому, что не имеет структуры/формы", "сохранять в нетронутом состоянии", "восстанавливать то, чему причинен ущерб", "делать стабильное нестабильным" и наоборот, "трансформировать до нового качества", "ориентировать, направлять", "катализировать процессы" и т.п.
А дальше?

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430028438044E043B044F0_zpsf282d5e8.jpg

10:10 

Двадцать седьмое июля

Голландская рулетка
"Твори великий вздор".

Иногда я делаю белиберду. Никто её не увидит (кроме, иногда, ближайших друзей), я никому о ней не расскажу, иначе это не белиберда, а информационный повод для сообщения, хвастовства или истории. Нет, это истинно великая собачья чушь, я считаю. И она активно участвует в творческом процессе, как участвует в росте кабачков перегной из, возможно, кожиц прежних кабачков. Осколки мыслей, спонтанные выборы, мелкие несуразицы и наброски, лишённые эстетической составляющей и даже смысла.
Творить чепуху — и просто, и трудно. Взять карандаш (ручку, кисть, просто оттопырить палец) и нарисовать полностью бессмысленный (и обязательно беспощадный, а то как же?) каракуль (да, именно его) — прежде надо хорошо расслабиться и перестать думать.
В среду у меня была ученица. Моя хорошая знакомая с общей работы решилась начать рисовать и пришла на свой первый урок. Она рисовала прибой, шумно разбивающийся о скалы, где на высоком уступе чудом цепляется за камни дерево. Мы начали с наброска. "Что за бардак?" — подумала серьёзная часть меня, "восхитительная свобода линий!" — возразило правое полушарие. Мы договорились. Прибой получился прекрасен именно потому что начался с полной несуразицы, приправленной моими познаниями в академичке и тонировании. В важности первоначала я уверена целиком, я видела восторг создания линий в глазах художника.
Я пою оду белиберде и вздору, бессмыслице и ерунде. Для меня это такая же важная часть рисования, как дисциплина, ничегонеделание, игра, труд или любовь. Как и все эти дела, чушь и глупости должны знать своё место и применяться по возможности мудро. Рацион человека не может долго состоять из одних кабачков, но и без них было бы скучно.
Кстати, вы едите кабачки?

Рулетка запускается!


09:27 

Двадцать шестое июля

Голландская рулетка
"Каждый день - начало чего-то хорошего".

У многих моих знакомых художников (и у меня самой, конечно, в том числе) в столе хранится небольшая коробка (а то и вовсе выделен целый ящик), в которой копятся вещи родом прямо из шкафа Пеппилотты ДлинныйЧулок - вырезки из журналов, старые фотографии времен пленочных фотоаппаратов, красивые картинки, наклейки, открытки, счастливые автобусные билеты, засушенные цветы, записки и еще множество совершенно ненужных, но таких дорогих сердцу мелочей. Хотя почему сразу ненужных? У всего этого вороха бумажек есть одна невидимая, но все же важная цель - воскрешать хорошие воспоминания и дарить положительные эмоции. У меня в такой коллекции есть билет с самого первого концерта любимой группы, на котором я побывала; вырезанный из журнала десятилетней давности портрет мужского Идеала - Дункана МакКлауда из клана МакКлаудов; из счастливых билетиков можно попробовать скрутить новый, целиком счастливый билетный рулон, а засушенные четырехлистники клевера вообще должны при правильном использовании приносить удачу мешками. Но пока все это лежит в дальнем углу ящика, оно совершенно бесполезно.
Хотите, я расскажу вам, что можно сделать со всем этим сокровищем?
Самый простой и эффективный способ - это артбукинг; создание творческой книги. Ничего сложного в этом нет - возьмите блокнот с плотной обложкой и хорошей прошивкой и... делайте с ним, что вам в голову взбредет! Разбрызгайте по страницам краску, испишите ее вдоль и поперек любимыми стихами, а потом поверх всего этого клеем или двухсторонним скотчем вклеивайте ваши сокровища. Можно купить фотоальбом с магнитными страницами и разместить все накопленное добро там - в порядке или беспорядке, как вам захочется. Можно наклеить все на плотные листы картона, а потом с помощью колец для скрапбукинга соединить их между собой. А потом, когда захочется поднять себе настроение или получить небольшую дозу вдохновения - артбук к вашим услугам, удобный и красивый.
В заключение хочу показать вам несколько полезных ссылок о создании таких творческих книг:

- статьи из сообщества art-expiration о создании и оформлении творческих тетрадей
- альбом "Идеи для скетчбуков" на Пинтересте
- пост Екатерины Нигматулиной про ее французскую книгу путешествий
- альбом Ивонн Молин, в который она вклеивает разные рисунки, фотографии, этикетки и бумажки - в общем, красивости каждого дня

Рулетка запускается!


12:26 

Двадцать пятое июля

Голландская рулетка
"Ты сильнее, чем думаешь".

Я давно хотела рассказать об одной технике, с которой познакомилась когда-то на занятиях по йоге, а сейчас активно использую ее в работе со своими студентами и на мастер-классах. Собственно, с нее начинаю каждый свой тренинг. Можете включить ее в комплекс упражнений, если вы делаете по утрам зарядку. Если нет - может, стоит начать? Техника хорошо работает также, если вы много времени проводите перед компьютером или за другой работой в сидячем положении, - и вам нужно устроить себе небольшой перерыв и быстро восстановить силы. Она активизирует работу мозга и является превосходной настройкой на любую творческую деятельность. Кроме того, после выполнения этой техники вы открываете в себе не только второе дыхание, но и получаете доступ к самым глубоко спрятанным резервам души. Она отлично помогает справиться не только с вялостью, усталостью, но и с настоящим отчаянием и творческим бессилием.

Вам понадобится не менее 10-15 минут времени и место, где никто не побеспокоит вас в течение этих 10 минут. Исходное положение: стоя, с руками, опущенными вдоль тела, ногами, расставленными на ширине плеч, и закрытыми глазами. Ваши ладони должны быть развернуты наружу и немного отведены от туловища. Прежде всего вы закрываете глаза и делаете десять глубоких вдохов и выдохов, успокаивая свое сознание. Затем начинаете представлять, что с неба на вас льется густой поток золотистого цвета. Это энергия Солнца, и вы можете представлять ее в виде потока меда или расплавленного золота или воздуха, в котором танцуют золотистые искорки - ваше воображение само предоставит нужную визуализацию.

Медленно поднимайте руки вверх, отводя их от тела. Почувствуйте, как этот поток обнимает вас. Ощутите покалывание на кончиках пальцев и тепло, которое окутывает тело. И только после этого приступайте к главной части упражнения - самомассажу.

читать дальше

Рулетка запускается!


12:34 

Двадцать четвертое июля

Голландская рулетка
"Чем упорнее ты работаешь, тем удачливей ты становишься".

Бывает так, что хорошую мысль в тексте портят мелкие недочеты речи. Особенно - штампы и избитые выражения. В сегодняшнем посте мне хотелось бы поделиться с вами статьей о предельно конкретных способах, как можно превратить штампы в гладкую и выразительную речь.

Три способа избавиться от штампов

"На этой неделе мне довелось прочитать несколько работ начинающих авторов, и во всех текстах резала глаза одна и та же ошибка. Проблема многих новичков - банальности. Когда текст целиком состоит из избитых высказываний, штампов, вроде «глаза голубые, как небо», «царит пьянящая свобода», «лила слезы», «озарила светом мою жизнь» и т.д., первый порыв читающего — отложить книгу в сторону и никогда к ней не возвращаться. А, между тем, исправить этот недочет не так уж сложно. Если запустить штампы в волшебную машинку под названием «переделка», на выходе можно получить выразительные и оригинальные высказывания.

Давайте попробуем проработать эту проблему на примере следующих штампов:
— воин в сияющих доспехах
— глаза серые, будто осеннее небо
— солнце потихоньку опускалось за горизонт
— откуда-то из темноты выплыла зловещая черная фигура

Для переработки воспользуемся следующими способами:

1. РАСШИРЯЕМ

Иногда достаточно расширить избитое выражение, дополнить, чтобы оно приобрело новое звучание.
— воин в сияющих, дамасской стали, доспехах
— глаза серые будто осеннее небо на излете дня
— солнце уставшим странником потихоньку опускалось за горизонт
— откуда-то из холодной, как волны ночного океана, темноты кораблем-призраком выплыла зловещая черная фигура

читать дальше

Рулетка запускается!


12:03 

Двадцать третье июля

Голландская рулетка
"Каждая минута - это возможность".

Признаюсь честно - мне очень страшно начинать. Первая репетиция спектакля, первые строчки текста, первое занятие с новыми студентами, - все это требует от меня настоящего мужества. Мне кажется, что уж на этот-то раз я точно облажаюсь, и все увидят, что на самом деле я не знаю и не умею делать того, что делаю. Или им будет неинтересно. Или я что-нибудь забуду. Сделаю не так. Вариантов множество, один забавнее другого! Интересно, что если это не самое "первое", а просто первое на этой неделе, к примеру, - ощущения сходны, просто послабее.

Есть и более простые и менее интересные дела, которые мне тоже непросто начинать, вроде телефонного звонка, письма, оформления документов, переговоров или еще чего-то подобного. Единственное условие: все это должно произойти впервые. Не сам по себе телефонный звонок, а звонок человеку, от которого что-то зависит, с которым нужно договориться о чем-то, и так далее. Мне сложно представить, что я становлюсь инициатором возникновения неких явлений или отношений, еще минуту назад не существовавших в природе.

Я называю это "синдром первого шага". Но его можно также окрестить "синдромом последней минуты", потому что есть вещи, которые все равно необходимо сделать, независимо от того, насколько долго ты оттягиваешь их начало. И тогда тебе ничего другого не остается, кроме как становиться мастером написания длинных текстов за одну короткую ночь, например, - потому что волшебное слово "дедлайн" уже висит над тобой подобно дамоклову мечу.

Вам знакомы эти ощущения? Если да, как вы с ними справляетесь? Боретесь? Преодолеваете? Или позволяете "синдрому первого шага" взять над вами верх?

читать дальше

Рулетка запускается!


главная