Голландская рулетка: творчество ради жизни

12:10 

Тридцатое июля

Голландская рулетка
"Жизнь слишком коротка, чтобы быть кем-то, кем ты не хочешь быть".

Вы все, наверное, знаете притчу о мудром шамане, который, услышав, что некто жалуется на усталость от жизни, спросил его: "Когда ты перестал танцевать? Когда ты перестал петь? Когда истории перестали тебя увлекать и завораживать? Когда приятная тишина перестала быть для тебя комфортной?"

Мне кажется, что ни в чем мы не отказываем себе так легко, как в танцах. Выдумываем, что нам необходимы особые условия, обстановка, повод, в конце концов, - и только тогда мы начнем танцевать. Но на самом деле нам ничего для этого не нужно, кроме желания! Нам даже не нужна компания, если только мы не идем на дискотеку или на занятия в клуб сальсы. Только желание. Ну, и еще немного музыки. Хотя и это необязательно - потому что всегда можно найти ту мелодию, которая звучит у нас внутри.

Я почти всегда танцую во время уборки - моя швабра говорит, что у меня отлично получается. Я склонна ей верить. И я по-прежнему люблю подпевать любимым исполнителям, а у моих любимых исполнителей обычно весьма сложные вокальные партии, но меня это ничуть не смущает. Их, видимо, тоже.

Еще во время своей работы в детском театре я открыла для себя удивительный мир танцевального тренинга, контактной импровизации и дэнс-терапии, и сейчас не упускаю возможности использовать кое-что из этого в работе со студентами. Вы не представляете, как мучаются некоторые из них в начале работы, как тяжело дается им каждое движение, с какой радостью хватаются они за предложение закрыть глаза во время одиночных упражнений. И я по-настоящему горжусь ими, когда они преодолевают свои страхи - ведь что такое наши физические зажимы и скованность движений как не проявление наших страхов и неуверенности? - и начинают двигаться свободнее, проявляя себя и не заботясь о том, как выглядят со стороны.

Помимо физической нагрузки, столь необходимой нашему телу, танец приносит настоящее удовольствие и освобождение - мы избавляемся от переполняющих нас эмоций, выплескиваем напряжение и даже находим ответы на вопросы, мучающие наши бедные загруженные мозги. Если вы много времени проводите за компьютером или другой сидячей работой, пятиминутная танцевальная разминка может стать отличной передышкой и наполнит вас энергией для следующего этапа работы.

Одни из моих любимых упражнений: "Вытанцевать свою эмоцию", "Станцевать свое отношение к миру", "Выразить в танце свою мечту", "Я - как я вижу себя", "Я - как меня видят другие" (последнее, конечно, в одиночку выполнить сложно, тут нужна группа, но для выполнения всех остальных вам вполне достаточно самого себя).

Жизнь слишком коротка, чтобы не проявлять себя любыми доступными нам способами, слишком сложна, чтобы позволять этой сложности брать над нами верх, и слишком похожа на танец, чтобы разрешать себе не быть частью этого танца...

Рулетка запускается!


12:37 

Двадцать девятое июля

Голландская рулетка
«Мне нравится эта книга».

Наверное, каждый из нас встречался с книгой, которая восхищала не только тем, как тонко была написана – но и тем, насколько точно и верно она подошла именно нам. Каждый из нас, вернув такую книгу на полку, испытывал сожаление, что она уже закончилась, что продолжения не будет никогда – и как же хотелось взять в руки карандаш и запечатлеть её на бумаге, или взять фотоаппарат и искать эти лица и образы на улицах, или записать свои ощущения в дневник!
А может быть, кому-то хотелось дописать эту историю? Или написать свой вариант событий? Или создать альтернативную концовку?

«Голландская Рулетка» - это тоже книга. Несмотря на то, что пишут её всего несколько авторов, мы знаем, что кому-то из вас наверняка хотелось бы рассказать с её страниц о чём-то важном, больном и любимом, радостном или выстраданном годами опыта и тренировок. Мы часто получаем письма от читателей, которые хотят поделиться с другими игроками своими мыслями или какими-то интересными материалами. Если вам когда-нибудь хотелось стать модератором Голландской Рулетки, то теперь у вас есть такая возможность.

С этого момента в сообществе вводятся Читательские недели. Они будут регулярными: вы можете присылать свои посты на u-mail Рулетки, когда угодно, а как только у нас накопится 7 подходящих текстов, мы их опубликуем.

Прямо сейчас Рулетка объявляет набор постов для Читательской Недели, которая пройдёт 12-18 августа. Мы ждем ваши записи на u-mail до 8 августа. Если кто-то из ваших друзей не пользуется Diary, но хотел бы поучаствовать в Неделе Читателей, он может прислать свой текст ВКонтакте через функцию «Предложить новость».
Лучшие посты мы опубликуем, указав имя автора. Будет отлично, если вы подберете к своему тексту картинку с аффирмацией, но если нет – ничего страшного, мы найдем ее сами. И не стесняйтесь, пожалуйста! Мы будем рады каждому письму.

Рулетка запускается!


11:13 

Двадцать восьмое июля

Голландская рулетка
"Я не изменился, я просто нашел себя".

Мне очень понравилась статья жж-юзера hloflo (Валентина Габышева) "Взгляд на профориентацию сквозь призму миссии":
"Ответ на вопросы "кто ты такой" - тот еще квест. Как его пройти? Путь с весьма сомнительной перспективой - рассматривать предназначение с профориентационной точки зрения или с позиций социальных ролей. Когда предназначение (миссия) = занятие/профессия/любимое дело. Идя по этому пути, мы мечтаем найти идеально подходящую нам профессию/позицию/роль, которая должна нам помочь самореализоваться, раскрыть все наши таланты и способности да еще и денег принести. Такие попытки решить вопрос с предназначением, привязавшись к понятной системе координат, к реестру профессий или ролей, редко удаются. Почему? Потому что, к сожалению, нет предназначения "врач", "мать", "писатель", "жена", "юрист", "педагог", "циркач", "психолог" и т.п.
Конечно, идеально было бы, если бы это самое предназначение вписывалось в привычные социальные схемы. Как игрушка-сортер, в которой для каждой фигурки есть своя ниша. Тогда бы у нас было все очень здОрово: врачу - больница, рабочему - фабрика, парикмахеру - салон красоты, жене - мужа. И никаких головных болей, экзистенциальных вопросов - паззл сложился, все нашли себя!
Я очень долго и глубоко копала в этом направлении. И вот что я накопала: предназначение (миссия) - это не существительное, а глагол. Базовая функция, которую человек назначен выполнять. Она совсем не поэтична - похожа на выдержки из учебника физики: что-то вроде "оживлять то, что замерло", "придавать структуру/форму тому, что не имеет структуры/формы", "сохранять в нетронутом состоянии", "восстанавливать то, чему причинен ущерб", "делать стабильное нестабильным" и наоборот, "трансформировать до нового качества", "ориентировать, направлять", "катализировать процессы" и т.п.
А дальше?

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430028438044E043B044F0_zpsf282d5e8.jpg

10:10 

Двадцать седьмое июля

Голландская рулетка
"Твори великий вздор".

Иногда я делаю белиберду. Никто её не увидит (кроме, иногда, ближайших друзей), я никому о ней не расскажу, иначе это не белиберда, а информационный повод для сообщения, хвастовства или истории. Нет, это истинно великая собачья чушь, я считаю. И она активно участвует в творческом процессе, как участвует в росте кабачков перегной из, возможно, кожиц прежних кабачков. Осколки мыслей, спонтанные выборы, мелкие несуразицы и наброски, лишённые эстетической составляющей и даже смысла.
Творить чепуху — и просто, и трудно. Взять карандаш (ручку, кисть, просто оттопырить палец) и нарисовать полностью бессмысленный (и обязательно беспощадный, а то как же?) каракуль (да, именно его) — прежде надо хорошо расслабиться и перестать думать.
В среду у меня была ученица. Моя хорошая знакомая с общей работы решилась начать рисовать и пришла на свой первый урок. Она рисовала прибой, шумно разбивающийся о скалы, где на высоком уступе чудом цепляется за камни дерево. Мы начали с наброска. "Что за бардак?" — подумала серьёзная часть меня, "восхитительная свобода линий!" — возразило правое полушарие. Мы договорились. Прибой получился прекрасен именно потому что начался с полной несуразицы, приправленной моими познаниями в академичке и тонировании. В важности первоначала я уверена целиком, я видела восторг создания линий в глазах художника.
Я пою оду белиберде и вздору, бессмыслице и ерунде. Для меня это такая же важная часть рисования, как дисциплина, ничегонеделание, игра, труд или любовь. Как и все эти дела, чушь и глупости должны знать своё место и применяться по возможности мудро. Рацион человека не может долго состоять из одних кабачков, но и без них было бы скучно.
Кстати, вы едите кабачки?

Рулетка запускается!


09:27 

Двадцать шестое июля

Голландская рулетка
"Каждый день - начало чего-то хорошего".

У многих моих знакомых художников (и у меня самой, конечно, в том числе) в столе хранится небольшая коробка (а то и вовсе выделен целый ящик), в которой копятся вещи родом прямо из шкафа Пеппилотты ДлинныйЧулок - вырезки из журналов, старые фотографии времен пленочных фотоаппаратов, красивые картинки, наклейки, открытки, счастливые автобусные билеты, засушенные цветы, записки и еще множество совершенно ненужных, но таких дорогих сердцу мелочей. Хотя почему сразу ненужных? У всего этого вороха бумажек есть одна невидимая, но все же важная цель - воскрешать хорошие воспоминания и дарить положительные эмоции. У меня в такой коллекции есть билет с самого первого концерта любимой группы, на котором я побывала; вырезанный из журнала десятилетней давности портрет мужского Идеала - Дункана МакКлауда из клана МакКлаудов; из счастливых билетиков можно попробовать скрутить новый, целиком счастливый билетный рулон, а засушенные четырехлистники клевера вообще должны при правильном использовании приносить удачу мешками. Но пока все это лежит в дальнем углу ящика, оно совершенно бесполезно.
Хотите, я расскажу вам, что можно сделать со всем этим сокровищем?
Самый простой и эффективный способ - это артбукинг; создание творческой книги. Ничего сложного в этом нет - возьмите блокнот с плотной обложкой и хорошей прошивкой и... делайте с ним, что вам в голову взбредет! Разбрызгайте по страницам краску, испишите ее вдоль и поперек любимыми стихами, а потом поверх всего этого клеем или двухсторонним скотчем вклеивайте ваши сокровища. Можно купить фотоальбом с магнитными страницами и разместить все накопленное добро там - в порядке или беспорядке, как вам захочется. Можно наклеить все на плотные листы картона, а потом с помощью колец для скрапбукинга соединить их между собой. А потом, когда захочется поднять себе настроение или получить небольшую дозу вдохновения - артбук к вашим услугам, удобный и красивый.
В заключение хочу показать вам несколько полезных ссылок о создании таких творческих книг:

- статьи из сообщества art-expiration о создании и оформлении творческих тетрадей
- альбом "Идеи для скетчбуков" на Пинтересте
- пост Екатерины Нигматулиной про ее французскую книгу путешествий
- альбом Ивонн Молин, в который она вклеивает разные рисунки, фотографии, этикетки и бумажки - в общем, красивости каждого дня

Рулетка запускается!


12:26 

Двадцать пятое июля

Голландская рулетка
"Ты сильнее, чем думаешь".

Я давно хотела рассказать об одной технике, с которой познакомилась когда-то на занятиях по йоге, а сейчас активно использую ее в работе со своими студентами и на мастер-классах. Собственно, с нее начинаю каждый свой тренинг. Можете включить ее в комплекс упражнений, если вы делаете по утрам зарядку. Если нет - может, стоит начать? Техника хорошо работает также, если вы много времени проводите перед компьютером или за другой работой в сидячем положении, - и вам нужно устроить себе небольшой перерыв и быстро восстановить силы. Она активизирует работу мозга и является превосходной настройкой на любую творческую деятельность. Кроме того, после выполнения этой техники вы открываете в себе не только второе дыхание, но и получаете доступ к самым глубоко спрятанным резервам души. Она отлично помогает справиться не только с вялостью, усталостью, но и с настоящим отчаянием и творческим бессилием.

Вам понадобится не менее 10-15 минут времени и место, где никто не побеспокоит вас в течение этих 10 минут. Исходное положение: стоя, с руками, опущенными вдоль тела, ногами, расставленными на ширине плеч, и закрытыми глазами. Ваши ладони должны быть развернуты наружу и немного отведены от туловища. Прежде всего вы закрываете глаза и делаете десять глубоких вдохов и выдохов, успокаивая свое сознание. Затем начинаете представлять, что с неба на вас льется густой поток золотистого цвета. Это энергия Солнца, и вы можете представлять ее в виде потока меда или расплавленного золота или воздуха, в котором танцуют золотистые искорки - ваше воображение само предоставит нужную визуализацию.

Медленно поднимайте руки вверх, отводя их от тела. Почувствуйте, как этот поток обнимает вас. Ощутите покалывание на кончиках пальцев и тепло, которое окутывает тело. И только после этого приступайте к главной части упражнения - самомассажу.

читать дальше

Рулетка запускается!


12:34 

Двадцать четвертое июля

Голландская рулетка
"Чем упорнее ты работаешь, тем удачливей ты становишься".

Бывает так, что хорошую мысль в тексте портят мелкие недочеты речи. Особенно - штампы и избитые выражения. В сегодняшнем посте мне хотелось бы поделиться с вами статьей о предельно конкретных способах, как можно превратить штампы в гладкую и выразительную речь.

Три способа избавиться от штампов

"На этой неделе мне довелось прочитать несколько работ начинающих авторов, и во всех текстах резала глаза одна и та же ошибка. Проблема многих новичков - банальности. Когда текст целиком состоит из избитых высказываний, штампов, вроде «глаза голубые, как небо», «царит пьянящая свобода», «лила слезы», «озарила светом мою жизнь» и т.д., первый порыв читающего — отложить книгу в сторону и никогда к ней не возвращаться. А, между тем, исправить этот недочет не так уж сложно. Если запустить штампы в волшебную машинку под названием «переделка», на выходе можно получить выразительные и оригинальные высказывания.

Давайте попробуем проработать эту проблему на примере следующих штампов:
— воин в сияющих доспехах
— глаза серые, будто осеннее небо
— солнце потихоньку опускалось за горизонт
— откуда-то из темноты выплыла зловещая черная фигура

Для переработки воспользуемся следующими способами:

1. РАСШИРЯЕМ

Иногда достаточно расширить избитое выражение, дополнить, чтобы оно приобрело новое звучание.
— воин в сияющих, дамасской стали, доспехах
— глаза серые будто осеннее небо на излете дня
— солнце уставшим странником потихоньку опускалось за горизонт
— откуда-то из холодной, как волны ночного океана, темноты кораблем-призраком выплыла зловещая черная фигура

читать дальше

Рулетка запускается!


12:03 

Двадцать третье июля

Голландская рулетка
"Каждая минута - это возможность".

Признаюсь честно - мне очень страшно начинать. Первая репетиция спектакля, первые строчки текста, первое занятие с новыми студентами, - все это требует от меня настоящего мужества. Мне кажется, что уж на этот-то раз я точно облажаюсь, и все увидят, что на самом деле я не знаю и не умею делать того, что делаю. Или им будет неинтересно. Или я что-нибудь забуду. Сделаю не так. Вариантов множество, один забавнее другого! Интересно, что если это не самое "первое", а просто первое на этой неделе, к примеру, - ощущения сходны, просто послабее.

Есть и более простые и менее интересные дела, которые мне тоже непросто начинать, вроде телефонного звонка, письма, оформления документов, переговоров или еще чего-то подобного. Единственное условие: все это должно произойти впервые. Не сам по себе телефонный звонок, а звонок человеку, от которого что-то зависит, с которым нужно договориться о чем-то, и так далее. Мне сложно представить, что я становлюсь инициатором возникновения неких явлений или отношений, еще минуту назад не существовавших в природе.

Я называю это "синдром первого шага". Но его можно также окрестить "синдромом последней минуты", потому что есть вещи, которые все равно необходимо сделать, независимо от того, насколько долго ты оттягиваешь их начало. И тогда тебе ничего другого не остается, кроме как становиться мастером написания длинных текстов за одну короткую ночь, например, - потому что волшебное слово "дедлайн" уже висит над тобой подобно дамоклову мечу.

Вам знакомы эти ощущения? Если да, как вы с ними справляетесь? Боретесь? Преодолеваете? Или позволяете "синдрому первого шага" взять над вами верх?

читать дальше

Рулетка запускается!


12:12 

Двадцать второе июля

Голландская рулетка
"50 способов сделать перерыв".

Все мы, вне зависимости от того, какую цель преследуем - освоить флейту или акварель, найти идеальный узор для стихопледа, открыть свою кондитерскую или стать лучшим в своей профессии - занимаемся творчеством. Наверное, именно поэтому, что мы стали воспринимать своё творчество по-настоящему серьёзно, как своё призвание, пропал игровой момент, присущий созданию чего-то нового, а ощущение лёгкости и вдохновения приходит только после долгой, серьёзной работы. Наверное, подобное ощущение можно истолковать двояко: с одной стороны, чувствуешь законную гордость от того, что ты смог научиться относиться к своим произведениям и делам так ответственно, а с другой - лёгкую грусть, ведь без этого ощущения полёта любое творчество в какой-то момент может стать постылым, а жизнь придётся заглатывать, как остывшую овсянку.
Это чувство посещало и меня. Дело в том, что всё моё творчество - литература и архитектура - в какой-то момент стали моей профессией и моим глубочайшим увлечением. Повседневные занятия ими (зарисовки и утренние страницы, да ещё и шесть дней в Архитектурном, где таких же вдохновенных товарищей вроде меня оказалось совсем немного) в какой-то момент притупили ощущение от того, без чего моя жизнь не имела смысла, и едва не превратили призвание в постылую обязанность вроде утомительных курсовых или уборки кровати. Почувствовав, что мои любимые занятия превратились в нечто среднее между тугим ожерельем повседневных обязанностей и ритуальным кинжалом у горла, я забила тревогу и начала искать выход. Со вторым пунктом получилось довольно просто - великолепный преподаватель (и не менее великолепный архитектор) смог показать мне, что архитектура - это диалог двух вдохновлённых людей, и главное, что нужно сделать - научиться разговаривать, что у меня с трудом, но получается.) А вот с литературой оказалось гораздо сложнее. Но и тут получилось найти неплохой выход.
Я решила разнообразить свои повседневные занятия творческими делами, которые не только вернут ощущение полёта и желание творить дальше, но и помогут превратить эту ужасную овсянку повседневности в ароматное чудо с орехами и ломтиками тыквы. Я поставила перед собой всего одно условие: каждый день делать хоть что-нибудь, что я смогу назвать творчеством. И получилось совсем как в книге "Бог, Солнце и Художник": "Смысл игры в том, чтобы каждый день создавать что-то новое, чего до тебя не было. На что фантазии хватит! Можно написать картину или стихотворение, выпилить полочку, испечь пирог, сложить бумажного журавлика… На худой конец родить ребенка или создать новый мир".
Когда мои идеи начали иссякать, я стала искать интересные дела повсюду, записывая их в блокнот с творческими планами...

Пишет Комета.:
Каждый день я вытягиваю интересное творческое задание из своей волшебной коробки и выполняю его.
И каждый день должна написать туда новое задание.
Задания типа отправь пять открыток, нарисуй карту любимого места, любимое дерево или притащи листик с улицы и т.п.
Штука интересная, а главное помогает бороться с моей творческой ленью. Вот так у меня выглядят задачки.


1. Сходите прогуляйтесь и зарисуйте или перепишите все, что найдете у дороги.
2. Напишите письмо себе в будущее.
3. Купите что-нибудь недорогое, что символизирует вашу потребность творить (новую ручку, чашку, крупноформатную тетрадь). Пользуйтесь этим каждый день.
4. Нарисуйте свой обед.
5. Найдите стихотворение, на которое у вас все в душе отзывается, перепишите и вклейте в тетрадь.
Список

Ваши идеи и предложения для списка повседневного творчества - в комментарии!

Рулетка запускается!

14

12:53 

Двадцать первое июля

Голландская рулетка
"Когда был последний раз, когда ты делал что-то впервые?"

В сегодняшней Рулетке хочу поделиться с вами очаровательным роликом :)



Мне кажется, что, вырастая, мы перестаем делать многие вещи из-за того, что "люди подумают" о нас плохо. Например, в дождь закрыть зонт, снять обувь и пройтись по лужам босиком, а то и потанцевать под ливнем. Или петь на улице, прямо на ходу. Или танцевать в более-менее людном месте - в парке, на пляже - если там нет дискотеки. Или запускать воздушных змеев.
Когда-то мне казалась смешной шутка про то, что кто-то хочет, чтобы у него родился сын - тогда можно будет наконец-то купить радиоуправляемый вертолет. А сейчас я думаю, что если уж так хочется вертолет, то почему бы его себе не купить? Если всегда хотелось играть на гитаре, то зачем отдавать ребенка в музыкальную школу, если можно просто взять пару уроков у специалиста, а то и найти тысячу обучающих роликов на YouTube? Ужасно грустно смотреть, как люди запрещают себе делать то, что по-настоящему приносит им счастье, на одном хлипком основании - "возраст уже не тот". По-моему, вышеупомянутый возраст как раз позже догоняет людей, которые разрешают себе жить полной жизнью и не соотносить свои поступки с какими-то выдуманными правилами :)

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430020438044E043B044F0_zps680b05d6.jpg

10:17 

Двадцатое июля

Голландская рулетка
"Чему ты научился сегодня?"

Имея сильный мотив двигаться вперёд (собираюсь не просто быть художником, но и работать им), я стараюсь каждую картинку делать так, чтобы узнать в процессе что-то новое. Ну, хотя бы через одну.
Чем больше учусь, тем больше вижу вопросов, полей для исследования и тем меньше знаю — просто потому что число областей знания всё увеличивается. И вот есть картинки-вехи, где я нашла ответы на несколько вопросов. О самой поздней из таких я расскажу подробно.
"Паломничество"

Эта иллюстрация началась как упражнение...
На этом всё. Я надеюсь, что мои соображения наведут вас на собственные интересные мысли и помогут по-новому взглянуть на ваши задачи. В этом и заключается смысл: показать что-то другое, одолжить ненадолго свой взгляд и опыт. Спасибо вам за внимание!

Рулетка запускается!


10:15 

Девятнадцатое июля

Голландская рулетка
"Продолжай мечтать".

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Воплощением этой фразы является чудесная девушка _Solweig_, которая удачно сочетает в своей жизни сразу несколько творческих путей - изготовление украшений, поэзию, фотографию и выступления в уличном театре. Естественно, мы не удержались от того, чтобы расспросить ее, как она это делает. Вот что Сольвейг нам рассказала.

- Классический для начала интервью вопрос: расскажи немного о себе.

Я родилась и выросла в Смоленске, много путешествую еще со школьных лет. Очень люблю свой город и стараюсь принимать участие в его жизни.
У меня самое "прозаическое" экономическое образование и красный диплом, и все же я постепенно расстаюсь со своей первой профессией. Параллельно с работой я несколько лет назад начала учиться фотографировать, потом появились украшения, и постепенно мастерская и фотография стали занимать все больше места - и времени - в моей жизни.
Так что вопрос о том, как сделать творчество настоящей профессией и работой - тот, который я решаю для себя как раз сейчас.

О "Детях Солнца", сезонах творчества и уличном театре

Рулетка запускается!


@темы: интервью

10:50 

Восемнадцатое июля

Голландская рулетка
"Путь есть всегда".

Михай Чиксентмихайи так говорит о том, что такое состояние потока:

читать дальше

Давайте остановимся на последней фразе: И только состояния потока являются вспышками интенсивной жизни на фоне скучного существования. Это легко представить, верно? Вот я пишу стихи - и я в состоянии потока, а вот я мою посуду - и перехожу в фазу скучного существования. Леплю из глины - не замечаю времени, не ощущаю ни жары, ни голода - так увлечен процессом и сосредоточен на нем без остатка, а вот я подбираю материалы к курсовой работе, предмет которой мне не слишком интересен, и время мое тянется, словно резиновое, мысли блуждают незнамо где, а любой отвлекающий фактор принимается с радостью и благодарностью.

Я очень четко, очень хорошо ощущаю, когда нахожусь в потоке, а когда выпадаю из него. По интенсивности работы мозга, количеству идей в минуту, быстроте реакций и верности принимаемых решений. По "выпадению" из времени и реальности, обострению интуиции и покалыванию в кончиках пальцев. По массе других ощущений, возможно, слишком индивидуальных, а, возможно, типичных для всех, кто испытывал подобное. Так или иначе, состояние "в потоке" слишком сильно отличается от состояния "вне".

В какой-то момент, задумавшись над этим, я поняла, что хочу быть в потоке всегда, в любой момент своей жизни. Раньше мне представлялся правильным подход: два в одном. Мне казалось, что так я экономлю время: руки, например, чистят картошку, а голова обдумывает планы по захвату мира. Но на самом деле вместо того, чтобы глубоко нырять в один процесс, я поверхностно плавала в двух сразу - и в итоге не получала удовлетворения ни от одного.

И речь тут не только о сосредоточенности. Речь об отношении. О мотивации. О том, что всегда можно и нужно ставить цель и понимать, ради чего, для чего ты делаешь то, что делаешь, - и тогда в творческий процесс превращается любое, самое скучное, самое далекое от творчества занятие. По-другому организуется - о, нет, не само по себе, конечно, ты сам организуешь его по-другому, - время. Стремясь к осознанности и сосредоточенности на процессе, ты направляешь душевные силы на сам процесс, и возможностей на переживания по его поводу, на оценивание себя в нем, у тебя уже просто не остается.

Мне очень помогают списки. Не то чтобы планирование - график у меня свободный, рабочий день ненормированный, - поэтому я не всегда, ложась спать, держу в голове свое точное расписание на завтра: "9.00 - там-то, 10.30 - то-то". Но список дел я обязательно составляю и стараюсь его придерживаться. Пункт "отправить письмо" в нем соседствует с пунктом "написать сценарий", "сделать выписку из протокола" с "перенизать бусы", а "позвонить такому-то" с "посмотреть фильм" - и, казалось бы, все это совершенно разные вещи. Но в какой-то момент я пришла к выводу, что нет, не разные. Потом, в будущем, когда придет время для оценочных суждений, разумеется, все они разделятся на "важные", "неважные", "судьбоносные" и "проходные". Но не во время их совершения. В это время только осознанность, сосредоточенность, поиск решения, использование навыков и полное погружение в ситуацию.

Самое замечательное состояние изо всех возможных, честное слово! И ничего общего со скучным существованием...

Рулетка запускается!


13:43 

Семнадцатое июля

Голландская рулетка
"Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него".

Кто сказал, что для творчества нужны только определенные материалы, а без них ничего не выйдет?
В сегодняшней Рулетке мне хотелось бы поделиться с вами немного грустным, но чудесным мультфильмом про человека, у которого было очень мало возможностей для творчества, но был творческий родник внутри.



Рулетка запускается!


09:35 

Шестнадцатое июля

Голландская рулетка
"Тебе нужно делать это для самого себя".

На сайте Белая скрижаль выложен список ошибок начинающих писателей. Наверное, ошибок этих можно насчитать и больше, но мне список этот показался интересным и затрагивающим самые распространенные причины, из-за которых многие произведения так и остаются всего лишь смутными идеями в наших головах. Хотя некоторые утверждения, изложенные в этой статье, не бесспорны, тут есть над чем поразмыслить.

Ошибки начинающих писателей

Если вы думаете, что великими писателями рождаются, то вы ошибаетесь. Написание художественных, публицистических и прочих произведений — это большой труд. Особенно больших усилий требуют первые пробы пера. Это период ошибок начинающих писателей. Они еще только начинают овладевать своим даром, поэтому неизбежны некоторые огрехи.

Через ошибки начинающих писателей проходили все когда-либо творившие и творящие ныне сочинители. Ничего страшного в этом нет. Самое главное — выработать правильное отношение к этому. Никогда не ругайте себя и не критикуйте. Помните, что ошибки у начинающих писателей неизбежны. Это своего рода период обучения, пройдя который, вы набираетесь опыта и мастерства. Учитесь вовремя замечать собственные ошибки и делать правильные выводы. Тогда вы не потеряете интерес к сочинительству и сможете развиваться дальше.

В этой статье мы рассмотрим пять основных ошибок начинающего писателя. Сразу договоримся, что начинающим писателем мы будем считать того, кто чувствует неудержимую тягу к сочинительству, но пока не может писать так, как хочет.

читать дальше

Рулетка запускается!


08:55 

Пятнадцатое июля

Голландская рулетка
"Пора нам всем решить, кто мы".

В сегодняшней Рулетке хочу поделиться с вами отличным постом ЖЖ-юзера chingizid:
"Знаменитую фразу Бойса "Каждый человек - художник" обычно употребляют, вырвав из контекста. От этого может возникнуть представление, будто речь шла о потенциальных художественных талантах каждого - типа только краски да скрипку в руки дай, и понесется.
На самом деле, штука в том, что Бойс, будучи не только художником-шаманом, но и политиком-романтиком, обычно говорил о вкладе каждого человека в формирование нового общества.
И при этом (справедливо) полагал искусством все происходящее.
То есть, вообще все.
Итак.
Каждый человек художник, хочет он того или нет, просто по факту существования. Так или иначе, а свою лепту в общую симфонию действительно вносит каждый.
И хотя бы уже поэтому следует стараться, чтобы любой жест был вдохновенным и осмысленным. Вообще всякий, включая утреннюю дойку, поездку на городском транспорте, чистку картошки и смену постельного белья. Потому что быть вялым, унылым, бездарным художником, чья фальшь вечно портит песню - прискорбная судьба, врагу такой не пожелаешь".

Когда я рассказываю о Рулетке своим друзьям и знакомым, то порой слышу (даже от очень талантливых людей): "ооо, ну каждый день играть в Рулетку - к этому я не готов, я же не каждый день пишу/рисую...". Но суть Рулетки ведь не в материально зафиксированных результатах творчества, а в том, чтобы каждый день помнить: творчество - это вся жизнь вообще, любой ее час, любое действие, если проживаешь его со смыслом. Нельзя измерить и сравнить вдохновение, с которым рисуется картина или варится борщ для всей семьи, и ничто из этого не лучше и не хуже другого. Я считаю, что любое действие - это штришок в полотне мироздания, и мне бы хотелось, чтобы мои штрихи были красивыми. А вам?

Рулетка запускается!

 photo tumblr_mpsm12LOA21qzr04eo1_500_zps51bfca02.jpg

22:27 

Четырнадцатое июля

Голландская рулетка
"Не попробуешь - не узнаешь".

Забавная штука: когда только начинаешь учиться вокалу, кажется, что все не получается и не получится (высокие ноты, удерживание одной ноты, чистое пение в унисон, умение долго держать звук...). Я вам скажу: получится. Но для этого иногда работает такой финт: усложнить себе задачу. Например, песню, которую надо спеть на два голоса, спеть сразу на три. Или петь гаммы, доходя до самых высоких нот и опускаясь до самых низких, главное - не смотреть на клавиатуру при этом, а продолжать петь, не задумываясь и концентрируясь не на высоте звука, а на правильном дыхании. А потом, когда закончил, посмотреть все-таки на ноты - и поразиться тому, что три октавы были пройдены целиком без всяких затруднений. После этого петь в "удобных" полутора октавах - раз плюнуть :) В пении это работает еще и потому, что связки хорошенько разогреваются, но это применимо и для других видов творчества.
Если не получается движение в танце - можно ввести его в комбинацию, и тогда тело проанализирует, что из чего получается, какие мышцы задействованы, и, возможно, сделает его само без дополнительных усилий. После приготовления сложного торта с четырьмя видами крема и двумя - теста не страшны никакие блюда. Тщательное изучение анатомии, допустим, рук и плечевого пояса позволит потом набрасывать очертания мускулистого персонажа в майке-алкоголичке за пять минут, совершенно не думая, правильно ли расположен локоть.
Попробуйте усложнить задачу - и то, что раньше казалось непреодолимым, выйдет само собой.

Рулетка запускается!

 photo 4400443043B04350442043A0430014438044E043B044F0_zps11625488.jpg

09:02 

Тринадцатое июля

Голландская рулетка
"Продолжай штриховать" — это моё генеральное правило для случаев, когда рисунок не получается. Обычно у меня нет проблем с набросками (сбор идей, фиксирование случайных мыслей, комбинирование увиденного и всё такое — мы здесь рассказывали о таких приёмах накопительства), а чаще — с проработкой до финального состояния. На уровне задумки я всегда и всё воображаю в лучшем виде и потому сразу понятно, если не получается. Недостаточно навыка, невнимательно продумана форма, плохое настроение — бывают разные причины. И со временем я убедилась, что продолжать штриховать — гораздо эффективнее, чем бросить, попытаться переделать с нуля или самое "прекрасное": подождать, пока навыка наберётся побольше.
Как будто вот сидишь ты над чистым листом и навык так и набирается.
Я немного рассказывала про похожий приём: позволить себе дурно нарисовать несколько первых за присест работ. Этакая добыча руды: отвалил пустую породу и затем пошёл набирать из открывшейся жилы. Тут то же самое, только в одной работе. Обычно ведь можно что-то исправить или откорректировать на поздних этапах. Главное и очевидное: если не продолжить штриховать сейчас, поздних этапов для этого рисунка попросту не случится.

Рулетка запускается!


12:27 

Двенадцатое июля

Голландская рулетка
"Доброта бесплатна."

На страницах нашей Рулетки мы часто писали о том, что творческим людям жизненно необходим отзыв на их творчество, приводили множество причин, почему он так важен, и т.д. Но иногда бывает так, что люди и рады бы оставить какую-то обратную связь, но не знают, как это правильно сделать. Недавно мне попалось в сети руководство по комментированию фанфиков от ЖЖ-юзера maeglinyedi, и я хочу поделиться с вами переводом этого руководства. Мне кажется, все, что в нем сказано, имеет отношение к любому виду творчества, будь это написание фанфиков, живопись, музыка, выпечка тортиков или фотография. Надеюсь, что вы найдете для себя много полезного и впоследствии не будете смущаться, оставляя кому-то отзывы на их работы.

"Обратная связь (фидбэк) играет большую роль для различных фэндомов. Но, к сожалению, есть много неправильных представлений о фидбэке, которые удерживают читателя от отдачи обратной связи автору. Давайте кое-что проясним:

- Любому автору нужна обратная связь, неважно, новичок ли он, или широко известен в фэндоме.
- Не имеет значения, вывесил ли автор маленький набросок или эпическую поэму: как только он опубликовал текст в сети, он захочет увидеть отзывы о нем.
- Фидбэк - это не обязательно шестистраничное эссе. Его размер может варьироваться от однострочного отзыва до стольких пунктов, сколько вы захотите написать.
- Авторам нравится получать отзывы любого вида: и короткие вроде "Мне понравилась ваша история", и длинные подробные отзывы.
- Нет ничего более обескураживающего для автора, чем получить мало (или вообще не получить) отзывов на размещенную им историю. Новичков это подавляет так, что они вообще перестают писать.

Эта статья описывает три шага к предоставленибю фидбэка с добавочным четвертым шагом "как правильно критиковать", что вы, к слову, вовсе не обязаны делать, если не хотите. Кроме того, эта статья содержит FAQ по фидбэку и дополнительные советы для рецензентов и авторов.
Оставлять фидбэк - по многим причинам далеко не самая простая вещь в мире. Три шага, описанные в этой статье, помогут тебе, читатель, стать отличным рецензентом для тех историй, которые тебе по-настоящему понравились.
Мой личный ключ в решении вопроса "оставлять обратную связь или нет?" достаточно прост: если я дочитал до конца, значит, получил удовольствие, и эта история заслуживает отдачи. Потому что, если бы мне не понравилось, я бы не дочитал. Нет необходимости читать все подряд фанфики, лишь бы оставить комментарий - мы все индивидуалы со своими вкусами и предпочтениями. Но если вы дочитали до конца и получили от текста удовольствие, то у вас нет оправдания того, что вы не поделились с автором своими эмоциями, особенно сейчас, с появлением автоматизированных соцсетей и блогов, где, чтобы оставить фидбэк, достаточно написать пару слов и/или нажать одну кнопку.

Как правильно писать отзывы?

Рулетка запускается!


11:28 

Одиннадцатое июля

Голландская рулетка
"Я думаю, все в жизни - это искусство. То, что ты делаешь. Как ты одеваешься. Как ты любишь кого-то, и то, как ты разговариваешь. Твоя улыбка и твоя индивидуальность. То, во что ты веришь, и все твои мечты. То, как ты пьешь чай. Как ты украшаешь свой дом. Или вечеринку. Твой список покупок. Еда, которую ты готовишь. То, как ты пишешь. И то, как ты чувствуешь. Жизнь - это искусство".

В актерском тренинге существует масса упражнений, направленных на развитие воображения и поиск нестандартных путей развития ситуации. Например, придумывание новых способов использования какого-либо предмета. Предмет при этом берется самый обычный, из тех, что легко найти в учебной аудитории (или в кармане преподавателя). Связка ключей, предположим. Карандаш. Керамическая кружка. Что, казалось бы, можно придумать с ними особенного? Можно, и еще как! Во время одного "сеанса" этого упражнения-игры называются десятки вариантов, один интереснее, а часто и парадоксальнее другого.

Или всем известная игра в ассоциации. Ты говоришь: "ворона", я говорю: "небо", следующий участник говорит: "самолет", и так дальше, по цепочке. Актерский тренинг эту игру усложняет. Во-первых, каждый участник повторяет всю цепочку слов, названных до него, и только после этого произносит собственную ассоциацию, а во-вторых, когда цепочка в десяток-полтора слов собрана, начинается следующий этап, суть которого в придумывании, сочинении на ходу истории, в каждой фразе которой фигурировало бы одно из слов нашей цепочки. Другой разновидностью игры в ассоциации является упражнение "Метафоры" - когда участники моментально описывают образы, появившиеся на их "внутреннем экране" в ответ на названное слово. Ну, и еще один вариант, сугубо специфический: реакция на названное слово находит свое мгновенное отображение в пластике, движении, мимике, голосе актера.

"Смотреть и видеть". "Смотреть" в театральной терминологии - глагол пассивный, действие неволевое, в то время как "видеть" - совсем наоборот. Одно дело просто смотреть на предмет, на ту же чашку или брошку, другое - видеть предмет, внимательно изучая мельчайшие его детали, запоминая их и тут же давая волю своему воображению, придумывая истории о происхождении предмета и его судьбе. Не имеет значения, что истории эти ничего общего с реальностью не имеют - мы ведь тренируем воображение, а не учимся ясновидению. Леонардо да Винчи советовал своим ученикам-художникам разглядывать пятна и трещины на стене, в которых, по утверждению великого художника, можно увидеть битвы и разные фигуры. Важная деталь, которая помогает актерам сосредоточиться на процессе и отпустить на волю свою фантазию - постановка задачи. Зачем я разглядываю это окно? С какой целью? Я хочу его нарисовать? Или я - узник, и ищу способы выхода на волю из тюрьмы? А, может, я был слеп, и вот только сегодня утром прозрел, и это окно - первое, что вижу в своей жизни?

читать дальше

Рулетка запускается!


главная