Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:03 

Тридцатое июня

Голландская рулетка
"Ты не можешь купить счастье, но ты можешь купить мороженое. В некотором роде это одно и то же".

Мы немало времени проводим, сравнивая себя, результаты своих трудов, свои достижения и победы с тем, что происходит в жизни других. Это вечная тема, ей посвящены сотни книг и лекций, все духовные учителя человечества в один голос твердят о полной бесполезности и огромном вреде таких сравнений - но мы все равно упорствуем так или иначе. Особенно хорошо это получается в той области, которая касается творчества, хотя здесь-то критерии оценки довольно расплывчаты. Недавно я слышала, как одна девушка заявила: "Фильм "Великий Гэтсби" - гораздо хуже, чем "Джанго освобожденный", - в то время как для меня, например, является совершенно очевидным, что не стоит сравнивать между собой произведения, выполненные в разных жанрах, да если уж на то пошло, и двумя такими непохожими между собой мастерами.

Но мы все равно продолжаем тратить энергию и силы на сравнения - приходя к выводу, что мы-то, разумеется, хуже, и наша история пути куда тяжелее и безнадежнее, нежели у других. Недавно я нашла в Сети интересные размышления на эту тему и хочу сегодня поделиться ими.

Байрон Кейти, американский лектор, автор книг, посвященных самоисследованию, много лет провела в депрессии и ненависти к себе прежде чем нашла свой собственный путь. Теперь она делится личным опытом с другими - теми, кто готов примерить его на себя. В этом нет ничего необычного, верно? Нам внушают уверенность истории именно тех учителей, которые сами вытащили себя из трясины невзгод, болезней и уныния. В числе прочего Байрон предлагает четко разделять происходящее на "мое", "ваше" и "божье" - вот этот момент показался мне по-настоящему интересным.

"Я вижу только три вида дел во вселенной: мои, ваши и Божьи. (Для меня слово «Бог» означает «реальность». Реальность – это Бог, потому что правит она. Все, что вне моего контроля, вашего контроля и вообще чьего-либо контроля, я называю Божьими делами.)

Большая часть нашего стресса – результат того, что мы мысленно занимаемся чужими делами. Когда я думаю: "Ты должен найти работу, я хочу, чтобы ты был счастлив, ты должен приходить вовремя, ты должен больше заниматься собой", - я занимаюсь твоими делами. Когда меня беспокоят землетрясения, наводнения, война или срок моей смерти, я занимаюсь Божьими делами. Если я мысленно занимаюсь вашими или Божьими делами, результат один – разделение.читать дальше

Рулетка начинается!


11:36 

Двадцать девятое июня

Голландская рулетка
"Нам нравится создавать".

Надумав менять профессию (c аналитика на концепт-художника) и прикинув, сколько времени я должна посвящать учёбе, поняла, что придётся учиться в основном самостоятельно. Курсы — это прекрасно, но у меня есть основная работа (в том числе, по выходным дням), следовательно я не смогу ходить на курсы постоянно. И теперь, когда план устоялся и работает, я хочу поделиться принципами, которые использую в самостоятельной учёбе.
1. Всегда знать, зачем я это делаю. Как только острое желание работать именно художником и именно в игровой сфере оформилось, оно стало очень хорошим мотивом. Я тружусь каждый день, не взирая на свою ужасную лень, острую любовь к развлечениям, прогулкам и всё тем же играм (в неделю игровых часов набегает около 10). Когда действительно чего-то хочется, найдёшь и час, и два, и пять на то, чтобы приблизить себя к заветному.
2. Чередовать.
3. Не бояться: банальностей, скучных работ, копирования и повторов.
4. Делать много и изучать много.
5. Смотреть, как трудятся другие.
6. Искать, где трудно. Самое простое правило: насмотревшись работ могучих коллег по избранному цеху, начинаешь видеть свои многочисленные ошибки. Всегда (я уверена, что у всех и всегда) есть вещи, которые получаются хорошо почти сразу. Но тех, что не получаются, их куда-а больше. Поэтому, продолжая ограничивать, сужать поле своей деятельности (чтобы повысить эффективность именно в выбранном виде рисования), я оставляю место для прогулок вокруг, в те области, где не умею практически ничего. Так, крайние две недели рисую исключительно людей, ни к ящерицам, ни к медведям не имеющих прямого отношения. Я знаю, что это умение потом позволит мне сделать и ящерицу, и медведя эмоционально и по-человечески богатыми, более интересными людям, а значит: точнее, интереснее, качественнее. Ради этого стоит постараться.

Рулетка запускается!


14:10 

Двадцать восьмое июня

Голландская рулетка
"Никогда не отпускай свои мечты."

Сегодня я хочу поделиться с вами переводом статьи из артбука одной из моих любимых художниц Селины Фенеч (Selina Fenech). Это небольшая зарисовка на тему, как тренировать вдохновение художникам, но я думаю, что она подойдет любому творческому человеку, который не хочет останавливаться на достигнутом и упускать идеи, которые поставляет ему подсознание. Итак, вот что она пишет:

"Есть ли какой-то вопрос, который часто задают художникам, и на который сами художники не любят отвечать?
Есть. Это вопрос:"Откуда вы черпаете свое вдохновение?"

Это самый распространенный вопрос, как если бы у тебя спросили: "Где ты взяла это платье?", или как будто от тебя ждут, что ты можешь посоветовать несколько адресов магазинов, куда можно пойти и купить немножко вдохновения.
Когда я занята или не в настроении, то мой обычный ответ: "Мое воображение". Что, в общем-то, правда, хотя это и достаточно упрощенный ответ.
Иногда я начинаю болтать про природу, книги или сказки. Иногда я говорю о других художниках. Иногда говорю, что я четко распланировала рисунок и тщательно продумала прорисовку каждого элемента. Иногда я говорю, что нужно просто начать работать, и идеи придут сами. Иногда говорю, что я черпаю вдохновение в моих снах.
И на самом деле все это - правда.
Вопрос о том, откуда я черпаю вдохновение, сбивает меня с толку...

Рулетка запускается!


09:28 

Двадцать седьмое июня

Голландская рулетка
"Хватай, что можешь, и пойдём".

На курсах рисования преподаватель сказала мне мимоходом, что близорукие лучше в живописи. Не то чтобы я искала положительные моменты в плохом зрении (к этому времени я уже нашла парочку, признаться), а вот любопытно стало.
Оказалось — скорее правда. Только "лучше в живописи" — это следствие, а смысл в том, что близорукость позволяет видеть наиболее крупные пятна, а также и наиболее крупные ошибки в композиции. То, чего люди с хорошим зрением добиваются, щурясь или отходя подальше, уменьшая изображение на экране или прикрывая один глаз, близорукий может получить, сняв очки. Картинка утрачивает мелкие штрихи и можно рассмотреть, что вот тут в ровной тонировке линии сгустились, образовав "провал", а здесь передний план сливается с задним из-за близости тона, недостаточно разделённого контрастами.
Воспитав терпение, я очень полюбила детали. Однако, когда работаешь с ними внутри пятна заднего плана, нужно быть особенно точным: чтобы они не вылезли вперёд, разница между тонами должна быть маленькой. Поработала внутри — сними очки, проверь. Надень. Продолжай.
Есть какой-то момент после принятия решения быть художником, когда я стала замечать: всё больше особенностей, черт характера и навыков (из других областей тоже) становятся инструментами рисования. Я разгрузила правую руку, на работе держа мышку под левой, проявляю врождённое занудство, чтобы доводить рисунки до конца, и недавно заметила, что даже коллеги стали больше разговаривать со мной о портретах и пейзажах и предлагать мне фотографии из путешествий, хотя наша работа далека от вопроса.
Мораль проста, как пятиминутный набросок (тоже ведь полезное упражнение): если чего-то очень хочется, что-то нравится и вызывает интерес, постепенно втягиваешь в дело всё, что у тебя имеется.

Рулетка запускается!


02:41 

Двадцать шестое июня

Голландская рулетка
"Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое".

У меня никогда не получалось рисовать придуманные домики. Но нахлынуло, накатило - я села на ступени храма и стала зарисовывать домики напротив. На этот раз не придуманные, а живые, дышащие прохладой и историей. Примыкающие друг к другу каменистыми боками, как примыкают европейские дома. И, только рисуя линии тонким фломастером, заметила, что они выглядят странно - вопреки здравому смыслу, окна у разных домиков тоже находятся на разных уровнях. Еще раз взглянула на натуру, проверила - да, все верно. Более того, многие из них имеют разные размеры и частоту в рядах, что еще добавляет им индивидуальности. Но как?.. Я же столько рассматривала их с разных сторон! А такого важного раньше не замечала.
Мне снова начинает казаться, что, помимо всего прочего, творчество дает нам шанс ощутить необъятное. Потрогать линиями, словами то, до чего не дотягиваются руки, даже если встанешь на цыпочки. И то, до чего, возможно, еще не может дотянуться душа - ведь как часто мы вписываем в образы те черты, к которым стремимся сами. В которых видим красоту. И до чего же замечательно, что такой способ стать чуточку выше для нас все-таки возможен...

Рулетка запускается!


08:04 

Двадцать пятое июня

Голландская рулетка
"Между тем как одни герои романа были убеждены в том, что время терпит, а другие полагали, что время не ждёт, время шло обычным своим порядком". - Ильф и Петров

Сегодня я хочу рассказать об одном удивительном писателе, которого наверняка знает каждый из нас – об Илье Ильфе. Возможно, в одиночестве его фамилия воспринимается немного непривычно, ведь мы привыкли к тому, что на его книгах обычно написано «Ильф и Петров».
Все знают их потрясающие, остроумные, до самых мельчайших деталей продуманные книги – «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» и, конечно же, ставшая легендарной «Одноэтажная Америка». Каждое из этих произведений не просто является шедевром мировой литературы, но и прекрасным образцом, по которому можно организовывать свою «писательскую кухню».
Вот как описывал её в своих воспоминаниях Евгений Петров.

«…Мне хотелось бы написать несколько строк о записных книжках Ильфа, оставшихся нам после его смерти.
– Обязательно записывайте, – часто говорил он мне, – все проходит, все забывается. Я понимаю – записывать не хочется. Хочется глазеть, а не записывать. Но тогда нужно заставить себя.
Очень часто ему не удавалось заставить себя сделать это, и его очередная записная книжечка не вынималась из кармана по целым месяцам. Потом надевался другой пиджак, и когда нужно было записать что-нибудь, книжечки не было.
– Худо, худо, – говорил Ильф, – обязательно надо записывать.
Дочитать

Рулетка запускается!


13:38 

Двадцать четвертое июня

Голландская рулетка
"Заблудись в природе, и ты найдешь себя".

Я спрашиваю своих студентов: "Что у вас болит по-настоящему?", имея в виду вовсе не физическую боль. И если они честно признаются, что ничего у них по-настоящему не болит, я в ответ так же честно говорю, что в профессии им пока делать нечего.

У каждого художника есть своя тема - что-то, о чем он говорит всю жизнь, во всех своих фильмах-книгах-картинах. Иногда это не одна тема, разумеется. Чаще всего не одна. Но это только на первый взгляд. Пресловутые "красной нитью через все творчество N проходит..." и "главный месседж его произведения заключается в..." - не просто обороты речи, присущие искусствоведам.

Должна, должна быть главная тема, то, о чем вы хотите говорить с миром, выбирая для этого разные языки и формы. Что-то, что очень важно, слишком важно для вас, о чем вы не можете молчать - и вас не останавливает осознание того факта, что, возможно, другие художники неоднократно высказывались на эту тему. Что нового вы можете предложить?

Свой, особенный взгляд. Необычный ракурс. Оригинальную трактовку. Уникальную интерпретацию. Новый штрих в многокрасочной картине мира. Что-то, что отличает вас от остальных художников и соответствует только вашей истинной природе.

На поиски собственного языка могут уйти годы, но истоки этого пути - всегда в глубинах сердца. Научиться слушать его и чутко следовать его велениям - вот то, с чего начинается любой художник. То, с чего начинается любой из нас...

Рулетка начинается!


11:29 

Двадцать третье июня

Голландская рулетка
"Кто может, тот делает, кто не может, тот критикует". - Чак Паланик

С 2008 года я пишу несколько циклов миниатюр. За это время я успела услышать о них множество разных отзывов – восхищение, просьбы процитировать или использовать в другом произведении, предложения о публикации, негодование или непонимание, – но ничто так сильно меня не задевало, как неожиданные критические замечания.
Особенно сильно задевает критика, направленная на то, чтобы усомниться даже не в ценности сделанного, а в том, насколько необходим был сам факт творчества. Она бьёт больнее всего, ведь она осуждает и отрицает самую суть творчества, не оставляя ни единого шанса на самовыражение.
Пытаясь понять, отчего эта критика (в том числе и не направленная в мою сторону) вызывает столь сильные чувства, я сформулировала два вопроса:
1. Как люди, которые зачастую не пробовали заниматься творчеством хотя бы на любительском уровне, могут позволить себе поставить под сомнение достижения тех, кто вышел за пределы зоны комфорта (к слову, довольно одинаковой и узкой для каждого из нас) и сделал нечто интересное? Ну, или просто хоть что-то сделал, опустим вопрос о ценности действия.
2. Зачем люди начинают выказывать своё недовольство автору, критикуя его творчество и рассказывая о том, насколько замечательно можно было бы воплотить эту идею, если бы занялись этим сами критиканы?
Мне кажется, я смогла понять, отчего так происходит.
Как известно, через некоторое время после потребления информации, которая каким-либо образом задела нас на эмоциональном или интеллектуальном уровне, возникает необходимость в отдаче. После осознания этой потребности начинается поиск выходов из сложившейся ситуации. Большинство людей вкладывает этот порыв во что-то творческое – мы рисуем, пишем стихи и фанфики, начинаем работать над своим внешним видом или берёмся за идеи и проекты, которые были на время отложены, просто занимаемся любимыми повседневными делами. Таким образом, испытывая сильную потребность выразить свои эмоции, мы выбираем области, где можно было бы затратить на это минимум усилий при максимальном эмоциональном выходе – те области, в которых мы развиваемся больше всего.
Однако есть люди, которые не готовы самовыражаться через творчество любого толка – причиной этого может быть страх, неуверенность в себе, завышенные требования… А происходит это потому, что любое творчество требует определённых интеллектуальных и временных затрат. Но зачем прикладывать усилия, если есть способ, который точно принесёт успокоение без каких-либо сложностей? И этот способ можно использовать сразу же, стоит только столкнуться с любым проявлением чужого творчества, – критика. Чаще всего – совершенно непрофессиональная, а потому довольно бесполезная. И, что самое главное, беспощадная по отношению к автору.
Так люди, которые боятся заняться творчеством, пытаются оправдать свой страх при помощи критики, которую они считают весьма объективной и крайне беспристрастной. Они не хотят понять, что чаще всего их неуместные замечания не помогут автору, а только расстроят - ведь гораздо приятнее найти нужную фразу, идеальную рифму, верный цвет или правильное движение самостоятельно. Принять от критика эту нежданную, ненужную помощь - словно сознаться в неспособности довести своё творение до логического завершения.
Самым строгим критиком для автора всегда выступает он сам. Он находит в своих стихах, рассказах, рисунках и поделках в десятки раз больше огрехов и помарок, чем дюжина самых строгих редакторов и преподавателей. Может ли в таком случае сказать ему что-то новое и полезное человек, не имеющий никакого особенного опыта в этой области?
Критика других нужна автору только в том случае, если он о ней просит. И только от самых близких людей. Это закон. Который, к сожалению, принять могут не все.
Потребность в критиканстве возникает у тех, у кого не хватает смелости выразить себя.
Критика для многих - это единственно возможная форма творчества.
Поэтому, прежде чем оставить о чьём-то творчестве критичный отзыв, давайте будем задумываться не только о том, готов ли к этому автор, но и о том, хотим ли мы и дальше развиваться в такой области творчества, как критиканство.

Рулетка запускается!


10:07 

Двадцать второе июня

Голландская рулетка
"Как мы проводим наши дни. Как мы проводим наши жизни".

Иногда рутины и ежедневности начинают вызывать во мне суровую подозрительность: так ли я хотела жить или это начались уже сокращения и полусонные автоматические ритмы. Сами по себе ритмы не плохи: очень радостно, что солнце восходит с заметной регулярностью. Главное — есть ли в повторениях то, что делает мою жизнь осмысленной и вкусной. Тут вспоминаю такую фразу:
"Так, должно быть, пьяница запойный живет светлым днем послечерезгодзавтрашним. Когда он в светлой рубашке шагнет плавно в солнечный свет двора, просвечиваясь в дверном проеме, и... дальше и подумать страшно. Или пусто дальше думать. Проще налить". (с) Харченко В.А.
По какую сторону проёма я сейчас? Приятная ли на мне одежда, рада ли я результатам своих трудов или отдыха? Люблю ли я тех, кто рядом? Хороши ли мои инструменты? Как у меня на душе? Довольна ли я принятыми решениями?
Мы с подругой обсуждали недавно сюжет фильма «Клик: С пультом по жизни», где герой, получив пульт управления, увлекается перемоткой неинтересных моментов своего житья и вскоре находит себя дряхлым стариком, поскольку умная техника решила, что раз проматывают так часто, то можно пропустить годы. Согласитесь, отрезвляет.
Когда я рисую, времени становится больше; когда гуляю и фотографирую, оно удлиняется и тяжелеет деталями, как яблоня по осени; когда общаюсь с друзьями и любимыми, время ветвится смыслами. Это приятное ощущение, и я хочу, чтобы вам оно было знакомо тоже.

Рулетка запускается!


02:33 

Двадцать первое июня

Голландская рулетка
"Не распахнув крылья, не узнаешь, как высоко ты можешь взлететь".

Сегодня у нас в гостях чудесная рукодельница Megumi. Вообще, люди, которые достойно работают с бисером, заслуживают особого восхищения, потому что суметь столько возиться с крошечными бисеринками и сделать в итоге красивую, изящную вещь, к тому же аккуратную и качественную, да еще при этом владеть искусством сочетания цветов - это очень круто. Глядя на такие бисерные ожерелья, достаточно сложно представить, сколько кропотливой, упорной работы за ними скрывается. Давайте предоставим слово мастерице:

- Для начала: расскажи немного о себе.

Меня зовут Мег. Мне 25 лет. Живу в замечательном городе Ярославле с мамой и сестрой Александрой. А еще у нас есть две кошки и кот ^^. Два года назад мы с сестрой закончили экономический факультет, но работа по специальности еще во время учебы перестала нас привлекать. С появлением свободного времени по вечерам мы все больше и больше занимались бисероплетением. Какое-то время я работала в соц.защите, и мне нравилось помогать людям, но в один прекрасный момент мне надоела та рутина, и еще чувство безысходности, когда искреннее желание сделать что-то хорошее разбивается о бюрократическую машину. А еще я отлично понимала доктора Хауса: everybody lies. Поэтому последний год я работала дома, занимаясь украшениями, и вместе с сестрой лелеяла мысль об открытии магазина с нашими украшениями и материалами для бисероплетения. Внезапно эта мечта стала реальностью заметно раньше ожидаемого срока, так что теперь мы упорно работаем и в этом направлении. ^^

О бисере, вдохновении и упорстве

Рулетка запускается!


@темы: интервью

09:18 

Двадцатое июня

Голландская рулетка
"Творчество — начало, дающее человеку бессмертие". - Р.Роллан

Уважаемые читатели, сегодня я предлагаю вам немного подумать. Каждый день – здесь и вообще вокруг – мы слышим или упоминаем слово «творчество» по разным поводам. «Чем ты занимаешься? – Творчеством!» «Ты работаешь в офисе? – Нет! Я творческий человек!» «Что для тебя самое главное в жизни? – Творчество». А ведь это, на мой взгляд, уже два разных смысла.
Первый смысл – это творчество как вид деятельности. Создание чего-то нового, уникального, чего раньше не существовало в материальном или культурном смысле. Рукоделие, написание картин или музыки, создание скульптур, идей, чертежи новых машин – в общем, все-все, что мы привыкли вкладывать в слово «творчество».
Второй смысл менее очевиден - он про «творческого человека». Есть такие люди, которые не рисуют и не вяжут, но каждый день ходят новыми дорогами на работу. Или делают перестановку в комнате. Или стараются внимательно реагировать на жизненные ситуации, чтобы не «сваливаться» в стереотип. Они творчески создают свою жизнь сами, то есть относятся к ней осознанно. Вполне себе вид творчества, просто менее признанный и упоминаемый, и я даже догадываюсь почему. В статье в Википедии, определяющей творчество, есть следующий пункт: «Творчество - создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других». Так вот, первый мой смысл вносит вклад в культурную жизнь (и иногда наследие) человечества. А второй – в духовную жизнь каждой отдельной личности.
Наверняка смыслов больше, и необязательно они будут являться подсмыслами для этих двух. Давайте подумаем вместе. Как вы определяете творчество, творца, творческую жизнь?

Рулетка запускается!


10:27 

Девятнадцатое июня

Голландская рулетка
"Сегодня я буду делать то, что другие не хотят, чтобы завтра я смог сделать то, что другие не могут". - Jerry Rice

Для актеров, радиоведущих, чтецов стихотворений и прочих творцов, так или иначе связанных со сценой или работой на публике, речь часто выступает их визитной карточкой. И чтобы эта карточка была четкой и яркой, очень важно наряду со смысловой стороной речи и выразительностью обращать внимание и на четкость произносимого. В сегодняшней Рулетке хотелось бы поделиться с вами одним интересным упражнением, помогающим облагородить свое произношение.

"Повторяйте это упражнение каждый день. Вслух! Если вы каждый день будете проговаривать его 1-5 раз, то через две недели заметите ошеломительные результаты.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
читать дальше

И еще несколько советов:
1) Положите в рот несколько орехов и произносите скороговорки, варьируя темп от медленного к быстрому.
2) Используйте разное количество и крупность орехов, усложняя задачу.
3) Запишите на диктофон отрывок определенного текста. Послушайте, что именно слышит ваш собеседник. Вряд ли вам понравится то, что вы услышали. Записывайте до тех пор, пока ваша дикция не достигнет желаемого уровня".

Рулетка запускается!


09:39 

Восемнадцатое июня

Голландская рулетка
"Сомневайся во всем, ищи свой собственный свет". - Будда

Не знаю, как в других вузах, но в том, где я училась и где сейчас преподаю, существует такая штука как "кризис третьего курса". В той или иной степени он настигает практически всех. Суть его заключается в том, что будущие актеры и режиссеры начинают очень сильно сомневаться, так ли уж они хотят стать этими самыми актерами и режиссерами. Впадают в отчаяние. Уходят в запои. Идут забирать документы. Крупно ссорятся с деканом. Перестают ходить на занятия. В общем, переживают кризис всеми доступными им способами.

Почему именно на третьем курсе? Обычно к этому моменту тебе кажется, будто ты уже что-то умеешь и понимаешь. Но что делать с этими умениями и пониманиями в большом и страшном мире искусства, пока совершенно неизвестно. Это с одной стороны. А с другой стороны, именно на третьем курсе накапливается усталость, раздражение несовершенством нашей системы театрального образования в целом - и устройством Вселенной в частности, в голове роятся вопросы из разряда вечных: "А надо ли? А кому это надо? А в чем смысл?", ответы на которые появляться не спешат.

Когда я переживала свой персональный "кризис третьего курса", рядом был мой друг, который учился на курс старше. Мы с ним ходили по весеннему городу, я плакала ему в жилетку, а он искал контраргументы на всякий мой довод в пользу того, что из профессии стоит уходить вот прямо сейчас, пока все не зашло слишком далеко. Друг прекрасно представлял мое состояние, потому как и сам за год до той весны три раза ходил к ректору писать заявление об уходе из института. И три раза рвал заявление, так и не донеся до ректорской приемной.

Излишне говорить, что кризис миновал. Третий курс закончился, настала пора четвертого. На четвертом я сделала спектакль (где друг мой, кстати, играл одну из ролей), с которого начался наш первый театр. Мы все еще были студентами, когда показали этот спектакль на большом театральном фестивале и взяли номинацию "За лучшую режиссуру". В тот момент будущее представлялось весьма радужным, а сомнения и метания казались чем-то далеким, чем-то, не имеющим ко мне отношения.

Но "кризис третьего курса" - коварное явление. Он может подстерегать тебя где угодно. Разочарований на пути творческого человека полно, сомнений в своих способностях, возможностях, уникальности и оригинальности тоже, неудачи случаются с каждым, - и не существует, наверное, рецепта защиты от всего этого, одинаково хорошо годящегося для всех. Есть минуты, когда ты готов бросить дело, которым занимаешься, когда ты хочешь оставить картину незавершенной, роман недописанным, концерт недоученным, а лоскутное одеяло - недошитым. И не возвращаться более к этому никогда, потому что "А кому это надо?" и "В чем смысл?" одолели тебя, взяли над тобой верх.

Не сдавайся. Всегда - всегда! - можно найти что-то, что позволит ухватить себя за шкирку и вытащить из болота "кризиса третьего курса". Воспоминания, например. О тех словах, которые говорят тебе зрители после спектакля. О глазах человека, в подарок которому шьется одеяло. О надеждах твоих педагогов по вокалу. О победах на конкурсах. О похвале маститого критика или старшего уважаемого - лично тобой уважаемого - коллеги. О случайном прохожем, сделавшим комплимент твоему рисунку, наскоро набросанному на автобусной остановке. О признаниях в любви, произнесенных твоими студентами. О гордости твоих родителей, совершенно далеких от искусства и уверенных, что их ребенок занимается делом космической сложности и космической же важности. О счастливых мгновениях упоенности процессом, мгновениях полного погружения в поток, когда не остается в целом мире больше ничего, только ты и твое Дело. А ведь это лишь та часть пути, которую ты уже прошел. Представь, сколько всего - вдохновляющего и разочаровывающего, но одинаково прекрасного - ожидает тебя впереди!

Во всем можно и нужно сомневаться, кроме одного: твой свет - это только твой свет, и никто не подарит его миру, кроме тебя.

Рулетка начинается!


07:34 

Семнадцатое июня

Голландская рулетка
"Прежде чем что-либо строить — слушайте город, прежде чем что-либо сносить — слушайте сердце". — Н. Фостер

Недавно я читала интервью Сезара Пелли – одного из моих самых любимых архитекторов – и увидела такой диалог:
«— Когда уничтожают твое творение, это, наверное, болезненно?
— Да.
— Вам тоже пришлось это испытать, ваш Музей современного искусства недавно снесли, и на его месте Йоширо Танигучи построил нечто огромное.
— У меня двойственное чувство. Ты как будто теряешь ребенка».

Ужасно странно – я иду ранним утром по одряхлевшему переулку, в подворотнях которого медленно исчезают лужи вчерашнего дождя, а кажется, будто я сижу в доме, который приговорён к сносу. Стены крепкие, стёкла целы, замки на месте - чего ещё можно желать? Ещё вчера была надежда, что он будет стоять. А сегодня ты идёшь и чувствуешь запах смерти - так бывает в конце октября, когда листья только опали и ещё не успели высохнуть - такой сладковатый, влажный, мучительный запах.
Так было, когда я ходила между домами на Садовнической набережной за несколько дней до сноса.
Это же я чувствовала зимой, когда мы приехали в Суханово. Мёртвая усадьба, промёрзшие деревья, неподвижные птицы на тропинках. А потом мы подошли к мавзолею, и двери были не заперты. Я сидела на промёрзшем полу и смотрела в тёмный потолок, где-то в углу был алтарь и вход в подземные помещения для захоронения, а я сидела и думала - надо же, а тут когда-то лежали кости и плакали люди, а теперь тут сижу я, пью кофе, вдыхаю запахи земли, и никаких костей.

Вы только представьте – всего пару десятков лет назад здесь смеялись дети, собирались на кухнях семьи за чаем, на подоконниках сидели кошки и смотрели на растущую у дороги сирень, а теперь эти дома пусты, их обтягивают строительной сеткой и готовят к сносу! А в рощах московских усадеб ещё в начале прошлого века ходили дамы в длинных платьях, собирались балы и званые ужины, джентльмены играли в карты и говорили в государственных делах… А через пару лет усадьбы сносились большевиками.

Я не знаю, что чувствует архитектор, когда сносят его здание. А ещё я надеюсь, что никогда этого не узнаю.
Но я точно знаю, что на снос дома похоже уничтожение работ художника. Вы можете нарисовать эскиз или написать стихотворение, а потом разочароваться в нём и выкинуть – это ваше право, вы автор, но… может быть, лучше дать шанс этой неудачной попытке? Особенно, если кто-то успел его увидеть и прочитать. Возможно, вы сочтёте моё сравнение слишком немасштабным – построенный дом и набросок в тетрадке, но всё равно, прежде чем выкинуть какой-то эскиз, удалить файл с незаконченным рассказом, стереть записи в дневнике, выбросить недошитое платье… задумайтесь – может быть, ваша работа, словно эти снесённые дома, для кого-то стали дорогой страницей в памяти? Может быть, кто-то полюбил эту работу всей душой и искренне хочет увидеть её продолжение и завершение, а вы под воздействием сиюминутной эмоции уничтожите её, лишив шанса на развитие и себя в этой работе, и эту работу, и людей, поддерживающих вас?

Что будет построено, а что – снесено, решать только нам.

Рулетка запускается!


19:27 

Шестнадцатое июня

Голландская рулетка
"Жизнь коротка. Сделай то, что собирался, сейчас".

В сегодняшней Рулетке мы хотим поделиться с вами интересной историей в картинках от ЖЖ-юзера ezeo — "Почему некоторые желания никак не хотят исполняться?"


Рулетка запускается!


07:01 

Пятнадцатое июня

Голландская рулетка
"Единственный способ делать великое дело — это любить то, что делаешь". — Стив Джобс

После того, как я посмотрела биографический фильм о Ричарде Фейнмане (его можно найти, например, здесь, и я его очень рекомендую!), очередная головоломка собралась в моей голове. Видите ли, он занимался математикой ради удовольствия, и не только математикой. Он был умелым художником, он увлекался самыми разными вещами. И считал, что талант или гений определяются тем, насколько человек, каким бы обычным он ни был, готов потратить своё время на изучение того или иного вопроса, на занятия.
Собственно, паззл мой касался как раз того места, где соприкасаются воля и желание. Ну не хочу я сегодня заниматься своим делом, как мне поступить? Трудиться через силу или махнуть на занятия рукой? Вот здесь и срабатывает тот принцип, который я нашла, слушая Фейнмана.
Есть что-то, к чему я возвращаюсь постоянно. И едва я это что-то нашла, я стала ужасно ревнива в отношении всех других дел. И в деле, ставшим моим, упрямство приносит результат, который вызывает сильное чувство удовлетворения. Я ошибаюсь, выбрасываю неудачные опыты, расстраиваюсь, когда что-то идёт не идеально, но всё равно иду в выбранную сторону и прихожу к хорошему результату. Которым горжусь, который увеличивает опыт, нравящийся и мне, и зрителям, и заказчику, если оный есть. То дело, в котором приложение волевых усилий в итоге выливается в радость — и есть дело, к которому стоит эти усилия прикладывать. Не правда ли, очевидная вещь.
Поэтому я считаю, что нужно время от времени заставлять себя, упираться, упрямиться: как иначе поймёшь, твоё это или нет? А уж когда такое дело нашлось, старание и напряжение воли делаются привычкой. Знаешь ведь, что ждёт тебя там, за горой, в которую лезешь.

Рулетка запускается!


09:55 

Четырнадцатое июня

Голландская рулетка
"Чем лучше ты самоорганизован, тем лучше твоя жизнь".

Сегодня у нас в гостях Space.Cat - жизнерадостная и оптимистичная девушка, для которой (цитируя ее саму) в жизни главное - любовь и бесконечное развитие. А еще она - рыцарь ордена "Клубка и спиц", опытный вязальщик, превративший хобби в работу. Итак, предоставим ей слово:

- Для начала, расскажи немного о себе.

Я Настя, мне 29 лет, пол женский, живу в Оренбурге. ^^ Когда-то я полюбила вязать, а затем превратила вязание в работу и источник дохода. К работе подключилась и мама - мы можем с ней часами, вдохновленные, обсуждать какие-то идеи, спорить и просто заботиться об общем деле. Это здорово, но сейчас я буду рассказывать о своем творчестве и своей части вязания. У меня есть работа помимо своего главного увлечения и два незаконченных высших - поняла, что все это не мое. Я позитивная, легко отношусь к трудностям, могу быть и экстравертом, и интровертом. Я с трудом дружу, для меня любимый мужчина ближе всех друзей. ^^ Отношусь к людям с ограниченными возможностями, но сама такой статус воспринимаю с улыбкой. Для здоровья стала сыроедом, можете на тортики не приглашать. ^^ Люблю природу и животных.

Про танец клубка и спиц, а также самоорганизацию и дисциплину

Рулетка запускается!


@темы: интервью

11:40 

Тринадцатое июня

Голландская рулетка
"Будь тем, кем ты хочешь быть".

Есть у меня одна метода, которая помогает, когда страшно начать что-то новое, взяться за незнакомое дело, а также когда нужен свежий взгляд на застарелые проблемы. Проще объяснить на примере. Я очень хочу рисовать, но делать это боюсь до дрожи в коленках. Постоянно находится повод отвлечься, заняться чем-то другим, сказать себе "я не умею, учиться не хочу - это же так долго! - и вообще получается какая-то ерунда вместо задуманного". Но иногда желание нарисовать картинку из головы все же пересиливает (а на такие случаи в сумке лежит блокнот с карандашом), я открываю чистый лист, беру карандаш - и страх тут как тут, глядит на меня глазницами пустыми, как этот лист. Отложить открытый блокнот сложнее, чем неоткрытый, однако рисовать страшно. Вот в этот момент и спасает мысль "давай играть, будто я - Н." У меня есть знакомый художник Н., который рисует давно, негромко и здорово. Мне кажется, если быть художником - то таким, как он. Я представляю, будто карандаш держит на самом деле Н., и блокнот тоже перед ним - ему ведь не страшно, он эту задумку в два счета зарисует! Вот так в блокноте и появляются редкие, но все-таки неплохие рисунки.
Так же можно делать маленькие шаги в решении других пугающих вопросов или сложностей в отношениях с людьми. До определенного предела - полностью проблему это не решит. Но поможет снять с себя ответственность за возможную неудачу и наработать, образно говоря, базу неплохих рисунков, чтобы дальше смелее браться за краски и холст.

Рулетка запускается!


10:12 

Двенадцатое июня

Голландская рулетка
"Мы можем изменить мир".

Я сижу за столом и рисую в блокноте маленький фикус. Иногда среди коллег по работе или сокурсников чувствуешь себя белой вороной, когда начинаешь рассказывать о своих увлечениях. Или даже когда начинаешь о них молчать. Когда не можешь поддержать тему ночных клубов или телевизионных передач и начинаешь тихонько думать, как приладить цветное стеклышко к новому украшению про весеннюю грозу и ветку сирени. Как нарисовать фикус так, чтобы на листочках выступал греческий орнамент. И как же, в конце концов, выберется описанный тобой герой из зачарованного леса... Когда я работала в школе и понимала, что из коллег или новых сокурсников мне не с кем разделить свои увлечения, я иногда чувствовала себя очень одинокой и какой-то неправильной. "Живут же люди - незатейливо, нормально, всегда знают, о чем поговорить друг с другом, а я..." Может, надо так же?
А потом вдруг начинаешь рисовать карандашом маленький фикус на окне и думать, как же бережно взращивал веточку-росток старый садовник, подрезая ветки и создавая форму растения. И как потом придумывал художник-дизайнер форму керамического горшка, аккуратно вырисовывая китайские иероглифы на гранях и маленькую птичку колибри у основания. Да даже эту дурацкую музыку, что бьет из колонок под окном, когда-то писал в порыве вдохновения юный певец. Стекло почти трясется от его музицирования. О, представляю, как смотрели знакомые на изобретателя этого первого в мире стекла, когда парень пытался смешивать минеральные смеси с водой и алюминием, да еще потом и нагревать, остужать и планировать вставлять полученное нечто в стены! А как долго создавал архитектор это здание, как рисовал эскизы, примеривал, прикидывал образ дома. И того... И дальнего...

Я смотрю вокруг, и у меня перехватывает дыхание. Какое уж тут одиночество творческих людей, какое тут белое оперение, когда все - ВСЕ! - что вижу я вокруг, когда-то придумывалось, создавалось впервые. Со-творялось. Рождалось.
Я рисую маленький фикус, смотрю вокруг, и дух захватывает от окружающего меня величия.

Рулетка запускается!


12:32 

Одиннадцатое июня

Голландская рулетка
"Верь в себя и во все, что ты есть. Знай: что-то внутри тебя больше любого препятствия". - Кристиан Д. Ларсон

Узнавать, кто ты есть на самом деле, не всегда просто. В этом процессе всегда остается место для сомнений и страхов. Обязательно найдется то, что противоречит чьим-то желаниям, ожиданиям, надеждам. Разрушает чье-то доверие и глобальные планы относительно тебя. Разочаровывает кого-то. И не факт еще, что ты сам в конце концов не испытаешь разочарования, даже если отбросишь все ненужное и устремишься за своей мечтой вперед и вверх - дороги к мечтам обычно проложены именно в этом направлении.

Мои сокурсники по юридической академии, люди, для которых процесс ответа на вопрос "Который час?" представлял собою целый ритуал, включающий выяснение причин, по которым спросивший не имеет при себе часов, иногда говорили мне с легкой жалостью в голосе: "Слушай, ну что ты здесь делаешь? Шла бы себе в театралку. Там все такие... не от мира сего". В ответ я рассказывала им историю о Высоцком и чашке кофе. Содержимым этой чашки Володя Высоцкий, тогда еще не известный всей стране актер и певец, а молодой студент политехнического института, щедро полил курсовой чертеж, над которым трудился всю ночь перед экзаменом. На вопрос ошеломленных друзей, что он теперь собирается делать, Высоцкий ответил: "Пойду в артисты. Каждый должен делать свое". Настал нужный момент, и я тоже пошла "в артисты". Потому что перестала бояться самой себя и осознала потребности своей души.

Моя лучшая подруга, актриса по профессии и совершенно гениальный организатор от бога, уже пять лет живет в Италии. Диплом наш там не котируется, муж ее, итальянец, от искусства совершенно далек, язык она учила, уже попав в страну и нося под сердцем сына. Казалось бы, не слишком благоприятные условия для того, чтобы заниматься творчеством. "Ну, знаете ли, посуду я мыть не пойду," - сказала моя подруга себе и окружающему миру. И не пошла. Вместо этого организовала детский театр для детей из смешанных и эмигрантских русскоязычных семей, очень успешно съездила со своим коллективом на несколько фестивалей в другие страны и уже два раза практически в одиночку организовала и провела международный детский фестиваль в собственном городе. Она поражает своей энергией и невероятной волей не просто к жизни, а к жизни, наполненной творчеством - тем, что составляет ее суть.

Мой близкий друг и коллега, человек удивительной нравственной чистоты и выдающихся профессиональных качеств, главный режиссер одного из театров в большом прикарпатском городе, родился в селе, и по его собственному утверждению, его самым частым и любимым занятием в детстве было пасти ягнят. "Я имел массу времени для того, чтобы думать, наблюдать и фантазировать, - говорил он, уже будучи студентом университета искусств. - Теперь это здорово помогает мне в профессии". Жизнь подвергала моего друга таким испытаниям, которые вполне могли бы сломать любого, но он не сломан. Он полон планов и знает, как их осуществить. Он руководит своим коллективом, где любой, от актеров до рабочих сцены, старше его по возрасту, - и делает это успешно. Так же, как в студенческие годы брал на себя вопросы организации и руководства своими однокурсниками. Он делает то, что должен, то, что должен делать для развития себя и для выполнения своей миссии.

Истории моих друзей вдохновляют меня и поддерживают. Они говорят мне: смотри, все достижимо. Препятствия только в твоей голове. На все горы можно взобраться и в любые глубины опуститься, стоит только понять, что это и есть то самое, что составляет твою истинную сущность.

Рулетка запускается!


главная