Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:50 

Двадцать девятое сентября

Голландская рулетка
"С возрастом жизнь становится лучше..."

В какой-то из книг Ошо я однажды прочла совет о том, как почувствовать себя настоящим Творцом. Не могу точно процитировать, но смысл был такой: 12 лет своей жизни занимайся вокалом, занимайся усердно и не жалея себя, впитывай все знания, что тебе дают учителя. Из тебя должен получиться отличный Исполнитель. В следующие 12 лет - забудь о музыке и начни ухаживать за садом, например. Только после этого ты, возможно, назовешь себя Творцом. Потому что все полученные когда-то знания ты пропустишь через свой опыт, через своё мировоззрение - и знания станут не просто повторением, а чем-то совсем новым.

Прошло время, и сейчас я понимаю, что эти слова действительно несут в себе определенную истину. Всю жизнь я была недовольна своими эмоциями на сцене во время исполнения танцевальных композиций - они получались плоскими, неинтересными. Но внутри я проживала каждый номер совсем по-иному, с другими, куда более глубокими чувствами. Только внешне не могла это выразить. "Внутри" и "вне" никак не хотели соединяться. И вот недавно я пришла на Вечер современной хореографии в качестве зрителя. Смотрела на постановки - и вдруг так ясно всё поняла. Дело было не в "соединить", не в "выразить" - нет. Просто когда-то мне не о чем было рассказывать, и не о чем молчать, а значит - не о чем танцевать. Просто когда-то мне хватало танцевального опыта, чтобы быть хорошим Исполнителем, но не хватило жизненного, чтобы стать Творцом.

Иногда нужно помолчать, отойти, взглянуть со стороны. Иногда вдохновение приходит через спокойствие, и порой молчание и созерцание даются куда сложнее, чем активное творчество. Сегодня ты не достиг того результата, которого ожидал? Дай себе время. Оно поможет.

Рулетка запускается!


07:11 

Двадцать восьмое сентября

Голландская рулетка
"Если ты копаешь яму, а место выбрано неверно, копать её глубже - это не поможет". — Сеймор Чваст, графический дизайнер и иллюстратор.

Среди "дорожных заметок", которые я записываю для себя на пути от художника-любителя к моей цели — сделать рисование своей работой — важная часть отведена вопросу собственного стиля. Я старалась читать много статей, эссе и книг, обучающих самому процессу формирования стиля, выбору направлений, которые я стану улучшать и совершенствовать в своих работах. Иными словами, как выбрать то, что действительно моё и именно в тот момент, когда не выбирать уже нельзя, поскольку нельзя заниматься всем сразу.
А потом я перестала читать эти статьи. Потому что нашла для себя единственный способ этот выбор сделать.
Нужно трудиться. И заниматься этим действительно много. Так я смогу выпестовать свой почерк в процессе. И если я вовремя не отброшу лишнее в пользу определённых вещей, то ослаблю своё творчество, распылившись, разделив силы.
Следом за этой заметкой идёт следующая: время от времени возвращаться к отложенным способам, материалам, приёмам и обучению новому. Делать это важно, чтобы обогатить имеющиеся инструменты и отточить умение, вывести его на новый уровень. Поэтому я продолжаю ежедневно следить за десятком любимых цифровых художников: а ну как снова найду приём, который пропустила в прошлый раз? Теперь, быть может, он будет хорошо сочетаться с теми умениями, которые я развила именно за счёт того, что раньше отказывалась от этого приёма. То есть, чтобы получить одно умение, я отказываюсь от десятка других, но потом, отточив выбранное, вероятно смогу добавить к нему некоторые из тех, что отложила.
Вот простой пример. Горы — одна из любимых мной тем в пейзажных рисунках. И если бы в изображении гор я не переходила с материала на материал, попеременно отказываясь от тех или иных свойств, я не смогла бы к нынешнему моменту найти самый удобный способ. Он заключается во множестве взаимодействующих треугольников и трапеций, заполненных градиентными тонами. Вот рисунки, приведшие к этой технике, в хронологическом порядке:

Сначала я ограничилась ручками, которые очень ценю за полную неизбежность линии: провёл и всё, никуда не денешь. Цифровые изображения в этом смысле изготавливаются куда спокойнее. Возможность исправить что угодно — расслабляет и даёт полёту фантазии вольность, а программа ArtRage (я про неё рассказывала) хороша тем, что динамика курсора удобна для создания градиентов очень естественного вида. Дальше я соединила цвет и графику, снова отказавшись от "вседозволенности" компьютерного рисования: третье, четвёртое и пятое изображения изготовлены без редактирования на машине. Вернувшись после за планшет, я ни секунды не сомневалась в приёме, которым надо "сделать горы".
Вот он, мой способ идти к своему стилю. Выбирай способ, проверяй его в деле (несколько раз), продвигайся в нём, продолжая проверять. Смысл проверок в том, чтобы держать руку на собственном пульсе: если сердце бьётся часто и это приятный ритм, значит, ты делаешь то, что любишь, и это чертовски здорово. Затем расширяй приёмы, снова проверяй их все, перемежай и ограничивай. И снова рука на пульсе. Тогда, уверена, случится то, что случилось у меня.
В очередной раз оглянувшись на своё дело, я проверяла свои успехи. Для этого закрыла страницы могучих рисовальщиков и открыла свою галерею за прошлые года. Я встала на минуту и оглянулась назад. И мне понравилось зрелище. Словами иллюстратора Чваста, я увидела, что раскопала довольно славную яму — в нужном месте.

Рулетка запускается!


15:10 

Двадцать седьмое сентября

Голландская рулетка
"Музыка - это моя жизнь. Это отражение того, что я пережил".


Когда спрашиваешь у людей, что их вдохновляет, самый частый ответ - это музыка. Что поддерживало их в тяжелые времена? Музыка. Что заставляло улыбаться просто так, без всякого повода? Что толкало на какие-то неожиданные поступки? Что радовало? Что погружало в воспоминания? Что могло изменить жизнь?
Музыка.
Я очень люблю музыку, хотя я ни капельки не музыкант, я люблю только слушать. И меня поражает, насколько феноменально это явление. Как можно звуками передать то, что иногда не можешь передать словами? Как от простой мелодии в голове возникают картинки или сцены, и иногда, сидя в маршрутке и слушая песню, успеваешь посмотреть целый микрофильм у себя в голове? Как может человек, которого ты никогда в жизни не встречал, взять и с хирургической точностью песней выразить то, что у тебя на душе? Как так получается, что ты несколько лет не можешь заставить себя выйти из зоны комфорта, поехать в какую-нибудь рискованную поездку, а потом случайно слышишь песню "Сел и поехал" от "Несчастного случая" - и оп! - у тебя на руках уже билеты в другой конец страны, и ты судорожно собираешь чемоданы - хотя казалось бы, с утра ничего не предвещало. Или, например, как мой годовалый сынишка, еще толком не понимая, что такое музыка, не различая слова, не зная, о чем поют, смеется и танцует, когда я включаю ему "Квинов"? Разве это не настоящее волшебство? Не универсальный язык, на котором может говорить весь мир?
Обычно в Рулетке мы стараемся подтолкнуть на творческое дело, подать дельную мысль или научить каким-то тонкостям, но сегодня мне просто захотелось поделиться тем, что меня вдохновляет больше всего. Я очень люблю рок, и хотя многие считают его второсортной музыкой, которая ничего не дает слушателю - это неправда. Мне по-своему созвучны вот эти картинки про то, чему может научить рок-музыка - и хотя мои "уроки" были несколько другими (например, у "Квинов" я научилась ценить каждый момент своей жизни, у "Scorpions" - силе и красоте честных чувств, у "The Beatles" - безрассудной любви ко всему миру, а у "Rainbow" - тому, что можно петь песни про драконов, волшебников и гадалок в эпоху, когда все поют совсем о другом, и все равно быть лучшими), как знать - может, и вас рок научит чему-то особенному.



Чему еще может научить рок-музыка?

Рулетка запускается!


08:57 

Двадцать шестое сентября

Голландская рулетка
«Читай книги, а не блоги».

Чувствую себя странно, когда натыкаюсь на очередной пост, в котором любовно собраны всякие странные слова из других языков. Однажды честно прочла целую книгу с такими словами — очень уж завлекательный оттуда был процитирован пример — и даже нашла в ней удивительные слова из нашего языка. Знаете, какие русские слова англоязычному автору казались потрясающими?

Вокабулю. Дозвониться. Дакать. Застричь. Заследить. Повскакать. Вокзал. Разблюто. Кошатник. Выдвиженчество. Накуриться. Мирячит. И ночое.

Он серьезно млел над ними! При этом «кошатник» в определении дивного автора — это человек, который перепродает украденных кошек. «Ночое» ладно, понятная опечатка; про «вокабулю» тоже можно еще догадаться; а «разблюто» — это знаете что?

Удивительное слово, совершенно прекрасное, какая жалость, сетовал автор, что его нет в английском языке. Это когда ты любил кого-то, а больше не любишь.

Я даже не знаю, жалеть ли, что в русском языке такого слова нет. Но автор мог честно найти это слово в одном из словарей — говорят, в словаре еще прошлого века есть эта опечатка, и уже десяток авторов перетащил ее в свои книги про удивительные слова. И книгам-то после этого доверять тяжело, а уж перепостам тем более.

Я сама все равно, натыкаясь в чужих словарях на прекрасные и удивительные слова, выписываю их себе — от них на миг веет чем-то инопланетным, какой-то непостижимой логикой. Когда еще учила корейский, обнаружила слово, у которого было ровно два значения: 1) проводить лето; 2) в прохладном месте, — и я над ним одним тряслась, как над целой историей.

Здорово подозреваю, что колыхание рождается от незнания языка. Знал бы автор книги русский хотя бы на уровне «отвяжса, дам те рыла» (как в романе Хмелевской датчанин знал польский язык), он бы уже ценил не отдельные слова, а получающиеся из них сочетания. Знал бы больше — ценил бы не сочетания, а рождаемую ими игру. У Мариэтты Шагинян в «Коринфском канале» герои подслушивают диалог:
— Бесподобно красиво! Как подумать, бедная Елизавета Павловна спит, когда мы проезжаем Парнас или как его, где живут грецкие боги?
— Мама, греческие боги, — с негодованием поправил один из подростков.
— Разве? Не понимаю, говорят же: грецкие орехи.


Такое ценнее, чем список отдельных слов, которыми никто из знакомых не говорит.

Мы ценим смыслы — но эти смыслы мы вкладываем сами. Так почему бы не вложить смысл в то, что делаешь сам?
Не в перепост.
В собственный текст.

Рулетка запускается!


13:56 

Двадцать пятое сентября

Голландская рулетка
"Я написал то, что мне хотелось прочитать. Другие этого не писали — пришлось самому". — К.С. Льюис

Мне всегда казалось, что одна из самых ценных вещей, которые может передать автор своим читателям - это мысли и позиции. Теперь мне часто начинает казаться, что мысль сама по себе мало что значит. Мыслей много, мы слышим их постоянно - проглатываем и забываем через два часа. Важно сказать ее так, чтобы она дошла до сердца. Только если подобрать слова и образы, как подбирают краски, идея будет услышана и прочувствована. В сегодняшней Рулетке мне хотелось бы поделиться с вами советами писателей о том, как найти контакт с читателем и улучшить свое мастерство.


"Если вы хотите быть писателем, прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать". — С. Кинг

+25

Рулетка запускается!


09:36 

Двадцать четвертое сентября

Голландская рулетка
"Несмотря ни на что, я вернусь, возьму карандаш, заброшенный в величайшем разочаровании, и начну рисовать". - Винсент Ван Гог

Есть страх начинать что-то делать, а есть страх продолжать. Возвращаться в творческий поток после долгого перерыва. После крупной неудачи. Жесткой критики. Провала на конкурсе. Да просто после того, как кто-то, чье мнение для тебя ценно, назвал твою работу мазней/фигней/графоманством - нужное подчеркнуть.

Или хорошо, пусть дело будет не в других. Впрочем, дело всегда не в других, дело только в нас самих. Они, другие - зрители, читатели, слушатели, критики, - это, конечно, важный момент оценки и принятия нас миром, момент социализации и состоятельности, но решение-то всегда за нами, верно? Так вот, пусть дело будет не в других. Ты сам вдруг понимаешь, что творишь мазню/фигню/графоманство, которым до настоящих произведений искусства далеко примерно так же, как Земле до Луны. Ты понимаешь это и забрасываешь свои занятия в дальний ящик. - Все, - говоришь ты, - я больше не рисую. Не танцую. Не пишу. Не леплю из глины. Я делал это так плохо, так несовершенно, так нелепо, в то время как другие делают это просто превосходно. Не хочу оскорблять бога видами моих ужасных творений.

Знаешь что? Ты оскорбляешь бога, отказываясь от его даров. Свой дар, ценный и особенный - есть у каждого, надо только разглядеть его. А разглядев, развивать. Но не отказываться от того, что, возможно, составляет твое предназначение! Ты лепил из глины коряво и плохо, но сейчас, когда ты отказался от этого, тебе кажется, что в жизни стало чего-то не хватать, а рукам больно в бездействии и неподвижности? Так чего ты ждешь? Начинай лепить снова. Пойди на мастер-класс. Возьми уроки у мастера. Сделай сто пятьдесят восемь неудачных попыток, чтобы, глядя на результат сто пятьдесят девятой, тихо сказать: Да, у меня получилось.

Только подумай - ты можешь никогда не испытать этого ликования, этой радости, если сломаешься сейчас, на попытке номер сто три.

Рулетка запускается!



читать дальше

11:46 

Двадцать третье сентября

Голландская рулетка
"Иногда нужно засунуть гордость подальше. Иначе однажды гордость засунет подальше тебя самого".

Наверное, все уже наизусть выучили ту легендарную фразу из "Мастера и Маргариты": "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут". К сожалению, в устах Воланда эта фраза звучит чрезвычайно соблазнительно – причём настолько, что почти каждый из нас начинает исподволь примерять на себя, воспринимать её на веру. И чем сильнее мы в неё верим, тем сложнее нам признать собственное несовершенство, сиюминутную слабость, недостаточный профессионализм или позицию ученика. Уверовав в то, что нельзя просить о помощи и ожидая, что люди рядом с нами «сами предложат» и сами всё поймут, мы замыкаемся в себе, в своих собственных ошибках и ложной гордости, которая говорит нам, что истинный творец никогда не опустится до просьбы о помощи или поддержки, а самостоятельно пробьёт лбом все встретившиеся на его пути стены – а если в какой-то момент стена окажется крепче, чем голова… Ну что же. Значит, ты недостаточно сильно хотел. Или, может быть, оказался недостаточно талантливым?
Через подобное заблуждение проходили все мы. Каждый из нас думал, что способен прорубиться через все скалы собственных достижений, пройти в одиночку все 10 000 часов, необходимые для достижения пика мастерства, не тратить время своих друзей и учителей на то, чтобы они помогли советом или поддерживали в трудную минуту.
Самое сложное в этой ситуации отнюдь не забыть об этом стереотипе – он с нами будет всегда, и зачастую он приносит очень много пользы. Самое сложное – уметь переступить через него в правильный момент.
Иногда нужно перестать бояться и попросить помощи. Просто потому, что Булгаков говорил не о людях, а о возможностях. Мир даёт нам все шансы, а нам остаётся только немного пришпорить обстоятельства.
Но не всегда возможно сделать это в одиночку. Не потому, что ты плохой или бездарный, или мало стараешься, или ничего не умеешь, или пока не способен справиться с творческим ступором без поддержки друзей. Просто может не хватить сил и умений, и тебе станет необходима поддержка других. Если противиться и пытаться в одиночку свернуть гору, то не стоит удивляться, что однажды девиз "через тернии к звёздам" превратится в "через тернии к дебрям".
Желание справиться со всем в одиночку зачастую измеряется гордыней. Нежелание признаться себе в том, что ты пока не настолько всесилен и могуч и не через все буреломы и чащи своего пути способен прорубиться один, в какой-то момент обернётся тем, что ты навсегда уберёшь кисти и альбомы в самый дальний ящик стола, тетради с набросками по сценариям уедут в коробке на чердак бабушкиного дома, а в спортивном зале будут танцевать все, кроме тебя.
Нужно суметь вовремя попросить помощи. И тогда у нас всё получится.
Вместе.

Рулетка запускается!


09:54 

Двадцать второе сентября

Голландская рулетка
"Жизнь прекрасна. Иногда я забываю об этом".

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами мыслями, которые я когда-то давно нашла на просторах ВКонтакте. Конечно, ни одну из этих фраз нельзя назвать стопроцентной истиной, но кое-что полезное здесь точно можно найти. В свое время эти советы здорово помогли мне поймать правильное настроение. Надеюсь, что и вы, дорогие участники Голландской рулетки, сможете прочувствовать этот настрой, зарядиться творческой энергией и вдохновиться на новые творческие подвиги.

• Приобретенные знания еще не гарантируют то, что вы будете расти и развиваться, главное – умение их применить.
• Возможности нужно не искать, а создавать.
• То, что мы не начнем сегодня, не может быть закончено завтра, поэтому никогда не нужно откладывать.
• Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы.
• На 10% нашей жизни влияют неконтролируемые обстоятельства, а на оставшиеся 90% – то, как мы реагируем на эти обстоятельства.

• Хорошая идея без действий – ничто.
• Дожидаясь идеальных условий для того, чтобы осуществить свои планы, вы можете остаться ни с чем.
• Пока вы будете продолжать делать то, что вы делаете, вы будете продолжать получать то, что вы получаете.
• Дисциплина нужна для того, чтобы из того, что вы хотите больше всего и того, что вы хотите прямо сейчас, вы всегда выбирали первое.
• Чем тяжелее путь, тем больший успех ждет в его конце.

еще 40 хороших мыслей

Рулетка запускается!



09:54 

Двадцать первое сентября

Голландская рулетка
"Дозаправься".

Про творческий труд и ресурсы производства
(сетевое общение и топка паровоза)

Как у любого живого человека, у меня есть запасы телесных сил и сил разума, эмоциональное состояние и цели, которые требуют мотива и воли для достижения. Именно об этих вещах пойдёт речь, а тема — творческий труд.
Творческий труд для меня, в первую очередь, труд и уже потом — творческий. Как любой труд, сколько удовольствия он бы не приносил, творческий требует от меня расхода сил и телесных, и душевных. Труд — это вложение в будущее и я хочу видеть его целевым. Удовольствие при этом тоже может быть целью.
Поэтому логично было прийти к двум крайним формам творческого труда: для самоудовлетворения (нарисовать картинку, которую хочешь видеть, убрать в папку и время от времени любоваться) и для получения дохода. Доход материальный я тут рассмотрю только раз: я считаю, что деньги — это очень хорошая штука, они красивые и при помощи денег можно восполнять запасы сил и хорошее настроение.
Но доход бывает не только материальный. Обилие площадок для публикации результатов творческого труда сделало своё дело: я хочу, чтобы меня любила публика. Знаю, есть люди, приверженные концепции, что рост и долговременный труд должны совершаться в уединении, максимум, при учителе. Я не придерживаюсь таких строгостей, я хочу расти в школе, во дворе, если угодно такое сравнение: тут есть и старшие товарищи с примерами, от которых рождаются зависть и мотив, и младшие, взаимодействие с которыми тоже несёт пользу. Поэтому я люблю сеть, люблю думать о вопросе творчества в сети.

1. Ценность публичного сетевого общения в расширении приёмов работы.
читать о взаимном обмене опытом

2. Ценность публичного сетевого общения в обратной связи.
читать об отзывах и собственном упрямстве

3. Ценность публичного сетевого общения в критике.
читать о получении и раздаче критики

4. Ценность публичного сетевого общения в обмене идеями.
читать о конструкторе "миров"

Обобщение.
Многочисленные беседы с друзьями наталкивают меня на разные вопросы: "а зачем творчество?", "а почему я могу регулярно работать?" и "как я отношусь к обратной связи?" Все приведённые выше ответы становятся используемыми (не "понятыми", но доступными в дело) о-очень медленно. И приходят они постепенно. Мотивацию я считаю важнейшим из ресурсов, и именно с неё началась моя способность упрямо тащить в дело всё: сперва для поиска точки приложения сил, а потом для получения способов, рычагов и пр. А мотивация начинается и с зависти "хочу уметь вот так, и чтобы вот так хвалили", и с того упрямства "зубами полезу, но вылезу на самый верх", и с хороших примеров рядом. Поэтому общение в сети стало прямо Кландайком: тут нашлось всё. И оное всё не просто нашлось. В спорах, неудобных ситуациях и неприятных разговорах это всё превратилось в топливо. на котором паровоз двинулся из привычного "здесь" в радужное "мечтаемое". В поезде этом нашлись и радости, и попутчики (о, куда я без вас!). А несовпадение мечты и реальности продолжается, спасибо Леонардо да Винчи за аксиому недостижимости!

Рулетка запускается!


09:39 

Двадцатое сентября

Голландская рулетка
"Сделай сегодня то, за что будущий ты скажешь себе спасибо".

Сегодня у нас в гостях здоровская художница, неизменно радующая своих читателей прекрасными фанартами по Пратчеттовским "Добрым предзнаменованиям", "Хоббиту", нескольким сериям комиксов и другим интересным фэндомам - великолепная Candra. Я наблюдаю за ее творчеством уже несколько лет, и оно неизменно вызывает у меня массу восторгов - проработка деталей, цветовые сочетания, классная атмосфера и прорисовка. Естественно, я не смогла удержаться и не пригласить ее к нам на интервью. Итак, давайте дадим ей слово:

- Традиционный вопрос: расскажи, пожалуйста, о себе.

Родилась в Омске, живу в Питере с мужем-татуировщиком и двумя котами. Рисую разное для себя и на заказ. На дневниках меня в основном по всякому фанарту знают. Раньше увлекалась комиксами и активно светилась на сайтах любителей этого дела, сейчас остыла, но все равно иногда фанарт порисовываю.

О самодрессировке, фэндомах и прекрасной ноше ЛОСЯ

Рулетка запускается!


@темы: интервью

13:53 

Девятнадцатое сентября

Голландская рулетка
«Давай будем счастливы».

«Пожалуй, пришло время оставить в покое бабушкины сказки о том, что удача, счастье и удовлетворенность — это все, чего нужно желать от жизни. Слишком долго нам говорили — да и мы чересчур долго верили, — что погоня за счастьем в конце концов приведет нас к нему.
Подобная мысль может показаться абсурдной, если осознать, что слову счастье нельзя даже дать определение! «О том, в чем все-таки состоит счастье, спорили всегда, — пишет философ Роберт Шпеманн в эссе о счастливой жизни. — Варрон, а вслед за ним и Августин Блаженный насчитали двести восемьдесят девять представлений о счастье. Все люди хотят быть счастливыми».
Затем Шпеманн рассуждает о мудрости еврейской шутки о сыне, который сообщает отцу, что желает жениться на мисс Кац. Отец возражает, потому что у мисс Кац нет приданого. Сын настаивает: только с мисс Кац он может быть счастлив. Тогда отец отвечает: «Быть счастливым — ну какая тебе от этого польза?»
Одного лишь беглого обзора мировой литературы по этому вопросу должно быть достаточно, чтобы вызвать у нас в связи с этим большие подозрения. Несчастье, трагедия, катастрофа, преступление, грех, безумие — великие литературные творения.
В «Аде» Данте куда более изобретателен, чем в «Рае». То же самое можно сказать и по отношению к «Возвращенному раю» Мильтона, если сравнить его с «Потерянным раем». Первая часть «Фауста» Гете вызывает у нас слезы, а вторая — зевоту.
Так давайте не будем себя обманывать: ну чем бы мы были без наших несчастий? Мы отчаянно в них нуждаемся, именно отчаянно».

Так начинается книга Павла Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи: книга для тех, кто желает освоить технику отравления собственной жизни». О, мы все владеем этой техникой бессознательно и даже не задумываемся о том, как ее можно улучшить.
Когда я первый раз читала эту книгу, я смеялась, и плакала, и думала о том, что автор везде абсолютно прав, испытывала стыд от того, что увидела себя в таком зеркале, и радовалась тому, что несчастной быть можно! — хотя и не хочется.

Перечитать, что ли, заново. Осень. Так актуально.

Рулетка запускается!


13:45 

Восемнадцатое сентября

Голландская рулетка
"Девочка не знает, что ты ее выдумал... Она просто пляшет".

В нашем сообществе есть немало пишущих участников. Я тоже иногда пытаюсь писать - неумело, но с любовью. И во время таких попыток я заметила, что один из моих героев отличается от остальных. Он будто не настоящий - все живые, а он один бродит блеклым фантомом. В поисках "живой воды" я наткнулась на очень интересную статью о работе с персонажем, которой хотелось бы поделиться с вами сегодня.

"Интервью с героем"

Несмотря на то, что автор, как говорил Дж. Фрэй, должен приходиться своему герою мамой и папой в одном лице, то есть знать о нем всю подноготную, часто писатели знают о своих героях меньше, чем о соседской кошке. Вот и выходят в свет герои без описания внешности, без характерных признаков, без индивидуальности. Неудивительно, что такие безликие герои начинают со временем чудить и вести себя неадекватно: ведь сам автор не понимает, чего от них ждать, и смотрит на них с опаской, как на обезьяну с гранатой.
Другая крайность - годами писать анкеты, выясняя размер ноги главного героя. Вместе с тем, бывает полезным ответить на некоторые вопросы относительно характера вашего персонажа, чтобы хотя бы приблизительно представлять, с кем вам придется иметь дело на протяжении долгих страниц.
Здесь есть огромный опросник для героя, расписанный по месяцам. На мой взгляд, он слишком подробный. Но думаю, очень полезно время от времени выуживать из него несколько вопросов и переадресовывать их вашим героям. Например:

Что значит имя героя для него? Как он к нему относится?
Ваш герой столкнулся лицом к лицу с заклятым врагом, что он будет делать?
У вашего героя есть фотоальбом с памятными фотографиями, на которых запечатлены самые яркие моменты жизни. Если бы ваш герой мог оставить себе только одну фотографию, какую бы он выбрал?
Еще 28 вопросов

***
Как можно работать с этими вопросами:

Можно выбрать десяток самых интересных вопросов и провести быстрое анкетирование вашего героя, записывая ответы вкратце, чтобы получить лучшее представление об образе персонажа в целом.

Можно двигаться от общего к частному, взять один вопрос и "копать" вглубь: например, на вопрос "В чем ваш герой наиболее компетентен?" развивать тему. Мой герой наиболее компетентен в вопросах магии, прекрасно владеет волшебной палочкой и крутит хвосты единорогом. В последний раз, когда он встретил в призрачном лесу единорога и хотел приручить его, случилось следующее... И дальше описание ситуации на несколько страниц. Помогает разобрать характер героя в деталях и набрести на новые мысли.

А можно, наоборот, двигаться от частного к общему, переходя от героя к сюжету. Например, "ваш герой просыпается утром и обнаруживает, что находится в чужой спальне, что он будет делать?". От описания действий героя (удивится, начнет звать на помощь, вызовет по волшебному ботинку магическую полицию и т.д.) двигаемся к сюжетным перипетиям. А что, если начать книгу с того, что герой проснется в незнакомом месте? А что, если герой каждый день просыпается в незнакомом месте? Как так получается? Наверное, он путешественник во времени... Или рассеянный волшебник, который каждый раз переносит себя куда-то с помощью нечаянного заклинания... Или у него расстройство памяти... Или он сошел с ума... Пишем себе вопросы на листе бумаги. От одного вопроса двигаемся к следующему. Масса новых прекрасных идей гарантирована! ©

Рулетка запускается!


10:09 

Семнадцатое сентября

Голландская рулетка
"Ты - это дорога. Правда. И жизнь".

Один из самых любимых моих писателей - Джон Фаулз, и я испытала настоящую радость, обнаружив на ресурсе "Книга как проект" его правила жизни и работы. Еще большую радость я испытала, узнав, что Фаулз (совсем как я, ура!) писал без плана, считал, что писатель обязан параллельно жить в двух мирах, на роман смотрел как на путь человека в неизведанное, а в качестве идеального места жительства называл морской берег. Надеюсь, что, прочтя эти правила, вы тоже ощутите силу вдохновения и много иных чувств, которые позволят вам творить, не сдаваться и прокладывать свой путь. Или, по крайней мере, пережить еще один день - что тоже неплохо.

* Ни у кого в моей семье не было литературных талантов или интересов. Кажется, что я пришел из «ниоткуда».

* Когда я был маленьким мальчиком, мои родители любили посмеяться над «парнем, который не умеет рисовать» — его звали Пикассо. Глупость родителей ужасала меня.

* Если говорить о писателях как об отдельном виде, в них мне, на самом деле, интересна одержимость деятельностью, необходимость продолжать писать. Думаю, это происходит из-за чувства необратимости. В жизни каждого писателя ощущение потери присутствует сильнее, чем у других людей.

читать дальше

Рулетка запускается!


10:54 

Шестнадцатое сентября

Голландская рулетка
"Твоя жизнь состоит из двух дат и тире между ними. Выжми из тире все, что получится".

Сегодня мы хотели бы поделиться с вами не творческими советами, а одним пронзительным, умным и грустным письмом. Это посмертное признание Линдса Реддинга (Linds Redding), который 30 лет проработал арт-директором в новозеландских филиалах BBDO и Saatchi & Saatchi и в октябре 2012 года, в возрасте 52 лет, скончался от неоперабельного рака пищевода. Его наследием, помимо рекламных проектов, стало эссе "Маленький урок на будущее", которое он опубликовал в своем блоге незадолго до ухода из жизни. Речь в эссе идет о рекламном бизнесе, однако люди, помешанные на работе, есть везде, вне зависимости от профессии. Возможно, кого-то этот крик души заставит задуматься и оглянуться на свою жизнь, пока не поздно.

- Много лет назад, когда я только начинал работать в рекламе, у нас был такой прием - "Ночная проверка". В течение дня я и мой напарник Лоуренс на листах А4 записывали все идеи, которые только приходили нам в голову на тему рабочих проектов. Небрежные заголовки, дурацкие каламбуры, простейшие зарисовки маркером. Это была своеобразная мусорная свалка для мозга. Все, что вываливалось из наших голов или вылетало из наших уст, немедленно наносилось на бумагу. К концу дня все самые нелепые и нерабочие идеи отфильтровывались и грудой скомканной бумаги заполняли мусорную корзину в углу нашей каморки.

Если день был продуктивным, то помимо горы бумаги, пластиковых стаканчиков из-под кофе и переполненных пепельниц, скапливалась толстенькая стопка "концептов". Мы аккуратно развешивали эти листы на стене офиса перед тем, как отправиться в бар выпить по пинте пива.

На следующий день, не обращая внимания на похмелье, ровно в 10:00 мы приходили на работу и свежим взглядом оценивали результаты нашего вчерашнего труда. Как правило, треть идей отсеивалась сразу. Поразительно, как идеи, еще вчера казавшиеся на момент их рождения уморительно смешными или поистине выдающимися, меркнут при свете отрезвляющего утреннего света. К полуденному кофе все агентство было в сборе и мы возвращались к наше рутинной работе: слонялись с умным видом по офису, критикуя творения других креативных пар.

читать дальше

Рулетка запускается!


07:23 

Пятнадцатое сентября

Голландская рулетка
"Время летит - это плохая новость. Хорошая новость - вы пилот своего времени".

Осень - безумно красивое и побуждающее к творчеству время года. Но именно в осенние месяцы я стала замечать, что не могу корректно спланировать свой день. Хватаюсь за одно, второе, третье... В итоге процесс творчества вроде бы идет, но до желаемых результатов еще далеко. Очень кстати мне на глаза попалась статья из блога Елизаветы Бабановой "Как увеличить продуктивность за один день? (7 проверенных приемов)".

А еще в этом же блоге есть интересный список "Что можно успеть за 2 минуты (или даже меньше)".
Например:
1. Сделать дыхательную гимнастику
2. Заварить полезный травяной чай с имбирем и медом
3. Послушать заводную песню и вдохновиться
4. Сказать комплимент
5. Купить авиабилет в классное место
6. Сделать фотографию и запечатлеть момент, который уже никогда не вернется
7. Сделать стойку на голове
8. Поцеловать и обнять любимого человека
9. Позвонить маме и сказать ей, как вы ее любите
10. Вдохновить одного или сразу нескольких человек
(Еще несколько идей - здесь).

И ведь действительно: время - удивительная и непостоянная штука, но если очень постараться, его можно "укротить" и сделать своим союзником. В конце концов, обычный человек думает, как бы провести время, а умный думает о том, как его использовать.

Рулетка запускается!


09:48 

Четырнадцатое сентября

Голландская рулетка
“Трудись”.

Считая, что творческий труд — в равной степени и игра, и работа, я никогда не упускаю возможность как следует поиграть. Тем более, что нынче одни влюблённые в дело цифрового рисунка люди делают для других таких же отличные вещи. Я поделюсь с вами двумя инструментами, достаточно редко бывающими на слуху — а зря. И если это прозвучит как реклама — пусть так и прозвучит: сейчас век альтруизма и лучшей платой за такую рекламу я считаю изображения, которые могут у вас получиться, если вы познакомитесь с программами поближе.
ArtRage — программа, специализирующаяся на имитации натуральных материалов: масляная краска, мелки, ручки и фломастеры, карандаши, акварель, чернила.
посмотреть пример
посмотреть ролик
Для меня главное её преимущество — удобная, естественная и настраиваемая динамика смешения цвета при работе "маслом". На месте любимые штуки вроде слоёв, их смешения, создания собственных кистей. Слои можно сохранять отдельно и передавать для дополнительной обработки в PhotoShop и обратно. Удобные и привычные горячие клавиши, в том числе для каждого инструмента и для кратковременного отражения работы по вертикали и горизонтали. Есть смысл настраивать и рабочую "поверхность", будь то "бумага" или "холст" — поведение инструментов будет соответствующим.
BlackInk во многом является противоположностью ArtRage. Никаких естественных материалов, даже намёка; при работе в ней сразу понимаешь всю глубину термина computer-generated art.
посмотреть пример
посмотреть ролик
Основное преимущество её, помимо лёгкости и простоты, заключается в детальнейшей настройке штриха, которая достигается подбором математических функций и иных операций, способных влиять на след, оставляемый курсором. Цвет, его насыщенность, последовательность смены тонов, направление и форма кисти, вращение курсора и другие параметры могут быть заданы нажимом, скоростью движения и временем, прошедшим с момента начала штриха. Для создания любого нужного эффекта есть отдельное поле рабочей области, где можно составлять последовательности мат.функций и прочих настроек, "подсоединяя" полученные цепочки к параметру штриха. Прочих настроек совсем немного, но все необходимые, вместе с горячими кнопками, имеются. Сохранение в формате BlackInk и PNG (с прозрачностью).
Надеюсь, что два эти инструмента придутся вам по душе. Будет чертовски здорово, если и вы станете получать от их использования громадный кайф, который мне так знаком!

Рулетка запускается!


11:36 

Тринадцатое сентября

Голландская рулетка
"Кажется, ты снова стала сама собой. Вообще-то, такая ты намного лучше".

Для меня осень - это всегда время чтения особенных книжек. Как-то раз я попробовала составить список "сезонных" книг, и осенний список получился самым длинным. Наверное, это потому, что осенью у меня день рождения, а в подарок я больше всего люблю получать книги, и многие из таких подарков ассоциируются с осенью даже не потому, что речь там об этих трех осенних месяцах, а потому что я читала их под оранжевым светом ночника, лежа под теплым одеялом и слушая, как воет холодный ветер за окном, и как облетает листва под его порывами. Такими книгами для меня стали, например, "Муми-тролли" Туве Янссон - книги не только для детей, но и для не повзрослевших взрослых. Забавно, но перечитывая эти книги, всегда находишь в них что-то новое, и несмотря на то, что время идет и с каждым годом ты становишься старше, истории про Муми-троллей не перестают очаровывать своей непосредственностью и уютом. Для меня в них сохранилось очень много тепла и очарования родом прямиком из детства.
Почему мы говорим о них в творческом сообществе? Потому что, как мне кажется, у Муми-троллей можно научиться тому, как сделать ярким и творческим свой самый важный проект - собственную жизнь. Уж кто-кто, а они в этом - настоящие мастера. Сегодня мы бы хотели поделиться с вами 50 правилами жизни Муми-троллей, которые не перестают быть актуальными до сих пор и для любого возраста. Кто знает - если в сентябрьские дни вам не хватает немного теплоты, уюта и дружелюбия, возможно, следование какому-то из этих правил поможет восполнить недостачу?

1. Всегда горячо приветствуй всех тех, кто входит в твой дом.

2. Одинаково важно знать две вещи: как быть одному, и как быть с другими.

3. Для того, чтобы во что-то верить, вовсе не обязательно знать, правда ли это.

4. Молоко, розы, булочки и ягоды — лучший способ отметить возвращение кого бы то ни было домой.

И еще 46 правил

Рулетка запускается!


13:40 

Двенадцатое сентября

Голландская рулетка
«Из темноты может родиться прекрасное».

«Людям, которых посещают по ночам сны, знакомо ни с чем не сравнимое счастье, которого лишен мир дневного света, экстаз и легкость на душе, сходные со вкусом меда на языке. Ведомо им и то, что объяснение восторга, который охватывает спящего, — это чувство ничем не ограниченной свободы, которое он познает во сне. Это не свобода диктатора, навязывающего миру свою волю, а свобода художника, не скованного ничем, даже волей. Удовольствие от счастливого сна зависит не от его содержания, а от того, что во сне все происходит без участия спящего. Над событиями своего сна он не властен». (Карен Бликсен «Из Африки»)

Свой первый большой рассказ я писала как раз по тому, что видела во сне, — и тогда обнаружила, как сложно сохранить в тексте все, что приснилось. Все события сна кажутся огромными, самые мелкие такие же важные, как самые крупные, воспоминание о каком-то цвете так невыносимо, что непременно нужно записать и его — и в итоге текст расползается в липкую кашку, из которой только и ясно, что что-то было лиловое, а кто-то бежал и дышал, и от всего огромного остается только огромное раздражение.

Это все равно что попасть в магазин игрушек и хотеть вынести все — и лошадок, и вертолет, и плюшевого пингвина, и настольные игры, и кукольный дом, который некуда будет поставить. Отличие, может быть, только в том, что фрагменты сна не вредят кошельку — но они занимают место, и надо выбрать те, с которыми можно играть.

Любое творение требует ограничений, а не абсолютной свободы, требует выбирать всего одну возможность, отказываясь от всех остальных, — вязать красный шарф, рисовать синий цветок, из всего сна взять только одну историю. Но без этого выбора не случится ни шарфа, ни цветка, ни истории. Вдохновение не в абсолютной свободе, но в отказе от нее. Кот, который не может толком решить, появиться ему или пропасть, не вдохновлен — но вдохновение точно переживает девочка, со всех ног бегущая за белым кроликом.

Рулетка запускается!


15:01 

Одиннадцатое сентября

Голландская рулетка
"Мы никогда не получим то, чего мы хотим, пока не будем благодарны за то, что имеем".

Уже много лет каждый вечер я говорю спасибо за этот день и за все хорошее, что произошло в нем. И то время, когда я забывала говорить спасибо, становилось очень тяжелым периодом в моей жизни. Даже не по событиям - по общему фону восприятия мира.
Мы так часто произносим слова о том, чего нам не хватает, что нам хотелось бы развить, - но так редко говорим о том, что уже имеем. О, как же этого много! Недавно я гуляла с подругой и обсуждала вопрос благодарности и незамечаемого нами.
- Хорошо, назови пять пунктов - пять! - что у тебя уже есть.
- О, у меня две ноги, две руки, один нос, па-альчиками шевелить могу... - шутит она, а мне становится не по себе.
- Я правильно слышу, что ты здорова и физически дееспособна?
- Да, - осекается она.

Мне кажется, роль благодарности в жизни вообще трудно преувеличить. Из нее прорастает умение видеть хорошее вокруг и перерастать свои недостатки, базируясь на этом хорошем. А еще прорастает спокойствие и доброта. Точно так же и в творчестве. Мы хотим, чтобы было лучше, красивее, выше, но как же здорово остановиться и сказать: как хорошо, что в рисунке получилась такая красивая линия локтя. Спасибо, дорогое мироздание/Бог/провидение, за это. Спасибо за то, что показало такую красивую игру света в пейзаже, за то, что у меня получилось передать хоть часть его красоты. Спасибо за то, что, хотя не все получилось, мне нравилось делать это. Спасибо за то, что в процессе мне было так тепло.
Все стремления и обучения - позже. А сначала простое слово, которое знает каждый дошкольник. Почему его так часто забывают люди, когда вырастают? Ведь это было так просто: спасибо.

Рулетка запускается!


10:32 

Десятое сентября

Голландская рулетка
"Изучай правила как профессионал, так ты можешь нарушать их как художник". - Пабло Пикассо

"Книга как проект. Как написать книгу с нуля - авторский курс Дарьи Корж" - довольно интересный ресурс, на котором можно отыскать немало полезного и даже стать участником проекта по написанию книги.

С удовольствием делюсь найденным там руководством по ведению дневников от Эраста Фандорина, то есть Бориса Акунина. Советы эти будут полезны, думаю, не только начинающим писателям, но и многим другим, кто стремится упорядочить творческий хаос в своей голове.

ЭРАСТ ФАНДОРИН ВЕДЕТ ДНЕВНИК

Если в программе физического самоусовершенствования 1914 года значилось „нимподзюцу“, то в качестве духовной практики Фандорин решил освоить „Никки-до“, „Путь дневника“.

Дневник ведут многие, как на Западе, так и на Востоке. Юные гимназистки записывают в заветную тетрадку свои сердечные переживания, прыщелобые студенты предаются ницшенским грезам, семейные матроны ведут хронику детских болезней и салонных сплетен, писатели причесывают свои мысли ради посмертной публикации в предпоследнем томе полного собрания сочинений (в последнем, как известно, бывают „Письма“). Но человек, который во всяком занятии стремится отыскать способ подняться на более высокую ступеньку бытия, хорошо понимает: настоящий смысл ежедневных письменных излияний в том, чтобы развивать ясность ума и духа. Когда к дневнику (по-японски „никки“) относятся подобным образом, это не просто бумагомарание, а Путь, и очень непростой. Посложней, чем квантовая теория, которой Фандорин посвятил весь 1913 год.

читать дальше

Рулетка запускается!


главная