Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:52 

Четвертое января

Голландская рулетка
"Иногда неправильные решения приводят нас в правильные места".

Я очень люблю готовить и в своих кулинарных книжках частенько натыкаюсь на мысль о том, что тот или иной классический рецепт был придуман "по ошибке". Наверняка многим из вас знакома старая шутка о том, что в булочки впервые положили изюм, чтобы замаскировать заползшего туда таракана. Или, например, история со знаменитым французским пирогом-перевертышем - две сестры Татен пекли его для знатного гостя. Когда они переносили пирог на поднос, тот упал, и они, не придумав ничего другого, перевернули его начинкой вверх и подали, как будто так и было задумано - и этот пирог стал настолько популярным, что его и назвали в честь сестер. Да что там - даже одни из самых популярных продуктов, черный чай (не классический китайский, а, так сказать, "европеизированный") и сыр, были изобретены вследствие неправильной логистики - в первом случае это были неудачные условия хранения китайского зеленого чая при транспортировке его из Китая в Европу, во втором - просто-напросто скисшее молоко.
В моем любимом рисовании некоторые из интересных техник - тоже результат ошибок: кто-то капнул спирт на рисунок, кто-то рассыпал соль над акварелью, и в итоге получились интересные размывки. Я уверена, что в любом виде творчества можно найти такую удачную ошибку, которая впоследствии стала классикой действия. Да и, собственно, творчество - это не только понятие определенного процесса, это еще и понятие того прецедента, когда мы говорим "а что если попробовать что-то новое?", и пробуем, и вдруг получается здорово. Тем и интересно мыслить творчески - когда любую ошибку можно превратить в успех, из случайно упавшей капли краски сделать новую деталь, из упавшего яблочного пирога кулинарный шедевр, а из случайной мысли - новую технику. Не забывайте, что в творчестве нет границ, а из любого опыта, даже отрицательного, всегда можно извлечь что-то полезное.

Рулетка запускается!


18:04 

Третье января

Голландская рулетка
"Если я сдамся - лучше не станет". Автор постера - М. Поливанов.

Одно дело - вывешивать рисунки у себя в дневнике, делать их в подарки знакомым, объявлять заказы. Другое - прийти на большой англоязычный форум и участвовать в конкурсах или высылать наброски в интернациональную группу в соцсети. Там первенство, мастерство и навык оцениваются простыми числовыми показателями - голосами и "лайками". И когда видишь рисунок с целой стаей эти "лаек" против пары-тройки у тебя, начинаешь представлять очень хорошо, что таких, как ты, очень много, и придётся о-очень хорошо поработать, чтобы добиться чего-то.
Мне не очень комфортно в соревновательной среде, но только здесь я могу увидеть свой уровень, а ещё в неимоверных количествах изучать приёмы и способы передачи идеи простыми и эффективными средствами - и тут же пробовать их и наблюдать за реакцией зрителей. Наблюдение есть только половина дела, общение с художниками, "прощупывание" того, что нравится зрителям и обязательно собственное участие - вот то, что очень мотивирует меня двигаться вперёд.
Конечно, мало приятного смотреть на успехи других и понимать, что тебе до них не очень близко. Мой друг-психолог говорит, что повышение креативности связано с повышением тревожности. Всегда страшно совершить смелый выход за рамки привычного (а без этого нет творчества, только повторение), есть риск, что эту попытку отвергнут, а ведь творчество связано со зрителями очень крепко, это способ общения.
Страшно. Но если ничего не делать, лучше действительно не становится.
Думаю, по прошествии полутора лет ежедневных занятий я легко могу остановиться в развитии, могу вообще взять и перестать рисовать. Ничто не заставляет меня этим заниматься, ничто не гарантирует продолжения - кроме моего собственного упрямства и ощущения того, что если я брошу, будет наверняка хуже. Поэтому я и продолжаю, пытаюсь разобраться, как преодолеть запланированную высоту, подняться ещё, к тем, кого сейчас я ставлю себе в пример - и выше. Просто потому что это чертовски интересно.

Рулетка запускается!


12:45 

Второе января

Голландская рулетка
"Давайте праздновать!"

По англоязычному фейсбуку ходит история про старушку, которая, прощаясь с улетающей дочерью, сказала: "Желаю тебе достаточно".

"Когда мы желаем другому достаточно, мы желаем, чтобы его жизнь была наполнена таким количеством хорошего, которое он может выдержать. Я желаю тебе достаточно солнца, чтобы освещать твой путь. Я желаю тебе достаточно дождя, чтобы солнце радовало. Я желаю тебе достаточно счастья, чтобы поддерживать дух. Я желаю тебе достаточно боли, чтобы мельчайшие радости жизни казались больше. Я желаю тебе достигнуть достаточно, чтобы удовлетвориться. Я желаю тебе потерять достаточно, чтобы ценить все, что имеешь. Я желаю тебе достаточно "здравствуй", чтобы выдержать последнее "прощай".

Все равно кажется, что "достаточно" недостаточно. Все равно пока еще хочется, чтобы всего было через край - кроме, может быть, боли и философии. Хочется каждый день делать немного больше, чем достаточно, хочется хоть чуть-чуть, но расти. (Пусть это желание исполняется, и этого будет - достаточно.)

Рулетка запускается!


13:38 

Первое января

Голландская рулетка
"Если счастье до сих пор не пришло, значит, оно большое и идет маленькими шажками".

Мне запомнилось, как во время съемок очень популярной нынче музыкальной программы "Голос" одна из участниц забыла слова. Прямо во время выступления, на середине песни, но съемки не останавливают, хотя уровень напряжения конкурсантки увеличивается с каждой секундой. И тут весь зал взрывается аплодисментами! Модераторы показывают зрителям жест "тише, тише, садитесь", но все срываются с места, стоят и аплодируют, аплодируют... Столько поддержки и любви было в этом моменте, что он вспоминается мне снова и снова. И участница, чувствуя настолько сильный поток энергии из зала, собирается и делает настолько сильный конец, что зрители продолжают стоять, даже когда песня уже закончилась.

С Новым Годом вас, дорогие участники! Желаю вам в наступившем году ощущать тот же эмоциональный подъем и ту же поддержку, когда они так необходимы! И делать свое дело с душой и самоотдачей - так, чтобы в конце хотелось встать и молча аплодировать. С наступившим Новым Годом!

Рулетка запускается!


16:07 

Тридцать первое декабря

Голландская рулетка
"С новым годом!"

Дорогие все! Те, кто играет в Рулетку и не стесняется говорить об этом; те, кто играет и молчит; те, кто просто заглядывает в наше сообщество в поисках мотивации и вдохновения! Модераторы Голландской Рулетки поздравляют вас с Новым годом, желают самых светлых, теплых, красивых и творческих моментов в жизни и делятся своими любимыми рождественскими и новогодними песнями! Пусть они создают прекрасную атмосферу в Новом году и всегда!










Рулетка запускается!


17:47 

Тридцатое декабря

Голландская рулетка
"Вы никак не измените свою жизнь, пока не измените что-то, что делаете ежедневно. Секрет вашего успеха заключается в ежедневном распорядке".

Вот-вот наступит новый год. Собственно говоря, это сухой календарный факт и то праздничное настроение, которое мы ему придаём - у каждого своё. 365 дней, которые будут отсчитываться с первого, с начала.
Раньше я тоже думала, что вот - начало, что-то новое, что-то, чего не было раньше. Теперь я знаю, что все изменения закладываются постепенно, что дерево, посаженное сегодня, прорастёт не быстрее, чем пройдёт весь путь от семечка до ростка.
Перемены на завтра нужно закладывать каждый день. Два года назад один стоящий, цельный набросок в неделю был для меня трудной задачей - такой, которой действительно хочется делиться. Потом, при могучей поддержке народа с сообществ и на собственном упорстве, я стала наращивать обороты и вчера закрыла неделю с восемнадцатью дельными скетчами. Эта же мысль была у Константина Вавилова, который проводил лекцию "+10 к скорости рисования" на московском CGevent'е - делайте то, что любите, старайтесь и занимайтесь этим каждый день.
Мы - это те события, которые мы создаём каждый день, мы - впечатление, которое оставляем у людей, с которыми контактируем, мы - это сделанное нами. Пару лет назад папа предложил мне философскую мысль о том, как может случиться такое, что человек к 40, к 50 годам вдруг осознаёт, что тратил время не так, зря, потерял его. Подумав, я сказала папе: "Шалишь. Если я вчера делала именно то, что решила делать и умом, и сердцем, то сегодня - на случай, если мои приоритеты действительно изменились, пересмотрены - я всё равно знаю, что вчера я жила по тем, которые горели во мне. Сегодня - пусть другие, я буду жить по ним новый день, а прошлый был ценен не меньше". Но мысль оставила себе на память. И время от времени ориентируюсь - буду ли я горда прожитым сегодня, когда пройдёт 10, 20 лет, больше?
Короче, Новый год - это здорово. А "сегодня" - единственный день, когда можно вносить изменения. Для этого необязательно стоять на пороге нового года или столетия.
Вот тут стою, где стою, отсюда можно начинать.

Рулетка запускается!


10:23 

Двадцать девятое декабря

Голландская рулетка
"Детство - это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе".

Мне кажется, что всё творчество - оно родом из детства. Смотрю на своего почти годовалого сына, и понимаю, что в нем сейчас этого безудержного вдохновения хоть отбавляй. А все почему? Потому что он не знает правил. Точнее, он пока еще знает, что правил нет. Поэтому и творит столь смело и искренне.

Наблюдайте за детьми, вдохновляйтесь. Помните о себе-ребенке, и о том, что ребенок этот всегда живет в нас - всё такой же невероятный, восхищенный, верящий в чудеса.

Рулетка запускается!


09:18 

Двадцать восьмое декабря

Голландская рулетка
"Всё — цветное".

После того, как хорошенько поработаешь с тональными отношениями, начинаешь соглашаться с мыслью: в принципе, если тона выбраны верно, цвет не так важен. Он несёт эмоциональную и смысловую нагрузку, а чисто технически - при удачно выбранном соотношении светлых и тёмных тонов можно выбрать любую гамму. Пусть она поддерживает тональные веса и пятна, остальное - для чувств и ассоциативных рядов.
Я заметила, что у меня есть устоявшиеся любимые цвета, с которыми я легко работаю, первая пара из них - голубой в контрасте с рыжим и охряным. А ведь хорошо бы тренировать что-то другое. Поэтому я стала копировать фотографии и картинки других художников в поисках новых цветовых взаимодействий (естественно, не пользуясь "пипеткой"). И в процессе придумала ещё одно упражнение - как раз оно "пипетку" предполагает.
Я беру фото с любым сюжетом (для примеров ниже это были фото кота в новогодней гирлянде, девушки в парке и свернувшейся петлёй змеи), такое, чтобы цвета на нём были бы мне непривычны. Раскладываю его любым фильтром на пятна или фрагменты, упрощая количество переходов тона, и начинаю делать случайные пятна этими цветами. В процессе такого "бардака", наброска без первоначальной цели, удаётся выбрать сюжет и довести набросок до ума, используя цвета палитры уже более осмысленно - для передачи объёма, тени и глубины. Вот мои примеры:
раскрыть первый

раскрыть второй

раскрыть третий

К ним хочу добавить, что такая тренировка хороша, если перемежать её с более свободными экспериментами с цветом - выучив на паре-тройке набросков новые отношения, я делаю ещё несколько картинок без опоры на какую-либо палитру, стараясь воспроизвести то, что выучила в упражнениях. А в выборе сюжета из случайного пятна мне очень помогает тренировка, которая уже вторую неделю идёт на сообществе "Берёшь и рисуешь" вКонтакте. Каждый день выдаётся картинка со случайными пятнами - вот ссылка на альбом.

Рулетка запускается!


11:19 

Двадцать седьмое декабря

Голландская рулетка
"Пусть все твои праздники будут яркими и красивыми".

Не знаю, как вы, а я с пребольшущим нетерпением предвкушаю Новый Год - конец одного периода и начало другого. Мне нравятся вот эти дни, когда в голове наводится своеобразный порядок: перебирается, что хорошего, важного и ценного, что особенного принес этот год. Что было сделано, чему я научилась, как далеко продвинулась. Нравится придумывать проекты на год грядущий - строить планы, записывать идеи, придумывать и фантазировать. Предвкушать, сколько всего нового впереди. Вот это радостное ожидание и предвкушение наполняет меня не менее сильным восторгом, как и вид наряженной елки и подарков под ней. И чувство того, каким полезным, интересным и важным был уходящий год - тоже.
А как у вас дела с пережитым и планируемым? Вы уже придумали, какой творческой работой будете заниматься в будущем году? Подсчитали свои успехи в году, пока еще нынешнем? О планах, насколько я знаю, вслух говорить не принято - но нам будет очень приятно, если в комментариях вы поделитесь с нами своими успехами в творчестве и игре в Голландскую рулетку, и расскажете, чем из своих творческих успехов 2013-го года вы особенно гордитесь.

Рулетка запускается!


14:18 

Двадцать шестое декабря

Голландская рулетка
"Поверь в себя".

Я знаю, что об этом уже писали не раз и даже не десять. Я также знаю, что все внешние импульсы в этом деле помогают не так чтобы очень. Но вчера в моем Избранном одна девушка устроила интересное обсуждение на тему "Чему вас научил этот год", и каждый второй комментарий от ее многочисленных читателей был об этом.

О том, что научились слушать себя. Следовать своей мечте. Стоять на своем. Позволили себе проявлять свои чувства и желания. Впервые взглянули на результаты своих трудов собственными глазами, а не через призму оценок и суждений других. Вдохнули полной грудью. Избавились от старого и давно мешавшего, будь то вещи, занятия или отношения. У всех разные ситуации и разные истории. Но, на мой взгляд, все это об одном - о вере в себя.

Можно наполнить всю свою жизнь, каждый ее момент любовью и магией, творчеством и волшебством, можно танцевать в лунном свете и карабкаться на вершины гор, а можно и не делать всего этого, но делать что-то совсем другое. Можно ошибаться и падать, вставать, снова идти и опять набивать себе шишки. Главное - все же вставать. Главное - расти. Главное - учиться. Главное - верить в самого себя.

Потому что если ты сам в себя не веришь, как может поверить в тебя кто-то другой, а?

Рулетка запускается!


12:18 

Двадцать пятое декабря

Голландская рулетка
"События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения".

Я иногда слышу мнение, что когда человек живет ярко, у него не остается ни желания, ни времени творить. И наоборот, когда человек погружен в свое творчество, жизнь в реальности у него довольно блеклая ("компенсирует" и др.). Как будто одно может существовать только за счет другого... Иногда, конечно, такое имеет место быть. Но в большинстве случаев так говорят далекие от творчества люди, и в реальности все случается совсем по-другому. У меня, к примеру, все происходит в точности наоборот: когда жизнь идет вяло и ненасыщенно, то и с творчеством происходит та же фигня - желания творить просто нет, и хочется взять паузу. А когда жизнь накатывает волной, бурлит, плещет в лицо, хочется ухватить минутку и для того, чтобы рисовать, писать, творить, когда можно, и еще немножечко тогда, когда совсем нельзя. И такое я снова и снова вижу вокруг, среди друзей и знакомых.
Будто есть какой-то единый поток энергии в человеке, единый ритм. Иногда на первый план выходит одна деятельность, иногда другая - это нормально, - но все они в какой-то степени подчиняются этому единому внутреннему ритму. И описанное выше - не исключение. Насыщенная жизнь может существовать и очень часто существует с насыщенным творчеством одновременно. Вместе, как друзья. И, как друзья, они могут повлиять друг на друга, могут вытащить друг друга из ямы или сделать лучше.

Рулетка запускается!


13:11 

Двадцать четвертое декабря

Голландская рулетка
"Празднуй маленькие вещи".

В преддверии католического рождества, в долгой череде разнообразных зимних праздников очень хотелось написать что-то о чуде. О волшебстве. О разноцветных огоньках и фейской пыльце. О том, что среди всех прочих именно зимние праздники кажутся многим из нас самыми сказочными, самыми добрыми, самыми уютными, самыми-самыми.

В чем тут дело? А вот как раз в этих самых маленьких вещах, праздновать которые призывает нас сегодняшняя картинка с аффирмацией: украшении дома, ароматах рождественских кексов и имбирных пряников, запахе свежей хвои, шуршании золотых лент, обхватывающих коробки с подарками, мерцании свечных огоньков и загадочности светодиодных гирлянд. Мы обдумываем, что приготовить на праздничный ужин, выбираем подарки для близких, гадаем на будущее, совершаем десятки привычных и традиционных ритуалов, позволяющих нам почувствовать праздник.

Наряжаем елку. Затеваем генеральную уборку в квартире, - а как же, надо непременно избавиться от всей грязи до нового года! Выбрасываем старые ненужные вещи - тоже непременно в старом году. Сжигаем листочки бумаги с перечислением всего, что не хотим брать с собой в новый. С надеждой зажмуриваем глаза, выпивая первый глоток игристого вина - непременно с озвучиванием про себя заветного желания. И совершаем еще много-много других маленьких поступков, которые и делают зимние праздники такими привлекательными и волшебными.

И ведь все это есть в нас - вся эта фейская пыльца, которой мы щедро присыпаем будни, превращая их в особые, сказочные, праздничные дни. Все это есть в нас, и почему бы не давать этому волшебству прорываться наружу и в другие дни года тоже?

Рулетка запускается!


07:14 

Двадцать третье декабря

Голландская рулетка
"Продолжай писать. Используй чернила с толком".

Итак, книга дописана и отредактирована, а в отдельном файле дожидается список издательств, с которыми вы хотели бы сотрудничать в первую очередь. Как сделать, чтобы знакомство рецензента с рукописью прошло наиболее удачно? На что стоит обратить внимание при написании первого письма? И, наконец, имеет ли смысл посылать книгу именно в это место?
На эти и другие вопросы ответил Николай Науменко - главный редактор издательства АСТ.

"Идея сегодняшнего мероприятия возникла, когда при встрече с Андреем Синицыным и Олегом Колесниковым я пожаловался, что две трети присылаемых самотеком произведений начинаются с того, что главный герой в том или ином виде просыпается: сигнализация сработала, будильник прозвенел, в дверь позвонили... Тут же Андрей Синицын схватил меня за руку: "Давай, расскажи молодым авторам, как сделать так, чтобы не вызвать отрицательную реакцию у тех, кто рассматривает произведение..."

Итак, что бы я хотел рассказать? Я не теоретик - практик, и поэтому просто хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями о работе тех, кто находится по другую сторону стола, тех, кто в издательстве рассматривает ваши произведения. Как это происходит? Есть разные редакторы, есть заведующие редакцией, у которых аккумулируется самотек и другие материалы - всё, что приходит по электронной и обычной почте, что приносят сами авторы. Со всем этим нужно что-то делать. Читать все подряд невозможно - не хватит людей, и времени не хватит; поэтому издатели изобретают разные схемы, системы, которые позволили бы отделить зерна от плевел, найти то пресловутое жемчужное зерно. Системы несовершенные - надо сразу сказать - но они позволяют хоть каким-то образом ориентироваться в океане приходящих текстов. Безусловно, определенный процент того, что отбрасывается - это ценные вещи; поэтому авторам не следует отчаиваться, когда они получили отказ, и следует обязательно пробовать пристроить свои вещи где-то еще...

Чем вызвана, чем обусловлена эта грубая система фильтрации?
Когда российская фантастика переживала свое второе рождение - в 1995 году, - тогда фантастику писало человек 30-40, и всех можно было перечислить. А затем издатели совместными усилиями разбудили многоголового дракона, и сейчас, если прикинуть, активно пишут и издаются человек 500, а тех, кто пробует свои силы в литературе - их на порядок больше. И в этой ситуации начинают работать законы статистики, в частности, закон Старджона: 90% чего-либо - хлам. И действительно, если взять самотек, то 90% его - либо откровенная графомания, либо малоинтересное искусство о себе и для себя.

Что происходит с рукописью дальше?

Рулетка запускается!

DSC_0628

12:20 

Двадцать второе декабря

Голландская рулетка
"У тебя всегда есть выбор".

Уйти или остаться. Простить или хранить в себе обиду. Сдаться или бороться до победного. Быть творцом или созерцателем.
Любить. Или не любить.

Мне кажется, что для того, чтобы потом не жалеть о собственном выборе, нужно поймать эту золотую середину между сердцем и умом. Об этом как раз недавно был пост здесь, в Рулетке. А еще иногда я думаю, что любой выбор - он правильный. Ну значит в данный момент всё должно было случиться именно так, как случилось. Как правило, каждый неверный на первый взгляд шаг превращается со временем в хороший жизненный урок. И нечего стыдиться того факта, что однажды ты опустил руки и решил передохнуть - это твое право.

"Когда стоит выбор, просто подбрось монетку. Это не даст верный ответ, но в момент, когда монетка в воздухе, ты уже знаешь, на что надеешься".
Так и есть :)

Рулетка запускается!


10:18 

Двадцать первое декабря

Голландская рулетка
"Практика. Практика. ... Результат". (автор постера - М. Поливанов)

Как и обещала неделю назад, начну рассказывать про форму, веса и пятна в композиции. Сегодня - о ритме формы, о контрастах формы и весе пятен, всё на примере пейзажей. Закономерности эти исходят из наблюдений - по примеру того, как мы обсуждали эти вопросы с преподавателями. В завершении скажу немного о феномене "хорошего пятна".

Пример 1. Симметрия
Всё, о чём мы тут говорим - это приёмы, позволяющие сделать картинку интересной. И в случае с симметрией принцип "интересности" - в обыгрывании симметрии при помощи асимметрии - в этом и контраст. Левое пятно вытянуто больше, берег там сходит к воде, на цветном изображении взгляд привлекают сияющие росчерки на воде. За счёт главенствующей симметрии картинка кажется достаточно спокойной, но фигура в правом "коридоре" указывает на динамику, какой-то сюжет. Кто этот человек (если человек), что он здесь ищет, что может произойти дальше? При помощи этих мелких деталей - росчерки, берег, фигура - симметрия перестаёт быть скучной.

Пример 2. Ритм
Детализированная работа, показывающая некую местность, насыщена подробностями, в которых чувствуется распределение штриха, отвечающее за ритмы дуг и прямых. То есть, каждый фрагмент работы отрисован очень детально, и эти детали формируют своё направление на каждом участке. При этом читается множество дуг и направляющих, часть из которых показана на схеме рыжим и зелёным. Этот ритм создаёт впечатление истории некогда существовавшего здесь народа, который особое значение придавал формам круга и прямоугольника - это помогает создать в воображении историю. Вместе с тем, обилие деталей, подчинённых нескольким главным формам, заставляет взгляд следовать каждой дуге, осматривая с интересом все элементы местности. А острые контрастные шипы вокруг алтаря показывают центр композиции.


Примеры 3 и 4. Повторы в перспективе
В этих двух примерах для создания ощущения глубины использован приём повтора формы. Разумеется, разнообразие должно сочетаться с таким приёмом - например, на рис. 3 повторы отнюдь не так чётки, как изображено на схеме. Да, крупные части формы действительно выглядят схожими, но при той детализации, которая видна даже на уменьшенном изображении, они не кажутся механическими копиями. Важно и присутствие дерева - его сложная канва контрастирует с основательными плотными скалами. С другой стороны, в иллюстрациях с рукотворными объектами - как на рис. 4 - можно использовать более жёсткие повторы. Этот контраст природных и рукотворных форм тоже важен и создаёт созвучие зданий и растительности на рис. 4. Вместе с горизонтальными и вертикальными линиями, добавляющими композиции устойчивость, природные формы - дерево и абрис скал - делаю работу привлекательнее, помогают взору переходить от одного фрагмента к другому.
Во время просматривания мы уделяем изображению совсем немного времени, вниманию не требуется больше нескольких секунд, чтобы оценить всю картинку. Поэтому созвучие форм так важно - он быстро читается и определяет впечатление от картинки - покажется она привлекательной или скоро забудется.

Пример 5. Контраст формы пятен
Зрелищный и яркий пример контраста форм круга и треугольника с участием горизонтали - всё, что выше середины, имеет плавную форму и фактуру, всё, что ниже - угловатое и резкое, а вершина скалы и дальние облака слева как бы заходят на чужую территорию, помогая соединению, при котором рисунок не кажется просто поделенным пополам.

Пример 6. О шейпе (пятне)
Пятно - это обобщённая форма, которую занимает тон или ряд близких тонов на плоскости работы. Пятно ограничивается линией контраста с тонами другой освещённости - более светлыми или более тёмными.
Главная задача пятна - не только позволять быстро читать сюжет рисунка, но и быть интересным. Скажу сразу - секрет интересного шейпа для меня так и остаётся секретом. Есть некоторые основные правила: неравномерное распределение веса в пятне (см. рис. 1 - даже при очевидной симметрии светлые пятна остаются разными), сочетание в пятне мелких и крупных форм - на рис. 6 фигура снизу и сам дракон привлекают внимание. Здесь интересно заметить, что светлое пятно состоит из крупных частей одинаковой ширины - это помогает собрать внимание на драконе и на путнике, они куда мельче, но на них есть сильные контрасты тона. При этом уступ с путником темнее и кажется ближе, а с драконом дальше - это повтор, аналогичный повторам на рис. 4, при этом уступ дракона кажется крупнее - потому что он дальше, но по площади такой же. И ещё - линия, очерчивающая тёмные тона рис. 6, хотя и отличается некоторыми деталями, состоит всё же из довольно крупных кривых, что усиливает акценты на персонажах - это тоже принцип построения шейпа.
Пример 7. Просто хороший шейп

Тут собраны, на мой вкус, главные принципы интересного пятна - минимум повторов, контрасты размеров и лаконичность линий. Ни один фрагмент скал не выглядит однообразно, ширина и вес частей различаются и создают ощущение природного разнообразия. Перспектива очень просто и естественно решена тонально - слева близкие скалы, тёмные, видны мелкие детали и отдельные камни, а чем дальше, тем лаконичнее штрих и тем мягче тон - к небу.
Поскольку все мы очень разные и бываем в разных настроениях и состояниях, так и трудно бывает оценить, является ли то или иное пятно хорошим или плохим. Считаю, что в добавок к тем примерным основам пятна, повторов, контрастов, есть ещё что-то, что происходит в нашем восприятии и что является решающим. Некое ощущение, которое вызывает каждая конкретная картинка в нашем воображении - отзывается или нет, кажется скучной или не забывается годами. Поэтому и принципы, которые изложены выше, я не считаю жёсткими правилами - сколько примеров рисунков, в которых всё совсем не так, и они хороши (или по крайней мере, нравятся людям =)! Знания эти скорее помогают понимать, что именно в рисунке может работать на идею, а что помешает ей - в вашем восприятии, как автора. А встреча искусства с опытом других людей - штука всё-таки малопредсказуемая, особенно в деталях.

Надеюсь, этот обзор был вам интересен. Как и всегда, на любые вопросы я постараюсь ответить в комментариях. Авторы использованных работ: JoshEiten, julijuly, merl1ncz, shoomlah, gypcg, Lyno3ghe, Balaskas, JadrienC и KlausPillon

Рулетка запускается!


11:05 

Двадцатое декабря

Голландская рулетка
"Делай маленькие вещи с большой любовью".

Меня в первой части фильма "Хоббит" очень трогает момент ужина Бильбо перед приходом гномов. Вы не обращали внимания на то, как красиво Бильбо сервирует себе еду - вот эта рыба, красиво разложенная картошка с овощами, и сверху еще обязательно лимончиком сбрызнуть, и аккуратно расставленные на столе приборы, и свеча в красивом подсвечнике... А ведь это ужин в одиночестве, и чисто гипотетически так наряжать стол нет особого смысла, нет потенциальных восторженных зрителей. Если только все это - не более чем акт обычной заботы и внимания к себе. Даже в мелочах - таких, как обычный ужин.
Мне вообще всегда нравятся моменты, когда, чуть-чуть заглянув за кулисы любого процесса - особенно творчества! - видно, сколько заботы, внимания и труда остается за кадром. Например, когда художник показывает не финальный вид картины, а всю ее в процессе - все эти наброски, подборы цвета, наконец, сама картина, размывки, лессировки и слои. Или процесс написания книги - мой любимый де Линт рассказывал, что он, когда работает над очередной книгой, сначала пишет все, что ему приходит в голову, дает высказаться каждому герою, не задумываясь, насколько это важно или неважно для текста - а потом берет карандаш и начинает править и вычеркивать, сокращать монологи и описания, и вычеркивает таким образом очень много - представьте, сколько работы мы не видим! Или еще пример: когда я приезжала в гости к сестре-вышивальщице, меня поразили аккуратные кейсы с подборками ниток, настоящая палитра художника, только не в красках, а в нитях - и еще маленькие изящные игольница и лупа в винтажном стиле, и еще много таких мелочей, которые подобраны специально для того, чтобы не только облегчить работу, но и сделать ее уютной, приятной. Здорово ведь!
В общем, я хочу сказать, что, подходя к своему творчеству практически, заботьтесь не только об основных аспектах, но и о мелочах. Проявляйте к себе и тому, что вы делаете, побольше внимания и уважения - если рисуете, то рисуйте на хорошей, качественной бумаге, а не на тетрадных огрызках; вышивая, позаботьтесь не только о красивой схеме и пяльцах, но также и об острых ножницах и хорошей лампе. Если вы ведете кулинарный блог и фотографируете удачные блюда, выберите красивые тарелки и чистую скатерть. И, задумываясь об ужине, вместо наскоро купленной пиццы лучше поджарьте себе стейк или рыбку по примеру Бильбо Бэггинса - и не забудьте сбрызнуть ее лимоном, так она и вправду вкуснее!

Рулетка запускается!


09:55 

Девятнадцатое декабря

Голландская рулетка
"Когда жизнь сбивает с ног, перевернись на спину и взгляни на звезды".

В учебнике по натуральной парфюмерии, который написала lasgunna, — я сейчас помогаю готовить его к печати, — есть масса советов на случаи, когда кажется, что все пропало, ничего не получилось. Чаще всего — в разных вариациях — повторяется совет сделать паузу, дать себе передышку, продышать нос — а потом попробовать посмотреть на ошибку по-новому. Разделить на небольшие части и поэкспериментировать с ними. Кто знает, что получится из ошибки? Говорят, знаменитые духи Chanel №5 родились потому, что парфюмер перестарался с одним из ингредиентов.

Рулетка запускается!


12:55 

Восемнадцатое декабря

Голландская рулетка
"Чем сложнее ты смотришь на жизнь, тем сложнее она смотрит на тебя".

Перед концертом все нервничали, перед концертом все ошибались и хотели повторить такт с начала, чтобы загладить впечатление. Но моя учительница по вокалу говорила: «не надо».
- То, что вы ошиблись, - говорила она, - зачастую знаете только вы, и, если сбились, продолжайте дальше. Не акцентируйте на этом внимание.
- Никому не интересно, что вы уже сделали, - говорила она, - это уже произошло, осталось в прошлом – всем интересно, что еще вы сделаете.
На генеральных репетициях эти правила тоже действовали – что не получается, отработай потом, отдельно, несколько раз. Но пока ты на сцене, учись играть целиком.
И даже трудно вспомнить, сколько раз эти правила выручали самых разных моих знакомых на выступлениях.

А сейчас мне думается, как же здорово подходят эти правила не только к концерту, но и к повседневной жизни. «То, что вы ошиблись, зачастую знаете только вы», «продолжайте дальше, не акцентируйте внимания», «ведь всем интересно не то, что было, а то, что еще будет».

Рулетка запускается!


11:52 

Семнадцатое декабря

Голландская рулетка
"Сердце или голова".

Среди бесчисленного множества людей есть те, кто следует за своим сердцем и искренне полагает, что только эта дорога правильная.

Есть те, кто в любой ситуации отдает предпочтение голосу разума.

А есть такие, кто не понимает, почему нельзя отыскать золотую середину и не противопоставлять "разум и чувства", а научить их договариваться друг с другом.

Я - за золотую середину.

А ты?

Рулетка запускается!


15:40 

Шестнадцатое декабря

Голландская рулетка
"Мечты убиваются скорее сомнениями, чем неудачей".

В каждом занятии, будь то украшение дома к Новому году, заворачивание подарков или подписывание открыток, можно найти неиссякаемый источник вдохновения. Любое действие, к которому приложена не только голова, но и сердце, становится Действом. В этом на собственном примере убедилась Сандра Соммервиль, которая занялась таким нетворческим (на первый взгляд) делом, как кручение хулахупа. В течение нескольких месяцев она фиксировала на видео свои достижения и записывала мысли, посещавшие ее во время занятий. Результатом стал ролик "Наслаждайся процессом" - настоящий манифест увлеченного человека. Идеи, которые он проповедует, применимы абсолютно к любому виду творчества - что лишний раз подтверждает их единство и неразрывную взаимосвязь.

"Уроки, преподанные мне обручем:
Практика приводит к совершенствованию. Попробуй. Затем попробуй снова... И снова.
Пробуй не торопясь - даже если попытки уже с трудом можно сосчитать.
Не поддавайся сомнениям, или упустишь свой шанс. Просто продолжай.
Фиксируй свой прогресс, даже если ни с кем не собираешься делиться результатами.
Повтори попытку еще раз... И еще... И еще.
Раздвигай свои собственные границы.
Пробуй разные размеры (способы, форматы) - даже если со стороны это выглядит смешно.
Прочувствуй этот конкретный момент. Празднуй свои успехи. Не бойся запутаться.
Остановись и сделай передышку. Сохраняй творческий подход. Бросай себе вызовы.
Убери то, что отвлекает внимание. Смейся. Принимай возможные неудобства.
Мы учимся только в том случае, если ошибаемся... Ошибаемся... Ошибаемся... Ошибаемся... И ошибаемся.
Самое важное - попытайся не судить себя.
Практика приводит к совершенствованию.
Будь сильным. Найди баланс. Рискуй.
Играй. Играй что есть сил. Улыбайся и...
Наслаждайся процессом".



Рулетка запускается!


главная