Голландская рулетка: творчество ради жизни

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:27 

Тридцать четвертая неделя (18-24 августа)

Голландская рулетка
"Всегда есть надежда".

Иногда мы что-то теряем. Чаще всего - зачем лукавить? - мы оказываемся не готовы к потерям. Почти всегда мы воспринимаем их как катастрофу, крах, фиаско наших надежд, планов и устремлений. Нам очень сложно смотреть на потери и перемены как на естественный изгиб в спирали нашего бытия, нормальный поворот сюжета. Мы впадаем в панику, отчаяние, опускаем руки и испытываем множество разнообразных эмоций - от гнева до сожаления и тоски. Так уж мы, люди, устроены.

Нет универсальных рецептов на все случаи жизни. Есть множество советов о том, как стоит или не стоит реагировать на ту или иную ситуацию - но, как правило, советы хороши в книжках, а в реальности мы всё равно даём волю своим чувствам и сокрушаемся о том, почему нам так не повезло, и за что же посланы нам все эти испытания.

Я не знаю - почему и за что. Я знаю лишь то, что универсальные законы Вселенной работаю в ста случаях из ста - даже если нам с высоты своего муравьиного (в масштабах Вселенной) росточка, кажется, что это не так. Если тебе нужен новый свитер - надо выбросить старый. Если у тебя что-то отнимается - значит, пришла пора освободить место для чего-то нового. Если одни люди больше не хотят тебя видеть - значит, появятся другие, которым ты будешь важен и интересен.

Перемены - это не катастрофа, даже если речь идёт о банкротстве или потере чего-то по-настоящему важного для тебя. Перемены - это новый урок и новые возможности. Просто посмотри на то, что происходит сейчас с тобой, с этой точки зрения. Просто посмотри...

Рулетка запускается!


20:35 

Тридцать третья неделя (11-17 августа)

Голландская рулетка
"Однажды рискнув, можно остаться счастливым на всю жизнь".

Пробираюсь по кафедральной площади и вдруг отчетливо слышу орган. Звук густой и великий, эхом отдающийся в сердце и памяти. Оглядываюсь вокруг, пытаясь обнаружить источник звука. Как может звучать столь великое на улице? И какой чудесник сумел выставить на воздух такой большой инструмент? А когда нахожу, чуть не опускаюсь на плиты от изумления и шока, пытаясь соотнести звучащую органную мессу с "гармошкой", на которой играет уличный музыкант. Звуки не меркнут от несоответствия. Рядом нет ни магнитофона, на котором можно было бы пустить запись - ни чего прочего. Только люди, замершие рядом со мной. А орган звучит и звучит, вливаясь в звучание города...
Музыкальные эксперты покачали бы головами и сказали, что не будет месса звучать на баяне, люди ответили бы, что это невозможно. И были бы правы. А мой соотечественник сидел на кафедральной площади чужой страны и делал невозможное. Потому что прочувствовал это невозможное, потому что слышал звучание этого невозможного сердцем. Потому что пробовал невозможное, пытался, искал.
Потому что в таком случае возможно чудо...

После органа его баян выдал "бой". Затем классику. А люди слушали, слушали...

Рулетка запускается!


16:23 

Тридцать вторая неделя (4-10 августа)

Голландская рулетка
"Но как я могу двигаться вперед, если не знаю, куда иду?" - Джон Леннон

Окружающих иногда удивляет мое спокойное отношение к критике: за последние годы я выслушала массу критических отзывов о своих текстах (причем большинство из них противоречили друг другу), но они так и остались для меня частными мнениями. Конечно, я с благодарностью извлекала из них рациональное зерно, но никогда не позволяла чужому взгляду поколебать мою самооценку.
Однако так было не всегда. Лет до пятнадцати я была болезненно восприимчива к мнениям со стороны, и любой негативный отклик казался мне приговором. Все изменилось, когда я попала на поэтический мастер-класс Константина Рубинского, который проходил в Суздале в рамках программы «Новые имена». Целую неделю я ходила пьяная от стихов и счастья. Счастья, что я впервые в жизни окружена людьми, которые разделяют мою страсть и делают то же, что я.
Состояние эйфории длилось вплоть до последнего дня, когда к нам на несколько часов заехала известная поэтесса Татьяна Бек – светлая ей память. По иронии судьбы, именно в этот день должны были обсуждать мои стихи. И Татьяна Александровна попала на мое обсуждение.
Боже мой, она не оставила от моих текстов камня на камне! За следующие полчаса я уверилась, что совершенно бездарна и максимум, что мне светит – карьера дворника. После мастер-класса я вышла из аудитории, села на крыльцо и уставилась на протекавшую рядом речку Каменку, думая о том, как славно было бы в ней сейчас утопиться. Внезапно рядом присел Константин Сергеевич. «Вы что, плакать вздумали? – удивился он. – Неужели вы не знаете, что так ругают только тех, в ком видят потенциал? Если бы у вас не было таланта, мы бы не сказали вам ни слова или отделались общими фразами. А у вас есть все, чтобы стать настоящим поэтом. Но если вы сейчас запустите этот сад, он зарастет сорняками, и его будет уже не спасти. Пожалуйста, не обижайтесь на нас! И не переставайте писать».
Я была в шоке: оказывается, меня сорок минут разносили по косточкам не потому, что я пишу плохо, а потому, что могу писать гораздо лучше! Но эта истина была для мастеров настолько очевидна, что они не посчитали нужным ее озвучивать, - и в результате она чуть не накрыла могильной плитой всю мою дальнейшую творческую карьеру.
Мне потребовался не один год, чтобы понять, что Константин Сергеевич говорил правду. И что без того разноса я набила бы куда больше шишек, пытаясь отыскать свою тропку в поэзии. А так мастера сэкономили мне массу времени и заодно подарили устойчивый иммунитет к критике. Да, она бывает неожиданной, неприятной, несправедливой. Но насколько же легче с ней работать, зная, что сам ее факт - уже комплимент тебе и твоему творчеству!
Алмаз мучают до тех пор, пока он не превратится в чистейший бриллиант. Мимо пустой породы проходят молча. Просто помните об этом.

Рулетка запускается!


14:41 

Тридцать первая неделя (28 июля - 3 августа)

Голландская рулетка
"Ты никогда не будешь одинок, я обещаю".

Среди многочисленных бонусов любой творческой деятельности мне особенно нравится один - это ощущение неодиночества.

И дело даже не в том, что я, к примеру, танцую в коллективе, или рисую в студии, или общаюсь в Сети с единомышленниками-поэтами - и значит не одинока. Нет. Куда больше меня вдохновляет сама мысль о причастности к созданию чего-то глобального, уникального и по-своему удивительного.
Это может быть только мой танец, моя поэма, мой рассказ, мой рисунок. Только моя история, рассказанная мною же обо мне. А где-то очень далеко другая девушка так же пишет свою историю, юноша танцует танец, женщина вышивает портрет сына, а мужчина творит нереальной красоты скульптуры из дерева. Аниматор создает свежую серию мультсериала, диджей записывает новые треки, трехлетний малыш лепит из пластилина осьминога, композитор сочиняет пьесу... Для себя, о себе. И в то же время, всё это - ради одного большого дела, именуемого Творчеством.

Не знакомы мы, или знакомы - не так уж и важно. Всё равно ведь связаны одними и теми же ниточками: мы - творцы, и никуда от этого не сбежать.
И это здорово.

Рулетка запускается!


15:29 

Тридцатая неделя (21-27 июля)

Голландская рулетка
"Никогда не прекращай мечтать".

Обучаясь рисовать, нашла, что процесс, по сути, всегда состоит из решения задачи "как" и задачи "что". "Как" решается техническими навыками, которые нарабатываются год за годом. "Что" развивается точно так же, хотя сначала может показаться: идеи есть нечто сложное, а уж хорошие и вовсе требуют каких-то особых мозгов. Вовсе нет, создавать идеи и разнообразить их — навык, поддающийся тренировке.
Об этом я и записала видео, которое предлагаю вам сегодня, чтобы поделиться опытом. О том, с чего начать, если не рисуется, какие приёмы дают быстрый результат, как комбинировать идеи и как их развивать.
Надеюсь, оно будет полезно и обогатит ваш арсенал!



Рулетка запускается!


22:30 

Двадцать девятая неделя (14-20 июля)

Голландская рулетка
"Ты действительно такой, каким хочешь стать?"

Недавно я нашла в сети очень здоровский журнал "Жить интересно". Там рассказывают про всякие лайфхаки, творческие идеи, людей, которые не побоялись изменить свою жизнь и выйти из зоны комфорта или расширить ее - да и просто про всякие вещи, которые делают жизнь полнее и ярче. Я каждый день открываю и читаю несколько статей за чашкой утреннего кофе, что-то пробую на практике, что-то заношу во внутренний блокнот на подумать. Мне бы хотелось поделиться с вами статьей коуча Юлии Вицко о поисках себя и своего пути в творчестве - я прочла эту статью сегодня, и она ужасно мне понравилась. Надеюсь, и вам придется по душе.

"Мне было шестнадцать, когда я впервые всерьез задумалась о собственном предназначении. Открыть свою уникальность, свой способ «творения» в мире — казалось мне делом жизни.
Я стала исследовать разные способы, которые могут помочь мне стать автором своей жизни.

Однажды во время очередных самораскопок я подумала: "А зачем мне искать свое предназначение?"

Рулетка запускается!

изображение

09:17 

Двадцать восьмая неделя (7-13 июля)

Голландская рулетка
"Ты заслуживаешь всего, что желает твое сердце. На самом деле заслуживаешь".

Когда я была маленькой, то верила, что цветы и листья - это все дело рук специальных фей, ответственных за производство природных красот. Фильмы и книги меня успешно в этом мнении поддерживали. А потом я выросла и узнала, что изготовление цветов подвластно не только феям. И сегодня у нас в гостях Azkabana, которая своим творчеством успешно подтверждает известную фразу: "талантливый человек талантлив во всем". Она рисует, делает шкатулки, фонарики и подсвечники, занимается росписью и лепит цветы из холодного фарфора, и это еще не конец списка. Вот что она нам рассказала:

- Для начала: расскажи немного о себе.

На дневниках я известна под ником Azkabana. На некоторых других интернет-ресурсах я творю под именем Ната Высочкова. С недавнего времени он является моим творческим псевдонимом. Ната - сокращенно от моего имени Наталья, а фамилия является девичьей фамилией моей бабушки. Которая была очень творческим человеком.
Сколько я себя помню, я всегда любила рисовать, лепить и общаться с животными. В детстве для меня лучшим подарком была коробка пластилина. Я лепила и рисовала всё, что видела вокруг себя. Когда выросла, поступила в Строительно-Художественный лицей и окончила его с красным дипломом. По одному из своих образований я мастер-керамист 4 разряда. Затем пошла учиться в Академию Архитектуры и Искусства. Так сбылись мои мечты научиться тому, что мне всегда нравилось делать. Какое-то время я работала не по своему образованию, а затем у меня снова появилась возможность заняться творчеством. Мои родные меня в этом поддержали, и на свет появился проект под названием Творческая Мастерская "Волшебная страна".
Видя различный ассортимент (а это картины в различных техниках, лепка, ловцы снов, шкатулки, витражи, вышивка, роспись, керамическая флористика, и много чего еще), меня часто спрашивают - кем это всё сделано? Я всегда честно отвечаю, что мной. Меня очень поддерживают в моем творчестве муж и мама, они тоже являются неотъемлемой частью этой Волшебной страны. Мне интересно их мнение, важны их советы, но на свет вещи появляются именно из моих рук.
Если меня заинтересует что-то - мне очень хочется самой всё попробовать сделать и довести это до логического завершения.
А само название - Волшебная страна - тоже пришло не случайно. Ведь любое творческое самовыражение - это самое настоящее волшебство. Только не при помощи волшебной палочки или заклинаний - а рук, которые всё это воплощают в жизнь. Руки каждого человека - волшебны! Вначале лишь нужно представить себе, что именно ты хочешь сделать, продумать всё это у себя в голове - а затем, не теряя времени, срочно бежать воплощать.
Мне очень нравится цитата из фильма "Начало", она написана на стене нашей группы:
"Представь, что ты проектируешь здание. Ты подсознательно создаешь каждую деталь. Иногда кажется, что здание творит себя само. Как будто ты открываешь его. Чистое вдохновение".
Еще мне хочется обратиться к одной из моих самых любимых цитат из статьи, переведенной однажды Али:
"В нашей обыденной жизни должно присутствовать волшебство, и когда я говорю о магии, я не имею в виду магию фей, единорогов... Я имею в виду волшебство в чистой алхимической форме - взять ваши сны, идеи и мечты и сделать их частью вашей повседневной жизни и мира, дать им проявить себя".
Мне кажется, что эта цитата должна висеть у каждого творческого человека над рабочим столом.

Про содержимое волшебных шкатулок, лепку цветов и шкафы с материалами для творчества

Рулетка запускается!

 photo e1edaaa40e06429d7341d2989d9c8b21_zps09fb46dc.jpg

@темы: интервью

17:19 

Двадцать седьмая неделя (30 июня - 6 июля)

Голландская рулетка
"То, что вы ищете, тоже ищет вас". - Руми

Интересная штука - слова. Каждое из них - сплетение смысла, заключенное в звуковую форму. Но если начинаешь произносить одно и то же слово слишком часто, то форма иногда начинает затмевать смысл. И он ветшает, как вещь, которая постоянно оказывается в руках.
И на работе, и в жизни, и в Сети слово "творчество" я повторяла слишком часто. Сначала бережно называя им только узкий круг явлений, потом, от любви к слову, называя им практически все, что видела. А потом стала открывать для себя это слово заново, чтобы смысл опять наполнил звучание. Что такое творчество? Если называть им все, то оно просто растворяется как явление. Если это просто создание нового, происходит то же самое. Человек создает постоянно: ребенок создает решение задачки про вышедший из пункта А поезд, человек печатает сотни денежных купюр на станке. Этих купюр не было до него, но разве есть в этом творчество... Вы скажете, что это разные вещи, что в этом нет искусства, - и будете правы. Но иногда я задаю себе вопрос: кто в большей степени художник? Продавец, тысячекратно копирующий удачные картины для туристов, или маляр, с любовью раскрашивающий забор?

Практически в каждом городе на центральных улицах можно найти одинаковые картины для продажи - с нарочито яркими красками и одинаковыми сюжетами даже у разных мастеров. Их ответ - жизненный и грустный: "Это хорошо продается". После одной из таких прогулок я перестала называть творчеством копирование как таковое. В какой бы области искусства оно ни лежало - украшения, вещи, картины... Пока однажды не замерла, любуясь уличными художниками незнакомого города. Во Флоренции я ни разу не видела, чтобы у разных художников стояли похожие картины. Может, конечно, не заметила - что вполне простительно ошалевшему от красоты человеку. Но копий своих же работ и своих же сюжетов у отдельных творцов я встретила немало. За одним из художников я наблюдала особенно долго. Семидесяти восьмилетний дедушка-художник сидел на ступенях музея и по памяти рисовал похожие пейзажи. Почти на каждой картине - солнечные поля Тосканы с маками или подсолнухами. Но что-то меня зацепило, и я долго наблюдала за тем, как он рисовал одни и те же сюжеты. Закрасил коричневым серединку подсолнуха. Отстранился, мазнул маслом красного, добавил немного охры. Снова отстранился - полюбовался, улыбнулся. Чуть-чуть оттенил темно-синим. Подумал. А потом щедрой рукой добавил солнца... Я стала рассматривать его подсолнухи и маки вблизи и увидела, что каждая из его картин - таких похожих друг на друга - совершенно индивидуальная. На одной солнце падает чуть иначе, на другой цветы скоро отцветут. На третьей все внимание привлекали лепестки, а середки уходили на второй план. На четвертой - сердцевины подсолнухов оттенены зеленым, на пятой... Я представляла, сколько лет он сидит на ступенях музея и рисует похожие сюжеты, будто запечатленную картинку из детства, которую вызываешь в памяти снова и снова, разглядывая с разных сторон и под разным солнцем, во все времена года. Но как бы ни похожи внешне были его сюжеты, это было именно Творчество в каждый момент создания. Потому что слишком явно было, насколько искренне он рисует и сколько души вкладывает в каждую из почти одинаковых картин - он сам был, как картина, пока рисовал. А копии... какая разница, чем они являлись, если были настолько живыми?
Одна из моих подруг сетует, то может творить только по похожим схемам и повторять только то, что уже было создано до нее. Но я смотрю на серединки подсолнухов, которые забрала с собой в Москву, и мне хочется сказать: "Какая разница?" Какая разница, что что-то похожее уже было, если она делает это с душой, если она вкладывает в свою работу по схемам тот свет, который наполняет комнату вместе с ее приходом? Если она выражается в этом и добавляет в свою работу частичку себя? Для меня творчество - об этом. Не о технике, не о создании принципиально нового, а о частичке души.
Я не хочу давать ответы - я хочу задавать вопросы, решение которых хочется искать. И к собственному отклику на которые следует прислушиваться. Как вы видите понятие творчества? И где для вас его пределы?

Рулетка запускается!


17:58 

Двадцать шестая неделя (23 июня - 30 июля)

Голландская рулетка
"Я не знаю ни одного совершенного человека. Я только знаю несовершенных людей, которых все еще стоит любить". - Джон Грин

Вы, наверное, знаете притчу о зеркальной комнате? О том, как была во дворце некого хана комната, в которой и стены, и пол, и даже потолок были из зеркал. И вбежала однажды в эту комнату собака, и в ужасе начала вертеться волчком и без устали лаять, ведь кругом нее были сплошь злобно лающие, с оскаленными мордами, псы. Когда наутро вошли в эту комнату люди, собака лежала мертвой на полу. Она проиграла битву со своими зеркальными двойниками. А будь собака чуточку дружелюбнее, пойми вовремя, что не стоит лаять и скалиться, нападая на призрачных врагов, помаши она дружелюбно хвостом, - то же самое сделали бы и ее многочисленные отражения...

Кто из нас мудрец? Кто знает, что такое этот мир - отражение ли наших мыслей и чувств, или реальность, управляемая извне и никак не зависящая от нас? Я очень хочу верить, хотя иногда эта вера и дается мне нелегко, что дружелюбные методы приводят к дружелюбным результатам. Не стоит лаять первому и не стоит отвечать злобным оскалом на оскал. Может быть - да что там "может быть", наверняка - это правило применимо не ко всем сферам человеческой жизни. Но в том, что касается творческой работы и наших связей, отношений с другими людьми - работает на сто процентов. Все мы живем в зеркальной комнате, и только от нас зависит, упадём ли бездыханными, обессилев в схватке с иллюзорными чудовищами, или благополучно доживём до утра и увидим солнечный - истинный свет...

Рулетка запускается!


00:33 

Двадцать пятая неделя (16-22 июня)

Голландская рулетка
"И тогда я понял: приключение - самый лучший урок".

Мне очень понравилась идея, высказанная Робертом Макки в учебнике для сценаристов и писателей "История на миллион долларов":
"Вы когда-либо переживали творческий кризис? Ужасно, не правда ли? Дни проходят, но ничего не пишется. В сравнении с этим уборка гаража кажется приятным развлечением. Снова и снова перекладывая вещи на своем рабочем столе, вы наконец осознаете, что сходите с ума. Я знаю метод лечения, и это вовсе не визит к психоаналитику, а посещение библиотеки.
Вы в тупике, потому что нечего сказать. Талант вас не покинул. Когда было о чем говорить, вы писали без остановки. Нельзя убить свой талант, но невежество способно довести его до состояния комы. Несведущий человек писать не сможет, каким бы одаренным он ни был. Талант необходимо стимулировать фактами и идеями. Занимайтесь исследованиями. Подпитывайте свой талант. Исследования позволяют не только выиграть войну со штампами, но служат залогом победы над страхом и его родственницей – депрессией".
Я множество раз убеждалась в правильности этих слов на собственном опыте. Голова творческого человека представляется мне этаким алхимическим горнилом, в котором переплавляются жизненные впечатления и опыт. Чем богаче и разнообразнее они будут, тем интереснее получится результат. За свою жизнь я перечитала невероятное количество текстов, которые были очень неплохи в плане техники и фантазии, но посреди каждого из них - там, где должна биться горячая жила, полная авторских мыслей, - зияла огромная дыра. Такое получается, когда потребность высказаться уже сформировалась, а вот сказать миру пока что нечего.
читать дальше

P.S. В сериале "Демоны Да Винчи" есть потрясающий эпизод - Леонардо покупает дроздов и выпускает их, чтобы отрисовать во время полета. Мне кажется, эта сцена замечательно иллюстрирует обучение в том лучшем на свете университете, в который нас всех приняли без экзаменов еще при рождении.



Рулетка запускается!


11:03 

Двадцать четвертая неделя (9-15 июня)

Голландская рулетка
"Мечтай о большем".

Мне так нравятся люди, которые не боятся мечтать глобально, хотя понимают, что, возможно, не всем этим мечтам суждено сбыться.

Один мой друг, замечательный художник, сказал вот что:
"Многие мальчишки мечтают работать в кино, стать крутым актером или режиссером. Но почему-то не превращают мечту в цель. Видимо в какой-то момент осознают, что это очень сложно, а лично для них вообще невозможно. Начинают мыслить "по-взрослому" и идут работать менеджером в салон сотовой связи. Откуда у них такие мысли - непонятно.

Я счастлив, что мыслю по-другому. Продолжаю мечтать, превращаю мечты в цели и достигаю их. У меня много коллег, которые умудряются, работая на крупнейшей мультстудии страны, также как и менеджеры Евросети закапывать свои таланты и амбиции. А я сейчас наоборот пытаюсь вспомнить свои самые нереальные желания и выяснить, насколько теперь они стали реальнее.
"

Ну и пусть не получится. Пусть не сбудется. Но попытаться-то можно! Даже если эта попытка не приблизит тебя к цели, она может превратиться в хорошее, доброе и незабываемое приключение, что само по себе уже здорово.

Рулетка запускается!


15:30 

Двадцать третья неделя (2-8 июня)

Голландская рулетка
"Там, где я".

Леонардо да Винчи давал пищу своему воображению, рисуя с закрытыми глазами — эти случайные наброски предлагали ему идеи и сочетания, которых не выдумаешь нарочно. Современные художники пользуются программой "Алхимия" или кистями, поведение и след которых генерируются непредсказуемо. Что угодно может вызвать поток образов. Можно предложить себе простую игру: от любого слова построить пять веток ассоциаций по три слова в каждой. И объединить их в работе.
Недавно один мой приятель пытался убедить меня, что нельзя взять и нарисовать что-нибудь. На выбор я предложила ему карликовую козу, играющую на пианино прыжками, художника в плаще из живописных полотен и бар, куда можно зайти прямо верхом на лошади (штат уборщиков должен быть внушителен, ну да это — задача хозяина). Дело — только в тренировке.
Необычные и красивые вещи всегда будут в цене. То, что содержит в себе запас воображения автора и при этом оставляет простор для работы зрителя, будет нравится, пока живы люди. Наша-то реальность устроена для того, чтобы в ней жить, но нужно ещё что-то, кроме функциональности и работоспособности. Поэтому надо экспериментировать с новым, добавляя его в известное, чтобы образ узнавался. Поэтому надо продолжать работу — удивляя других, с удовольствием удивляешься сам. Вокруг себя строить более разнообразную реальность, расширяя.
Там, где я, всё носит мой отпечаток. В случайных набросках, как кругами на воде, сходится отзвук моего опыта. Поэтому и считаю, что автор произведения по большому счёту никогда не ошибается, поскольку всё это — его дело и всё это идёт в его дело как рабочий материал. Если здесь мой опыт не сработал так, как я хотела, я использую его в другой момент, приблизившись к задуманному. Расширив его новым по дороге, вложив новый опыт очередного момента жизни.
Не безупречность я считаю достижением. А работу. Процесс и направление отсюда вперёд.

Рулетка запускается!


13:36 

Двадцать вторая неделя (26 мая - 1 июня)

Голландская рулетка
"Мне нехорошо. Но это - хорошо".

Иногда нам сложно принимать свои чувства. И выражать их тоже очень непросто. Особенно если это сильные чувства. Или такие, о которых принято говорить: "негативные", "разрушительные", "неконструктивные". И мы заталкиваем их в себя - как склизкую манную кашу с комочками, поливая ее соусом из этических норм, правил морали и приличий.

Но мы имеем право на то, чтобы ощущать себя грустными, рассерженными, возмущёнными, отчаявшимися и уставшими. Мы имеем право на то, чтобы быть "не в лучшей форме", "неспособным к сотрудничеству", "не видящим креативных способов решения задачи". Мы можем себе позволить это.

О чём стоит помнить в такие моменты - не о том, как наилучшим способом скрыть от мира своё состояние, а о том, как и через что вылить, выплеснуть из себя эти чувства и ощущения. Как опустошить свою чашу, не давая ей переполниться гневом и отчаянием. Как "деструктивные элементы" сублимировать и переплавить в "конструктивные". Почему я беру эти эпитеты в кавычки? Потому что всё очень условно, относительно, индивидуально. Иногда острый приступ ненависти к самому себе становится мощным импульсом, с которого начинается долгий путь к принятию себя. Зависть к автору великолепной картины заставляет нас рисовать ночами, вырабатывая собственный почерк. Творческий кризис, с которым многие знакомы не понаслышке, оказывается вполне преодолимым, если мы перестаем истязать себя бесплодными попытками "сотворить шедевр", признаём, что мы таки в кризисе, и переключаемся на совсем другие вещи. Не для того, чтобы забросить творчество навсегда, а для того, чтобы найти новые источники вдохновения.

Главное - не зацикливаться. Не останавливаться. Не погружаться в такие состояния надолго. Прожить их. Осознать. Отпустить. Двигаться дальше - к тому, что ожидает нас впереди. Нет никаких гарантий, что это будет нечто прекрасное и вдохновляющее, нечто, позволяющее нам заорать во всю глотку: "Я счастлив!" Нет никаких гарантий, но в этом и заключается суть нашего путешествия, верно? Принимать мир во всём его многообразии, в горе и в радости, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас. Впрочем, тогда перед нами предстанет новый мир, а значит, наше путешествие бесконечно!

Рулетка запускается!


11:11 

Двадцать первая неделя (19-25 мая)

Голландская рулетка
"Чтобы жить творческой жизнью, мы должны перестать бояться ошибиться".

Сначала попалась на глаза картинка, а через пару дней в заметках сообщества Ошо, на которое я подписана в фейсбуке, появился такой текст: "Жизнь можно прожить только рискованно - другого способа нет. Только риск и опасность позволяют взрослеть и расти.
Человек должен стремиться к приключениям, должен быть всегда готов рискнуть известным ради неведомого. Единожды испытав радость свободы и бесстрашия, человек не станет жалеть ни о чем, ибо узнает, что значит жить полной жизнью.
И тогда он зажжет маяк своей жизни.
Единственный миг подобной яркости принесет больше радости, чем целая вечность посредственного существования".

Другим-то легко советовать ничего не бояться и рисковать. Такие призывы лично у меня ассоциируются с прыжками с парашютом (я, например, ужасно боюсь высоты) или сплавами по реке с крокодилами (а где взять столько денег, чтобы добраться до этой реки?). Но риск и бесстрашие можно пережить проще и ближе: вернуться домой другой дорогой, отклонившись от привычного маршрута; купить в магазине не клубнику, а какой-нибудь незнакомый фрукт; сказать человеку, с которым больше нет сил общаться, что от него хотелось бы отдохнуть, - или, наоборот, предложить дружить человеку, который давно и искренне нравится.
Каждый привычный момент тогда придется перестраивать, каждый шаг - выбирать. Пусть это будут небольшие шаги - но они правда наполнят жизнь сиянием.

Рулетка запускается!


10:14 

Двадцатая неделя (12-18 мая)

Голландская рулетка
"Будь нежным с самим собой".

Мы слишком часто ругаем себя. Упрекаем за прошлые ошибки, корим за былые неудачи. Мы так плохо умеем себя прощать. Так мало дарим себе любви и заботы. Как часто мы делаем что-то для себя по остаточному принципу, руководствуясь разными принципами, чувствами, установками. Неважно, чем именно мы руководствуемся. Важен результат - мы слишком мало любим самих себя.

Когда я думаю об этом или говорю со своими студентами, или с теми, кто обращается ко мне за рунным раскладом, я удивляюсь. Я удивляюсь тому, что мы считаем таким правильным и естественным прощать другим то, что долгие годы не можем простить себе; чрезмерно заботиться о ком-то, отказывая себе в элементарном и самом необходимом; грызть себя, есть себя, жрать себя, отрывая огромные куски от своей души. Зачем мы это делаем?

Несмотря на множество связей, которыми мы обрастаем в течение жизни, мы приходим в этот мир одинокими, и такими же покидаем его. Да, каждый из нас - крохотная часть бесконечной Вселенной, но я сейчас говорю о другом. Я говорю о том, как мы осознаём своё одиночество, на что мы тратим время, которое проводим наедине с собой. На то, чтобы хвалить себя за крохотные подвиги и малюсенький прогресс? На то, чтобы делать себе подарки и позволять своим мечтам сбываться? Нет, мы тратим время на то, чтобы копаться в прошлом, сожалеть об упущенных шансах, сходить с ума от перфекционизма, бесконечно сравнивая себя с другими, вместо того, чтобы сказать себе: "Я уникален, и мой рост - это только мой рост. Как здорово, что я есть! Как здорово, что я могу расти и развиваться. Я уже и сейчас неплох, а могу стать куда лучше. Надо просто идти, не останавливаться, и смотреть вверх, и подставлять лицо ветру, и ловить волну. И любить себя".

Если вам не нравится, когда я говорю "мы", просто замените это на "многие из нас". Но мне кажется, что первый вариант точнее. Есть те "мы", которые делают это часто, другие - редко, а есть те, кто иначе не умеет смотреть на свет.

Просто будьте нежнее с самим собой. Дайте себе сегодня чуть больше любви, чем вчера. Простите один поступок, совершённый вами десять лет назад. Закройте хотя бы одну из сотни дверей в своё прошлое. И вы удивитесь тому, насколько легче вам стало дышать.

Имеет ли всё это отношение к творчеству? А разве творчество - не любовь? И разве возможно одно без другого?

Рулетка запускается!


15:12 

Девятнадцатая неделя (5-11 мая)

Голландская рулетка
"Если заменить слово "проблема" на слово "приключение", то жить становится гораздо интереснее".

Иногда на работе я впадаю в ступор. Верчу данными, рассматриваю свой ступор со всех сторон, пока, наконец, не набираюсь смелости попросить помощи. У кого просить? Наверное, у тех, кто передавал тебе ремесло. И вот тут-то начинается самое интересное...
Они помогают.
Почти всегда.
Только и понятия не имеют об этом.

Мне повезло с учителями и преподавателями. Каждый из них - человек блестящего ума. И каждый из них имеет свои устоявшиеся позиции и принципы. И нужно выбрать кого-то одного, чтобы позвонить или проконсультироваться... "Так, - думаю я, - наверное, нужно позвонить преподавателю А.! Конечно, ему! Но преподаватель А. всегда в таких случаях говорит обращать внимание на такие-то и такие-то стороны работы. Потому что в них чаще всего причина проблем. Я согласна с ним. Но сейчас, мне кажется, дело в другом, потому-то и потому-то... Нет, пожалуй, не буду просить преподавателя А."
Поочередно передо мной складываются образы уважаемых мной преподавателей. С каждым из них мы беседуем некоторое время - память и время, проведенное с ними, любезно предоставляют такую возможность. Я представляю себе их первые советы, исходя из позиций, которые они чаще всего высказывали. Начинаю думать, как буду объяснять им, почему дело скорее всего не в этом. Искать аргументы. Пытаться конкретизировать им проблему - из всей бездны моего Ступора выискивать ключи того, что именно в проблеме тормозит меня больше прочего. Чтобы они все же смогли понять, в чем именно дело! Попутно с этим бесконечность моего затруднения становится конкретной и обозримой.
И мыслительный процесс при этом сводится примерно к следующему: "Преподаватель А. скажет мне делать то-то, а тут так делать нельзя, Преподаватель В. - тоже. А вот преподаватель С. посоветует провести тест, который всегда советует проводить, и на мои возражения начнет говорить... а потом добавит... мм... да, пожалуй, позиции С. мне тут могут быть очень ценны. Важнее прочих. Наверное, преподавательница С. так и скажет. Точно. Какая же она классная!"
А когда я дотягиваюсь до телефонной трубки, понимаю, что у меня уже нет такой необходимости звонить и отвлекать человека. Потому что по едва намеченному направлению я уже могу пробираться сама. Главное, что хоть какое-то направление - есть.

Иногда ступоры у меня возникают в творчестве. И тут я чувствую себя совсем беспомощной. Потому что творчеству меня никто не учил, и помощи, по сути, просить не у кого... Наверное, не только мне знакома такая ситуация. И как-то раз передо мной возникла неожиданная и закономерная идея.
Многих из нас учили не преподаватели, а светлые примеры впереди - любимые писатели, художники, музыканты - творцы выбранного вами ремесла. Их работы мы знаем и любим - перечитывали, пересматривали, выучили наизусть. Мы подсматривали за ними, мы вдохновлялись их работами, когда начинали сами.

Кого из них вы бы стали спрашивать? И что ответили бы они по поводу заминок в ваших творениях? Или в жизни? Какие бы подсказки дали? Или где посоветовали бы искать ответы?
Конечно, мы не знакомы с ними лично. Но мы знакомы через призму их трудов, что и дает нам возможность спрашивать - и иногда получать ответы. Если среди моря информации мы выбрали и выделили именно их, значит, в чем-то наши с ними позиции схожи. И есть в них что-то, чего не достает нам самим. Тогда к кому, как не к ним, можно обратиться за советом в памяти?
А если ответы не подойдут... Что ж, можно попробовать "посоветоваться" и с другими любимыми авторами! Хорошо, если есть из чего выбрать!

Рулетка запускается!


14:47 

Восемнадцатая неделя (28 апреля - 4 мая)

Голландская рулетка
"Вдохновляться - прекрасно, вдохновлять - потрясающе".

Помните, зачем Рулетка создавалась в самом-самом начале? Ради комментариев и круговорота вдохновения в них. Чтобы наши игроки могли не только делиться плодами своего творчества, но и наблюдать за чужой игрой, черпая в ней идеи и смелость для собственных маленьких шедевров. Вдохновение всегда представлялось мне единым источником, который в равной мере питает и поэтов, и художников, и музыкантов, - поэтому я до сих пор по-детски расстраиваюсь, когда виды творчества обособляются и разводятся "по разным углам".
Пару лет назад по дневникам ходил флэшмоб "Сделай осень". Суть его заключалась в том, чтобы сделать что-нибудь рукодельное, отражающее личное видение осени, а потом прийти к тому, кто тоже участвует во флэшмобе, и изъявить желание с ним поменяться. После этого игроки делали еще по одной "осенней" поделке и отправляли друг другу. Все было бы прекрасно, если бы не обязательное условие - во флэшмобе участвовали только поделки, и только сделанные своими руками. Увы, я в то время умела лишь писать стихи - а кому нужны бесплотные строчки, которые на стену не повесишь и на шею не наденешь? Вот и бродила я вокруг этой толпы рукодельников, весело меняющихся рисунками и украшениями, и чувствовала себя ребенком, который пришел на игровую площадку, попросился строить песочный замок с другими детьми, а ему ответили: "У нас всех желтые овальные лопатки, а у тебя зеленая квадратная, поэтому ты нам не подходишь, мы с тобой играть не будем!"
читать дальше

Все эти раздумья и пробудили во мне огромное, хотя, может быть, немного странное желание. Мне очень хочется этим летом провести серию "голландских пленэров" - творческих сходок, где в равной мере будут приветствоваться все виды искусства. Как я себе это представляю? Допустим, 10-20 игроков Голландской рулетки вооружаются мольбертами, спицами и гитарами и отправляются куда-нибудь на природу (как чудесно зацветет в мае яблоневый сад в Коломенском!). Устроившись в каком-нибудь живописном месте - под раскидистым дубом, в вишневом саду или на берегу реки - они договариваются об общей теме пленэра. Это может быть окружающий их пейзаж, какой-то специально принесенный для этих целей предмет, афоризм или строчка из песни - да что угодно! Потом в течение нескольких часов поэты пишут на эту тему стихи, художники делают наброски, мандальеры плетут мандалы, композиторы насвистывают мелодии, и т.д. и т.п. Все это может перемежаться чаепитиями и разговорами про жизнь и творчество. :) В финале пленэра все показывают (зачитывают, напевают), что у них получилось - и при желании обмениваются результатами "творческой мастерской". Общую тему я хочу предложить потому, что глубоко убеждена: вдохновение (оно же Поток, оно же искра, оно же энергетическое ядро творения) подобно мощному лучу, который проходит сквозь большой кристалл, имя которому - Творчество. Но у кристалла множество граней - видов творчества - и в каждом из них идея преломляется по-своему. Мне кажется, было бы ужасно интересно взглянуть, как одна и та же тема преломится в плоскостях поэзии, музыки, живописи и т.д. Единый луч, упавший на кристалл, разобьется на множество неповторимых потоков, и из них-то и составится самая полная, самая красочная и волшебная Радуга.
А что думаете вы? Были бы вам интересные такие пленэры? :)

Рулетка запускается!


10:15 

Семнадцатая неделя (21-27 апреля)

Голландская рулетка
"Маленький шаг может стать началом великолепного путешествия".

Бо́льшую часть своей жизни я считала, что в любом творчестве на 85% важен природный талант, и только 15% успеха зависят от самого человека, от его желания и стараний. И очень искренне удивлялась тем, кто думал иначе. Сейчас понимаю, конечно, что здорово ошибалась на этот счет. Среди моих знакомых есть люди, которых я могу назвать настоящими творцами - замечательными художниками, музыкантами, превосходными хэнд-мэйдерами... Они не обладают какими-то исключительными талантами, зато отличаются завидным упорством и крепкой верой в свою мечту.

Основываясь на собственном опыте, я сформировала пять простых правил, которые помогли мне начать что-то новое и не бросить на полпути. Возможно, они пригодятся и вам, уважаемые игроки Голландской рулетки.

1. Безоговорочно верь в собственный успех.
2. Имей конкретную цель. Лучше, если эта цель будет привязана к определенному сроку - это добавит мотивации.
3. Не будь максималистом и трезво оценивай свои возможности.
4. Лучше попытаться и понять, что это не для тебя, чем не пытаться вовсе, и потом жалеть об упущенной возможности.
5. Помни, что легких побед не бывает. Прояви настойчивость и терпение, даже если очень хочется сдаться. Абсолютно все великие дела начинались однажды с одного маленького шага.

Рулетка запускается!


09:54 

Шестнадцатая неделя (14-20 апреля)

Голландская рулетка
"У тебя всегда есть выбор".

Я выбрала профессию, суть которой заключается в изготовлении вещей, которые должны нравиться людям. Это компьютерные игры, они действительно создаются, чтобы доставлять удовольствие. А учитывая, что визуальное восприятие передаёт львиную долю данных в нашей жизни - важно, насколько игрушка приятно выглядит. Гейм-художник, стало быть, должен уметь делать классные картинки.
Месяц я провела, ежедневно участвуя в группе Фейсбука, где публикуются картинки, сделанные за 30 минут. По рейтингу зрителей можно легко судить о том, "выстрелила" работа или нет. В этой группе я довольно четко проследила два пути получения "приза зрительских симпатий".
Первый путь лежит через известные, любимые и популярные образы. Фанарт, рисунок в стиле манга, обнажёнка, образ, вызывающий умиление или похожее чувство (например, нежность) - такие картинки, даже если они сделаны технически на не слишком высоком уровне, получают бонус за счёт обращения к каким-то популярным областям, к чему-то, что люди любят в массе своей. Вторым путём идут опытные и умелые художники, которые, не обращаясь к фиксированным образам, настолько ловко устроят работу, что могут подать собственную оригинальную идею. В ней самой не заложен тот бонус популярности, но подача, техническое исполнение и читаемость замысла делают картинку притягательной и интересной.
Конечно, это упрощение. Говорить, что удачные работы строго делятся на те, что ориентированы на потребителя, и те, что несут оригинальный замысел автора - не совсем верно. Но эта модель двух путей заставила меня задуматься.
Исходить из ожиданий публики - достаточно быстрый и простой способ заработать популярность. Это проявляется и на примере целых игр, где явно расставлены "зацепки" для фанатов, например, фанатов серии. С другой стороны, в играх, в кинематографе есть изделия, где оригинальная идея подана так доходчиво и интересно, что она "выстреливает" и уже сама заражает публику. Это технически труднее. Мастерство должно быть отточено лучше, знания о том, как устроено восприятие человека, как работает психика игрока или зрителя - эти знания должны быть глубже. Но чтобы пройти такой путь, достаточное время нужно провести в тренировках, ошибках и ещё раз ошибках, тогда как явная работа "на публику" позволяет многие огрехи исполнения снимать со счетов.
Никаких ярлыков, ребята, не мне рассуждать о том, какой путь хорош, а какой плох. Этот вопрос я оставлю открытым для каждого из вас. Ну а рассказать о таком наблюдении считаю интересным. Просто потому что граница эта во многом - интуитивная. Скажем, фановый, популярнейший образ можно разобрать до деталей невероятной тонкости и пересобрать их в другом интересном порядке. Мы все воруем в том или ином смысле =)

Рулетка запускается!


08:20 

Пятнадцатая неделя (7-13 апреля)

Голландская рулетка
"Следуй за своими мечтами. Они знают дорогу".

Сегодня в гостях у Рулетки Аннуминоре, историк по образованию и мастер-керамист по призванию. Она делает замечательные, теплые и живые вещи из глины, окрашенной яркой глазурью. Украшенные ирландским орнаментом или фигуркой дракона, ее кубки, блюда и чайники кажутся сошедшими прямиком со страниц сказок. Мы попросили Аннуминоре рассказать нашим читателям о трудовых буднях керамиста.

- Расскажи немного о себе.
- Зовут меня Валентина, мне 29 лет, я живу в небольшом сибирском городе Барнауле, недалеко от алтайских гор. Недавно я стала мамой замечательного мальчишки, я еще я занимаюсь изготовлением керамики, украшений, люблю путешествовать, живу в частном доме, с мужем и маленьким ребенком. :) У меня высшее историческое образование, и несколько лет я писала диссертацию по современным религиям и преподавала в вузе.

- Как ты пришла к керамике?
- Это история одной аферы. :) Дело было летом 2007 года. Мне в тот момент очень нужно было поменять свою жизнь, и в связи с этим я много-много ездила тем летом. Вообще-то, у меня нет никакого художественного образования, даже художественной школы, мне было 25 лет, и я преподавала в вузе, и организовывала всякие праздники. :) Рисовала более чем криво, лепила еще хуже. И вот в деревеньке Окунево под Омском я попала в керамическую мастерскую. Там мне так понравилось, что я решила попробовать. Мастерских же, где на приемлемых условиях можно было бы заниматься керамикой, в нашем городе не было. Недолго думая, я попробовала в компании с парой друзей сделать свою мастерскую. И муфельную печку сделать тоже, потому что денег покупать готовую не было. Скажу вкратце, что это очень сложно. Но мы собрали муфельную печь, припасли много мешков глины, немного влезли в долги и взяли заказы на керамику, чтобы с ними рассчитаться. При том, что мы тогда мало чего умели, хорошо, что это были заказы на штампованные сувениры. Но после всего этого стало ясно, что мы влипли в глину по уши :) Сил было вложено уже столько, что отступить никак. Вот и стали заниматься - сначала компанией, потом самостоятельно. В общем, мы годик поработали, делали всякую фигню, а потом стали получаться вполне ничего себе вещи. :)

О глине, орнаментах и трудовых буднях керамиста

Рулетка запускается!

 photo 05199aee32ea8f103931c56c4bf1aee5_zps6526a8d3.jpg

@темы: интервью

главная