Голландская рулетка: творчество ради жизни

Записи за месяц: Ноябрь
15:38 

Сорок восьмая неделя (26 ноября — 2 декабря)

Голландская рулетка
"Человеку нужен человек".

Все просто: с кем-то ты расцветаешь, а с кем-то гаснешь. Это ничего не говорит о душевных качествах человека — он может быть самым прекрасным в мире! Но не для вас.
Люди рядом с вами не должны быть идеальными. Но должны быть "своими" — чтобы пространство внутри отзывалось на них теплом. Только рядом с ними мы можем расти творчески и душевно.
А среди ваших знакомых много людей, которые помогают душе распускаться?

Окружай себя только теми людьми,
С которыми можно ноги поджать к груди
И говорить о том, как устроено мироздание,
Какие люди удивительные создания,
И отчего небо синее, а солнце греет.
Люди, которые так же, как ты, умеют
Жить. И чувствовать пульс Земли.
Окружай себя теми, с кем богатеешь, будучи на мели.
С кем душа тянется к настоящему и живому.
Окружай себя теми, с кем по-простому,
От кого ничего не ждёшь и знаешь — он от тебя не ждёт;
Теми, кто живёт,
С кем не нужно выдумывать образов и ролей,
С кем становишься сам живей!
И с которыми даже может случиться
воинственный спор,
Но и он раскроет в тебе самом
Что-то искреннее, важное и твоё.
читать дальше

Рулетка запускается!


21:45 

Сорок седьмая неделя (19-25 ноября)

Голландская рулетка
"Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу". — О. Генри

Рэй Бредбери сказал: "Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив".

В этой цитате меня особенно тронула одна фраза: "...в чем после смерти найдет прибежище твоя душа". Если на минутку — просто в качестве метафоры — допустить, что после смерти наши души и правда вселяются в созданное нами, где бы оказалась моя?

На следующей неделе у меня выходит первый сборник стихов для детей. В нем есть цветущие поля и журчливые речки, августовские звездопады и шушукающие ежики — пожалуй, неплохое место, чтобы обосноваться на пару вечностей! Или можно вселиться в кольчужный браслет: в нем слышатся вихри северных ветров, плеск волн о резные бока драккара и низкие гортанные песни викингов. А может быть, стать теплым шарфом? Я их давненько уже не вязала, но кого-то до сих пор согревает тот, бело-розовый, который случайно получился на полметра длиннее задуманного...

Расскажите, а во что бы хотелось вселиться вашей душе?
Какую-то конкретную сказку, рисунок или особенно любимую вышивку?
Гитарную мелодию, безупречно стройный компьютерный код или чердак вами же построенного дома?
В каком из созданных вами миров вы поселились бы сами?

Рулетка запускается!


19:25 

Сорок шестая неделя (12-18 ноября)

Голландская рулетка
"Если есть книга, которую ты хотел бы прочитать, но она еще не написана, то возьми и напиши ее". — Тони Моррисон

Сегодня мы вслед за группой "ЛитЦех" хотим поделиться статьей Марка Полещука, в которой он рассказал о "печатных машинках" нашего времени. Эти программы призваны облегчить жизнь всем пишущим людям — особенно тем, кому приходится иметь дело со множеством сюжетных линий или структурировать большие объемы материала. Расскажите в комментариях, а как пишете вы?

"Всегда искренне недоумевал по поводу того, что писать *выберите предыдущий писательский инструмент* лучше, чем *актуальный писательский инструмент*. Дескать, выведенное собственной рукой, да на бумаге — есть жемчужина, бриллиант и прямое излияние души, а напечатанное на клавиатуре так, суррогат. На мой взгляд, это совсем не так. Более того, писать на компьютере сегодня в разы удобнее и потому, что есть целый ряд полезного софта, который помогает писателю работать быстрее и эффективнее.

Начиная карьеру (я и сейчас в её начале, но тем не менее), я писал в самом обычном текстовом редакторе Word и его аналогах (Google Docs обожаю до сих пор). Доступность этих программ в сочетании с более-менее известным функционалом делает их хорошим стартовым приложением для набирания текстов, вроде статей и рассказов. Для них не нужно много места, а сиюминутные заметки и отвлечённые мысли можно писать на соседней странице, умещая в одном документе весь мыслительный труд. Но когда созреваешь написать роман, оказывается, что Word, Google Docs, Open Office и прочие офисные программы подходят плохо. Разномастные заметки, карточки персонажей, планы сюжета и отдельных сцен быстро превращаются в огромную папку с сопутствующим материалом, разбираться с которой сложнее день ото дня. Тогда я начал искать альтернативы, а нашёл великолепный инструментарий.

Первая программа — Scrivener.
Признаюсь, я относился к ней довольно скептично долгое время. Дело в отсутствии сколько-нибудь адекватных уроков для начинающих, так что разбираться с программой приходится самостоятельно. Мне кажется, я до сих пор не освоил большую часть хитростей, но даже то, что мне теперь известно, делает писательство, с технической точки зрения, простым и приятным.

читать дальше

Рулетка запускается!


15:35 

Сорок пятая неделя (5-11 ноября)

Голландская рулетка
"Зимой холодно тем, у кого нет теплых воспоминаний". — Терри Маккей

Друг выложил в своем блоге фото: в магазинах появились елочные игрушки, — и написал: "Торопятся! Но это приятно, что скоро Новый год, а потом лето".
Я сначала улыбнулась от того, что у него между Новым годом и летом как будто вовсе нет пауз, а потом подумала: а у меня-то есть? Какие планы у меня на февраль? Что можно сделать только в марте такого, чего потом не получится сделать весь остальной год? Ради чего я могу ждать апреля? Или нет, апрель далеко, еще даже не Новый год; пока еще только — ноябрь, и что в нем?
Раз в году — только в ноябре — я ставлю настаиваться сухофрукты для рождественского кекса. Я любовно выбираю изюм, курагу, финики и инжир, сушеные персики и сушеные вишни, мою и режу и заливаю пряным алкоголем, чтобы они стояли, пропитываясь, хотя бы пару недель. Они так пахнут, что уже от этого как будто начинается праздник.
Как вы делаете ноябрь если не лучшим, то хотя бы одним из радостных месяцев?

Рулетка запускается!


15:24 

Сорок четвертая неделя (29 октября — 4 ноября)

Голландская рулетка
"Не бегай за людьми. Будь примером. Привлекай их. Много работай и будь собой. Люди, которые должны быть в твоей жизни, сами найдут тебя и останутся с тобой. Просто делай свое дело".

На днях я принимала участие в международном форуме кукольных театров (потому что я пишу тексты и для театров кукол тоже). Я привезла свои последние (по времени выхода) книги и по одной из них должна была проводить мастер-класс, посвященный работе с детскими страхами.

За пару дней до назначенного времени организаторы спросили, можно ли привести ко мне детей-аутистов, детей с нарушениями психики в результате дцп, солнечных деток. Я попросила не делать этого: во-первых, я не имею опыта общения с такими детьми, во-вторых, не поручусь за их безопасность во время работы с фломастерами, которыми участники мастер-класса будут рисовать свою книжку страхов.

Наверняка вам уже понятно, к чему я клоню, да? К тому, что здоровые дети, которых должны были привезти на мастер-класс, прийти не смогли, а особенных деток как раз привезли — причем, разных. Организаторы все равно пригласили их, рассчитывая, что они "посидят в сторонке", когда я буду работать с "обычными". И, разумеется, я ни о чем не знала, пока не вышла на сцену и не увидела своих зрителей.

До этой встречи у меня действительно не было опыта работы с особенными детьми, но я сделала вид, что все так и задумано — а что мне еще оставалось делать? Я пригласила на сцену этих детей, их кураторов и мам, а также желающих из числа взрослых режиссеров и актеров, сидящих в зале — они пришли просто посмотреть на мастер-класс. И начала работать, на ходу сокращая и изменяя программу, ориентируясь на реакции своих особенных участников и действуя по наитию. Да, понятно, что весь мой опыт театрального педагога и режиссера детского театра был со мной, но в роли "театрального терапевта" я выступала впервые.

И знаете что? Никто об этом не догадался. После мастер-класса я получила много восторженных откликов и предложений о сотрудничестве как от коллег, так и от родителей этих детей. Но самое главное — тот контакт, который удалось установить с самими детьми, те проблемы, которые мы вместе с ними обнаружили и немножечко решили, объятия, которыми они меня наградили под удивленные возгласы мам: "Ого! Обычно он/она никого не признает с первого раза!"

Самое главное — это опыт, который я получила, просто рискнув пойти навстречу непредвиденным обстоятельствам. Опыт, который обязательно выльется во что-то еще — новое, рабочее, интересное. И которого могло просто не случиться, пойди я, например, на принцип, и откажись от проведения мастер-класса, увидев, что все идет не так, как запланировано.

Иногда я думаю, что смысл жизни — в которой и вовсе нет никакого смысла — заключается именно в том, чтобы делать свое дело и откликаться на вызовы, получая новый опыт. Трансформирующийся потом в новые грани своего дела и новые способы откликаться на вызовы. Все остальное, как правило, образуется почти само собой.

Рулетка запускается!


главная